Презентация к дипломной работе на тему Управление внедрением инклюзивного образования в сельской школе


Управление внедрениеминклюзивного образования в сельской школе Слушатель курсов профессиональной переподготовки «Менеджмент» Урюпова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «Владимировская СОШ», Тюльганского района Оренбургской области. Слепой экс-министр внутренних дел Великобритании До него ни в одной стране не было слепых от рождения мужчин или женщин, добравшихся до таких вершин власти. «Образование детей с особыми потребностями… Это необходимое условие создания… инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку… полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом…» Дэвид Бланкетт Актуальность В РФ одной из актуальных проблем являются вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети могут реализовать свой потенциал при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Вокруг данной проблемы ведутся дискуссии. Решаются вопросы оптимальной организации обучения различных категорий детей с ОВЗ. Эта проблема - одна из насущных именно для сельской школы, т. к выбора получения образования ребёнка с ОВЗ зачастую нет. Соответственно, в целом ряде случаев, миссия обучения ребёнка с ОВЗ является прерогативой обычной сельской школы. Цель исследования Разработать дорожную карту управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области.Объект исследованияСистема управления образовательной организацией. Предмет исследованияУправление внедрением инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ». Гипотеза исследования Усовершенствование управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ» будет эффективным если:-обновить нормативно-правовую базу;-обеспечить личностно-профессиональную подготовку педагогических и руководящих кадров системы образования; -разработать научно-методическое сопровождение внедрения инклюзивного образования с учетом специфики образовательного учреждения;-создать информационно-методическую базу;-улучшить социальную, психолого-педагогическую и нравственную атмосферу в образовательном учреждении; - разработать и начать апробацию дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования МБОУ «Владимировская СОШ». Задачи исследования На основе изучения теоретической и научно-методической литературы определить сущность и значение организации управления инклюзивного образования, особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Определить социальную и образовательную интеграцию детей с ОВЗ. Проанализировать исходную систему образовательного процесса для успешного управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ».Разработать и начать апробацию дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ». Понятийный аппарат Инклюзивное образование — «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом (ФЗ «Об образовании» 35, ст.2 п.27 разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.Планирование и внедрение инклюзивного образования – это процесс не только создания новых условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, но и перехода на новую ступень развития самой образовательной системы. Группы детей с ОВЗ Особенности детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Адаптация ребёнка к требованиям системыобразования Образовательная и социальная интеграция Адаптация системы образования ктребованиям ребёнка 2 3 5 1 4 3 7 дети с ОВЗ дети-инвалиды Дети с соматическими заболеваниями Дети с умственной отсталостью Дети с задержкой психического развития Кол-во детей с ОВЗ Кол-во детей инвалидов, обучающихся Инклюзивная форма обучения:дети-инвалиды и дети с ОВЗ Из них Кол-во детей- инвалидов и детей с ОВЗ в ОУ(всего) Информация о детях-инвалидах и детях с ОВЗ, получающих образовательные услуги В МБОУ «Владимировская СОШ» – 106 обучающихся В 2016 году уменьшаются расходы на образование. Высокие темпы инфляции 1. ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья Экономика 1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» от 18 октября 2013 года пока только на уровне проекта, не специализирован2. Отсутствуют четкие планы внедрения инклюзивного образования. 3. Недостаточное финансирование внедрения инклюзивного образования 1. Россия присоединилась к другим странам по вопросу инклюзии.=Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется н-пр. док-ми:=Поддержка инклюзивного образования на уровне правительства.=Принятие ряда программ по социальной реабилитации инвалидов.=Проведение параолимпиад =Предложены механизмы поощрения Политика - + PEST- анализ. Анализ макроокружения ОУ (фрагмент) =Создать условия для формирования жизнеспособной личности через эффективное формирование личностных компетенций в условиях внедрения ФГОС. =Создание условий для комфортной и безопасной образовательной среды в школе для детей с ОВЗ. =Создание условий для здоровьесберегающей среды.=Создание условий для обеспечения доступности качества ИО.=Создание условий сетевой модели ИО=Подготовить кадры для получения доступного кач-го ИО. + + + - + - + - + - + - МО РФ, МО субъекта РФ: 1. Качество образования детей с ОВЗ. 2. Доступное использование ресурсов системы ИО. 3. Принятие и реализация государственных Стандартов ИО- 2016.4. Жизнеспособная личность,5. Сформировать ИКТ-компетентность детей с ОВЗ. Компетентность: социальная, политическая поликультурная, коммуникативная, способность учиться всю жизнь. 