Статья РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Последние данные социологических исследований свидетельствуют о неуклонном падении уровня владения родным языком среди представителей калмыцкой национальности и, в первую очередь, среди молодежи. В силу сложившихся обстоятельств семья перестала быть ядром языковой социализации, эта функция семьи была, естественно, возложена на систему образования. Критическая языковая ситуация, сложившаяся в республике, значительно повысила роль школы в решении задач, связанных с возрождением, сохранением и развитием родного языка. У детей титульной национальности слабо сформированы навыки развития речи по калмыцкому языку. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок, поэтому моя тема по самообразованию «Развитие коммуникативной компетенции на уроках калмыцкого языка и литературы» является очень актуальной.
Коммуникативный подход означает, что обучение языку должно иметь общую коммуникативную ориентацию, а овладение средствами языка должно быть ориентировано на практическое использование их в речевой деятельности. Такова цель данной статьи.
Народ вкладывает в слово весь свой многовековой опыт, свои думы и переживания, ласку и любовь. С помощью языка народ передает свою мудрость, свою культуру, традиции. Вместе с тем народ, как драгоценный камень, шлифует язык, отбирает лучшее, что в нем есть. Поэтому каждое слово имеет свое лицо, свой неповторимый аромат и оттенок. И ребенок должен не просто описывать свои впечатления, а, как музыкант, подбирать звуки, среди громадного богатства отыскивать то слово, которое в наибольшей степени может передать красоту природы, глубину чувств и ощущений. В процессе написания сказок и сочинений-миниатюр должен происходить сложный процесс самовыражения личности в творчестве. При этом ребенок познает радость творческого взлета, переживёт нравственное удовлетворение результатами своей интеллектуальной деятельности. Наряду с этим будет развиваться эмоциональная насыщенность восприятия, фантазия, логика мышления, лаконизм и красота речи.
Поэтому целью в преподавании калмыцкого языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
·отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
·обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
·учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников, помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
· снижение уровня читательской культуры;
· снижение уровня индивидуального словарного запаса;
· низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Обучение на уроках калмыцкого языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
- извлечь нужную информацию (полно или частично),
- проникнуть в смысл высказывания слушание;
- навыков изучающего чтения;
- умений ведения диалога и построения монологического высказывания говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
- собирать и систематизировать материал,
- составлять план, пользоваться различными типами речи,
- строить высказывание в определенном стиле,
- отбирать языковые средства,
- совершенствовать высказывание письмо, говорение,
Результативность уроков калмыцкого языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, оayие дкя bсе
· видо2 д5я
·ельности.
мдсто г рдзвит
·и речШ уча
·ихс прина
·лежит ра
·оте с текстом/ Существует
·бмЫь
·ое к
·личест
·о
·видов анализа текста на уроке русского язык
·: клфтурологичес*иi, ли
·
·саурЮ
·едческий, лингвистический,
·и
·гв>смысловой и коМплексны
·/
ФОм
· работы с тек
·т>м:
·син
·акси
·ещкая пятиминуткв;
·вклъчи кооСражн
·ие;
·mРпиши подоб
·о;·через допол
·итбльно5 зиддние
· диканру;
·составление
·аблицы.

· $Во вpемя 0нализа текста раз
·и
·а
·тся языковое чутьё и операционный аппарат мыш
·ения.!в воды, к кот
·рым п
·иходят ученик
·г результ тг
·дна
·и
·а и обсуждЕн
·йзадРний и отрыв
·ов текста, –
·о выводы`
· функцииязыковых срнд
·
·в(и$о способах и ЮбнарузеНия. Анал
·з те
·
·та, Проводимый рег
·лярно ,имеет боль
·ое значение для развит
·я рдчи чащихся,$фоpмирования умемия воспр
·нимать реч
· дру
·и
· и со
·дага
·ь qобственное высЪазывание>

·Р Совершенствуя речевыц д
·ят
·льность учащихся, опираюсь на уаиые разнообразЭые вады и Цднры"высЪазыван
·я на литературные
·темы, ко
·орые пpи обучении с>здают услов
·я еля разностороннего р5чевоУо и эстетического развития личности ученика. Он име%т во
·можностьРвыб
·ра этих fАнр
·
· на охнове следую
·ей классиЄикации связных монологических высказываний. Чтобы доба
·ьс
· ус
·еха в этом деле, я"не про
·то удзляю вним`ние чтению Ш аудкро
·анию текстов лингвистическ>го сод
·рЦания, а стараю
·ь це;ен
·пра
·кенно отрабатывать у школьmиков с
·ответствующ
·е уоеп
·я и0на2ыка.
Уїениви должны: ·пониМать коммуникативную цель чтения (слуш0ния)4текста и в соо
·ветстаим
· этйм
·организо2ывать процесс чтения;
- осознавать содержание текста;
- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста я стала вести целенаправленную работ, в процессе которой текст поэтапно анализируется;
- уточняются тема и основная мысль;
- проводится словарная работа;
- составляется план текста;
- выразительное чтение текста;
- ответы на вопросы учителя;
- пересказ текста,
Параллельно с развитием навыков чтения - понимания научной информации работаю с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.
Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности языковому анализу, размышления на лингвистические темы.
Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.




15