Рабочая программа дисциплины Методология и методы научного исследования социально-культурной деятельности


Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)



Рекомендована Методическим совета колледжа протокол от

____________/Е.В.Пискунова/

Согласовано


Утверждено
приказом директора
от №
___________/Т.А.Голядкина/





РаБОЧАЯ ПРОГРАММа
МДК.02.03 Методология и методы исследования
в социально-культурной деятельности
по специальности среднего профессионального образования
050148 «Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» по программе углубленной подготовки




Квалификация: педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения -3 г. 10 мес.
На базе основного общего образования


РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
_________________,
протокол «______»_______2014 №
Председатель__________________







Санкт-Петербург
2014
Рабочая программа МДК.02.03 «Методология и методы исследования в социально-культурной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 050148 «Педагогика дополнительного образования» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. № 530; учебного плана по специальности среднего профессионального образования 050148 ««Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от 29 мая 2014 № 100.

Квалификация: педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности.

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

Разработчик: Дюдяева Л.Г.-преподаватель специальных дисциплин

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК.02.03 «Методология и методы исследования в социально-культурной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса 02.03 «Методология и методы исследования в социально-культурной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 050148««Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности», утвержденной приказом директора от 29 мая 2014 № 100 и входит в состав ПМ. 02 «Организация досуговых мероприятий»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Междисциплинарный курс 02.03 «Методология и методы исследования в социально-культурной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 050148««Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» утвержденной приказом директора от 29 мая 2014 № 100 и входит в состав ПМ. 02. «Организация досуговых мероприятий»
Теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении МДК. 02.03могут быть использованы при освоении ОП.08 «Основы учебно-исследовательской деятельности», а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, иных научно-исследовательских работ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения междисциплинарного курса: формирование у студентов методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.
Задачи:
Формирование системы знаний об основах методологии, методики научного исследования.
Формирование целостного теоретического представления об основных методах сбора информации, используемых в исследовании социально-культурной деятельности.
 Формирование практических навыков и умений применения научных методов, а также разработки программы методики проведения научного исследования.
Развитие навыков самостоятельного проведения исследования с использованием различных вариантов организации.
Формирование умений анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения.
Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов:
Воспитание нравственных качеств, привитие этических норм в процессе осуществления научного исследования.






В результате освоения МДК.02.03 обучающийся будет:
знать:

теоретико-методологические основы научного исследования социально-культурной деятельности.
методы планирования и организации исследований в области социально-культурной деятельности.

уметь:
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в социально-культурной деятельности;
разрабатывать конкретные программы научных исследований в социально-культурной сфере;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчётов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати;
владеть:

современными методами научного исследования в социально-культурной сфере;
владеть навыками организации и проведения полевого (прикладного) исследования; разработки программы и концептуальной основы исследования социально-культурных проблем;
навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

Процесс изучения МДК.02.03. направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3.Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часов.




















2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
148

в том числе:


Лекции
74

Лабораторные и практические занятия
74

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем
Содержание (указывается перечень дидак4тическиз единиц))
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1 Теоретико-методологические основы научного исследования социально-культурной деятельности.

Тема 1.1
Социально-культурная деятельность как объект научных исследований
Понятие «социально-культурная деятельность». Профессиональная и непрофессиональная социально-культурная деятельность.
Субъекты социально-культурной деятельности. Функции субъектов.
Объекты социально-культурной деятельности.
Функция социально-культурной деятельности

4 часа
1


Практические занятия
Диспут на тему «Культура и мастерство исследователя».
2 часа
2


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
4 часа


Тема.1.2
Методологические основы научного исследования социально-культурной деятельности.
Сущность понятий «метод», «методика», «методология».
Сущность научного исследования
Элементы научного исследования (противоречие, гипотеза, объект, субъект, цель, задачи, средства, результат).
Основные этапы исследования
Основные методы исследования в социальных науках
6 часов
1


Практические занятия
Семинар-практикум «Измерения в социальном исследовании»
Практико-ориентируемые задания по теме
6 часов
2


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
6 часов


Тема. 1.3
Программа научного исследования социально-культурной деятельности

Социальное исследование: понятие, виды
Типы шкал в исследовании социально-культурной деятельности
План социологического исследования
Структура программы социального исследования
Элементы программы социального исследования
Выборочный метод в исследовании социально-культурной деятельности
6 часов
2


Практические занятия
Практико-ориентируемые задания по теме
Разработка плана-программы научного исследования социально-культурной деятельности.
8 часов
2


Контрольные работы




Самостоятельная работа
6 часов


Раздел 2 Методы планирования и организации исследований в области социально-культурной деятельности.


