Пути повышения качества образования будущих специалистов.


Пути повышения качества образования будущих специалистов.
Автор: Гаджиева Зулайхат ГапуровнаГПОБУ РАЭК
Новые образовательные стандарты СПО предъявляют особые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Еще в стенах образовательного учреждения они должны овладеть необходимыми профессиональными компетенциями на таком уровне, чтобы с первых дней своей профессиональной деятельности были способны самостоятельно выполнять поставленные работодателем задачи.
            В этой связи главная задача нашего образовательного учреждения заключается в решении проблем повышения качества среднего профессионального образования.
Ключевой фигурой в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями стандартов и потребностями общества становится преподаватель.
Структурным подразделением учреждения образования, деятельность которого направлена на повышение качества образовательного процесса через освоение новых методов и приемов на основе мониторинга его составляющих и результатов, анализа деятельности преподавателей является предметная цикловая комиссия. Каждая цикловая методическая комиссии работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой колледжа « Практико-ориентированный подход как основное требование Новых образовательных стандартов и условие обеспечения качества образования будущих специалистов»
Тема не простая, и поэтому перед преподавателями стоит задача- заинтересовать студента так, чтобы его глаза горели, мотивировать их и поддержать этот интерес до окончания учебы в колледже. Не секрет, что в колледж поступают не самые лучшие выпускники школ, но преподавателям необходимо найти такие методы и формы работы со студентами, которые позволяют повысить познавательную активность студентов.
Первое, что должен сделать преподаватель, на первом же уроке довести до студентов сведения какие требования будут предъявляться, чтобы они в конце семестра были допущены к зачёту или экзамену. Несомненно, на повышение качества подготовки студентов влияет и то, как преподаватель сумеет заинтересовать своим предметом. Это можно сделать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке или дома , а также через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, включение игровых моментов. Важную роль в развитии активности студентов играет проблемное обучение, решение задач, деловые игры. В проблемном обучении студенты ставятся в позицию практики, т.е. в позицию людей, которые решают теоретические и практические проблемы. Стало быть, проблемный подход к обучению используется лишь в случае, если изучаемая тема или вопрос носят проблемный характер. Началом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. При введении студентов в эту ситуацию перед ними, как правило, ставятся вопросы: А вы как думаете? Почему? При каких условиях? Решение проблемной ситуации происходит в виде поиска ответов на поставленные вопросы. Проблемное обучение способствует более глубокому усвоению студентами учебного материала, воспитанию заинтересованного отношения к учёбе, развитию познавательной активности, мыслительных и эмоциональных способностей. В поддержании и развитии интереса к своему предмету огромную роль играет личность преподавателя. Знание своего предмета, мастерство преподавания, умение доступно объяснять, увлечённость своим делом, человеческое обаяние, добросовестность, контакт со студентами, вера в их силы – это залог того, что студенты будут ходить на уроки, и не будут пропускать занятия. 
Мотивация студентов на первом курсе направлена на то, чтобы «удержаться» в колледже. На старших курсах мотивация направлена на то, чтобы овладеть дисциплинами, которые понадобятся им в будущей профессиональной деятельности. Для повышения качества подготовки студентов, преподавателями много внимания уделяется привитию навыков самостоятельной работы студентов. Это, работа с учебной, технический и любой дополнительной литературой. Студенты учатся конспектировать, осваивать справочную литературу. Это проверка приобретённых умений и навык. Студенты готовят рефераты, док- лады. Как элемент проблемно-поискового обучения студенты составляют кроссворды по многим специальным предметам. Кроссворды помогают лучше усвоить и запомнить некоторые понятия, термины, названия. 
Опережающие домашние задания, проводимые в нашем колледже, дают возможность развитию творческой и познавательной активности студентов. Именно, выполняя это задания, у студентов развиваются и поисковые исследовательские способности. Студент, готовясь на следующий урок, учиться самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать, сопоставлять и это ,конечно же способствует повышению качества знаний студентов.Большую роль в повышении качества подготовки специалистов играют практические занятия. Практические и лабораторные занятия связаны с решением различных конкретных задач расчетного или экспериментального характера. Курсовые проекты и дипломные работы, отличаясь в основном лишь объемом выполняемых заданий, имеют определяющее значение в формировании навыков будущих специалистов дорожной отрасли. Чтобы студент мог лучше и качественнее выполнить курсовой проект, преподаватели принимают его поэтапно, тщательно проверяя каждую часть работы. Для повышения качества подготовки студентов, студенты принимают активное участие в выпуске газет, в неделе цикловой комиссии При этом студенты учатся: • Ясно видеть цели и задачи предстоящей работы • Находить главное и второстепенное в изучаемом материале, выделять и усваивать главное • Подтверждать теоретические знания практическими примерами • Всесторонне анализировать проблему, творчески подходить к её решению, не ждать готовых решений • Делать самостоятельно выводы и самому подводить итоги. Для повышения качества подготовки студентов преподавателями нашего колледжа проводятся факультативные и кружковые занятия, конференции, индивидуальная работа со студентами. Факультативные занятия играют важную роль в усвоении студентами достаточно широкого круга знаний, формирование и закреплении у них углубленных интересов по предмету. Индивидуальная работа со студентами проводится преподавателями для выявления творческих способностей студентов и их развитие, способствует профессиональной ориентации и самореализации. Одной из наиболее сложных, но эффективных форм повышения качества подготовки студентов является выполнение рефератов по предмету. Рефераты, написанные на основе нескольких источников, по праву можно назвать научными трудами и рассматривать как научно-исследовательскую работу студентов. Наши студенты неоднократно выступали со своими исследовательскими работами на конкурсах на различных уровнях и удостаивались дипломами и почетными грамотами различных степеней. Для отработки практических навыков организовано прохождение практики по получению первичных профессиональных навыков. Производственная практика предусматривает прохождение и закрепление полученных теоретических знаний непосредственно на предприятии, где студенты, которым через некоторое время предстоит влиться в трудовые коллективы дорожных организаций, не просто знакомятся с технологическим процессом, а работают на конкретных рабочих местах, познавая эти процессы изнутри. Прослушав курс специальных дисциплин, студент закрепляет свои знания в действующих организациях во время практики по специальности. Это ответственный момент в обучении. Поскольку, придя на производство, студент сталкивается с реальными видами работ в реальной организации. Более подготовленные в теоретическом плане студенты легче адаптируются к производству. Происходит слияние теории и практики. Иногда, придя на преддипломную практику, студенты собирают материал для дипломного проекта, выполняют и защищают его - это тоже повышает качество его подготовки. Опыт показывает, что те из студентов, кто в должной мере занимался всеми видами практик, легче входят в рабочий ритм производства, как специалист. 
В повышении качества образования студентов немаловажную роль играет результативность урока. Роль ПЦК заключается в повышении квалификации преподавателей. Проведение семинаров как «Организация результативного урока», «Как усилить восприятие учебного материала студентами», «Как побудить студентов задавать вопросы преподавателю, мастеру» дают возможность преподавателям добиться результативного урока.
Хотелось бы закончить свой доклад тем, что должным образом поставленная работа ПЦК приведет к повышению качества образования будущих специалистов.