6. Компьютерная грамотность.7. Профилизация детей старшей ступени с ОВЗ. Государство Стратегические цели Степень реализации запросов Запросы Субъекты деловой среды Запросы субъектов деловой среды ОУ (фрагмент) Подготовка и развитие материально- технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в интегративномпространстве. Наличие плана финансово-экономической деятельности по внедрению инклюзивного образования Создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья Сформироватьсистему мони-торинга учебНых достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инв-в,=мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений. Разработать нормативно-правовую базу инклюзивного образования участников интегративного образовательного пространства =Сформировать соц. заказ на повышение квалификации пед-х кадров ОУ для работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в условиях ИО; =Привлечение к решению задач программы партнёров: =внутреннее и внешнее партнёрство. Совершенствовать технолог-и психолого-пед. и медико-социального сопровождения обучающися с ОВЗ и детей-инвалидов; взаимодействия учреждения с семьей. Для этого были определены следующие мероприятия Создание качественного мате-риально-технического ресурса для внедрения ИО Создание качественного финансово-экономического ресурса для внедрения ИО Создание качественного научно-методического ресурса для внедрения ИО Создание качественного информационного ресурса для внедрения ИО Создание пакета кач-го нормативно-правового ресурса для внедрения ИО Создание качественного кадрового ресурса для внедрения ИО Создание качественного мотивационного ресурса для внедрения ИО Стратегические задачи Создание условий для внедрения инклюзивного образования в МБОУ «Владимировская СОШ» Стратегическая цель Администрация ОУ 2015-2017 гг. Организация курсовой подготовки педагогов для работы с детьми ОВЗ. 2.2 Администрация ОУ Август 2015 года Мониторинг готовности ОУ, стартовых условий введения инклюзивного образования, подготовка обобщённой информации мониторинга готовности ОУ. 2.1 2. Организационное обеспечение реализации инклюзивного образования Администрация ОУ 1 раз в квартал Подготовка отчёта по исполнению графика мероприятий по внедрению инклюзивного образования 1.5 Администрация ОУ В течение 2015 Разработка локальных актов по внедрению инклюзивного образования 1.4 Администрация ОУ Сентябрь 2015г. Организация внутришкольного Совета по инклюзии. 1.3 Администрация ОУ Сентябрь 2015г. Проведение совещания при директоре по реализации системы мероприятий Дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования на 2015-2018гг. и созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определёнными категориями нарушений детей с ОВЗ. 1.2 Директор школы, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, психолог Июнь 2015г. Разработка системы мероприятий Дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования. 1.1 1. Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования Ответственные Сроки Направления мероприятий №п/п Дорожная карта управления внедрением ИО на 2015-2017 гг. (фрагмент) В – тесное сотрудничество,С – имеются фрагменты, незначительное, Н – не ведется. Взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств, общественными объединениями. Межведомственное взаимодействие В – имеются,С – незначительный объем информации,Н – не имеются. Нормативно-правовое обеспечениеНаличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения федерального, муниципального, учрежденческого уровней. Педагогические условия В – проводятся регулярно,С – проводятся эпизодически,Н – не проводятся. Проведение обучающих семинаров по вопросам инклюзивного образования. В – банк данных ежегодно обновляется,С – банк данных не обновляется, Н – банка данных нет. Формирование банка данных о педагогических работниках, прошедших переподготовку по направлению «Инклюзивное образование». В – толерантное отношение ко всему процессу инклюзии, С – приятие частичное, ценности на уровне законно-правового отношения,Н – неприятие. Толерантность субъектов интегрированного образовательного процесса. Полисубъектный:педагоги, родители, учащиеся, сотрудники и представители учреждений и организаций Показатели Критерии Компоненты Критерии и показатели внедрения ИО (фрагмент) Первые результаты Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения федерального уровня, муниципального, школьного уровней. Разработаны локальные акты по внедрению инклюзивного образования. Разработана Дорожная карта управления внедрением инклюзивного образования. Разработаны критерии и показатели внедрения инклюзивного образования. Организован внутришкольный Совет по инклюзии. Курсовая подготовка педагогических работников по проблеме «Инклюзивное образование», «Доступная среда».Сформирован банк данных о педагогических работниках, прошедших переподготовку по направлению «Инклюзивное образование».Медико-психолого-педагогического сопровождения.Сформирован банк научно-методической литературы по инклюзивному образованию.Толерантность субъектов интегрированного образовательного процесса. Спасибо за внимание!