Тема 2.1
Опросные методы анализа социально-культурной деятельности
Понятие опросного метода, разновидности опроса
Специфика опросных методов
Типы опросного метода: анкетирование и интервью (общность и особенности, достоинства и недостатки)
Классификация вопросов.
Разновидности организационных форм проведения опроса
Классификация опроса в зависимости от источника информации

6 часов
1


Практические занятия
Семинар «Телефонный опрос как разновидность опросного метода»
Практико-ориентированные задания по теме.

8 часов
2


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
6 часов


Тема 2.2 Социометрический и экспертный опрос как методы исследования социально-культурной деятельности
Понятие «социометрический опрос».
Практическое применение методов.
Методика проведения опроса.
Социометрическая матрица
4 часа
2


Практические занятия
Проведение социометрического опроса
Составление социометрической матрицы опроса для группы детей
8 часов
3


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
6 часов


Тема. 2.3
Методика проведения анкетирования.
Анкетирование как вид опросного метода.
Применение анкетирования в исследовании социально-культурной деятельности.
Структура анкеты: вводная часть, основная часть, “паспортичка”.
Содержание и основные функции каждой части анкеты.
Вопросы анкеты и способы их формулировок.
Проверка анкеты (правила проверки формулировок вопросов, правила проверки композиции анкеты, правила проверки графического оформления анкеты).
8 часов
2


Практические занятия
Анализ анкет социологического опроса
Разработка анкет для опроса
6 часов
3


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
8 часов


Тема 2.4 Методика проведения интервью.





Применение интервью в исследовании социально-культурной деятельности. Специфика интервью.
Процедура интервью: выбор объекта; определение места и времени интервью; запись ответов и оформление. Ситуация интервью.
Классификация интервью.
Групповое фокусированное интервью в исследовании социально-культурной деятельности (метод фокус-групп).
Способы регистрации ответов.
Функции интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Подготовка интервьюера. Эффект интервьюера.
Способы регистрации данных.
8 часов
1


Практические занятия
Подготовка гайда фокус-группы по теме: «Представления студентов колледжа о получаемой профессии».
Составление вопросов для бланка интервью по проблемам социально-культурной деятельности.
Проведение исследования методом фокус-групп на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа»

6 часов
2


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа
8 часов


Тема 2.5
Методика проведения эксперимента.
Место и роль эксперимента в научном исследовании социально-культурной деятельности. Классификация экспериментов.
Основные требования к организации эксперимента
Главные этапы в постановке эксперимента.
Контрольные и экспериментальные группы. Влияние условий на проведение эксперимента.
Виды переменных в эксперименте, их измерение и контроль.
Ошибки при проведении эксперимента.
Средства измерения в эксперименте.
Анализ результатов эксперимента. Проверка обоснованности выводов.


8 часов
2


Практические занятия
Разработка плана применения полевого эксперимента для анализа эффективности социальных программ.
Решение практико-ориентированных заданий по теме.
Разработка тем исследования проблем социально-культурной деятельности методом эксперимента.

6 часов
3


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
6 часов


Тема 2.6
Методика проведения наблюдения

Наблюдение как вид исследования в теории и практике социально-культурной деятельности.
Достоинства и недостатки (субъективные и объективные) метода наблюдения.
Классификация видов наблюдения
Этапы проведения наблюдения: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала; оформление выводов.
Подготовка наблюдателя. Основные знания и умения, которыми должен обладать наблюдатель. Надежность данных наблюдения.
Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения.
8 часов
2







Практические занятия
Составление карточек наблюдений для исследования поведения толпы на митинге, поведением студентов других групп на занятиях, поведение детей в процессе выполнения творческого задания
Составление параметров наблюдения для неструктурированного наблюдения на темы: поведения актива студентов колледжа, поведение учащихся на переменах.
Решение практико-ориентированных заданий по теме.
6 часов
3


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
6 часов


Тема. 2.7
Методика проведения контент-анализа документов
Применение и использование метода анализа документов в исследовании социально-культурной деятельности.
Классификация видов документов по различным основаниям.
Виды анализа документов: традиционный, классический (внешний и внутренний) и формализованный (контент-анализ).
Качественный анализ документов.
Специальные методы анализа документа
Осуществление внешнего анализа на первом этапе исследования, на втором - внутреннего.
Причины субъективной интерпретации документов.
Типичные ошибки при анализе документов.
Выбор необходимых видов документов для проведения исследования.
Этапы проведения контент-анализа.

8 часов
2


Практические занятия
Составление матрицы контент-анализа по теме «Идеальный образ избранницы по материалам брачных объявлений и заполнение её по данным реальных объявлений номеров газеты.
Разработка тем социологического исследования методом контент-анализа.
6 часов
3


Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся



Раздел 3 Подведение итогов научного исследования социально-культурной деятельности.

Тема 3.1
Статистический анализ данных исследования социально-культурной деятельности.

Подготовка первичных данных к обработке. Статистический анализ полученной информации.
Технические средства обработки социальной информации.
Упорядочение и систематизация полученных данных - группировка и классификация. Простая группировка. Перекрестная группировка.
Таблицы, схемы, диаграммы


6 часов
3


Практические занятия
Работа с документами, подготовка к обработке
Составление таблиц, схем, диаграмм
Решение практико-ориентируемых заданий
6 часов



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
6 часов


Тема 3.2
Подведение итогов. Оформление результатов исследования.
Обобщение и подведение итогов исследований
Структура отчета по результатам исследования.
Требования к оформлению результатов в мультимедийной презентации.

2 часа
3


Практические занятия
Оформление данных проведенного исследования
Научно-практическая конференция по результатам проведенного исследования проблем в социально-культурной сфере.
6 часов
3


Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
6 часов



ИТОГО:
222 часа из них
74-лекции
74-практические занятия
74- сам. работа


Перечень видов самостоятельной работы учащихся
Составление опорных конспектов по темам курса
Подготовка информационного сообщения
Написание реферата
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)
Написание эссе
Написание аннотации
Составление опорного конспекта
Составление глоссария
Составление обобщающей таблицы по теме
Составление графологической структуры
Составление теста и эталона ответов к нему
Составление и решение ситуационной задачи
Составление схемы, иллюстрации (рисунка)
Составление кроссворда по теме и ответов к нему
Научно-исследовательская деятельность студента
Формирование информационного блока
Изготовление информационной модели или блока моделей
Создание материалов-презентаций
Составление анкеты, вопросов интервью и беседы









3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: методическое пособие «Рабочая тетрадь по методологии научного исследования в социально-культурной деятельности»; фонды контрольно-оценочных средств, фонд контрольно-измерительных материалов; методическая литература; комплект учебников; методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению практических работ; конспекты лекций; задания для актуализации знаний; задания для освоения, закрепления знаний; дополнительные информационные материалы.
Технические средства обучения: доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб, 2008.
Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: уч.-мет. пособие.-СПб.: изд. «Лань», 2013.
Ядов В. А. Социологическое исследование / В. А. Ядов. М., Самара: СамГУ, 2001..
Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007.
Дополнительная:
Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологи¬ческого исследования: Учебник. [Текст]/ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2006. М.: ИНФРА-М, 2003.
Казанцев В. И. Методология и методика социологических исследований : Уч.-мет. Пособие [Текст] / В. И. Казанцева. Ульяновск: Изд-во УГУ, 2008.
Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Уч. пос. М.: МГУК, 2004.
Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. СПб.: СПб. ГУП, 2001.
Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологического исследования: уч. пос. [Текст] / Б. Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995..
Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М.: Юристъ, 2010.
Ньюман JI. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования. 1998. №3. Папковская П. Я. Методология научных исследований. М.: ИНФРА-М, 2007.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. Учебник [Текст] / Г. Г. Татарова. М., 1999.







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

теоретико-методологические основы научного исследования социально-культурной деятельности.
Решение практических задач; тест


методы планирования и организации исследований в области социально-культурной деятельности.
Практическая работа, тест

анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
Работа с учебниками, статьями, информационными источниками; тест.

использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в социально-культурной деятельности;
Практическая работа, тест

разрабатывать конкретные программы научных исследований в социально-культурной сфере;
Практическая работа, тест

обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
Практическая работа, тест

вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий;
Практическая работа, тест. Работа с учебниками, статьями, информационными источниками

представлять итоги проделанной работы в виде отчётов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати;
Практическая работа, тест



Разработчик : Дюдяева Л.Г. –преподаватель специальных дисциплин








13PAGE \* MERGEFORMAT141415


13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 115