Адаптация мигрантов к социально-культурной среде


Адаптация мигрантов к социально-культурной средеРазвитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы адаптации детей – мигрантов в этнокультурной среде. Школа — это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и интеграция мигрантов. Дети оказываются в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Наиболее выраженные трудности адаптации: недостаточное владение русским языком; отличие форм и методов обучения; отсутствие навыков самостоятельной работы, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Следствие — перегрузка учебными материалами и накопление непонятого и неосвоенного объема информации, отрицательный опыт обучения.
Выделяются следующие группы адаптационных проблем:
- социокультурная адаптация;
- социально-психологическая адаптация;
- педагогическая адаптация.
Актуальность проблемы адаптации детей к новой образовательной среде в условиях миграционных процессов широкого спектра определяется в первую очередь задачами дальнейшего эффективного их обучения. Успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтому, успешное управление учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения учащихся, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками. Для решения группы адаптационных проблем в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексный подход, а именно: целостная система совместной деятельности администрации школы, педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде с опорой на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Крайне важно понимать это, чтобы налаживать эффективные межкультурные взаимоотношения. Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах. Основами межкультурного взаимодействия являются: речь и речевая культура, культура общения, поведения в условиях профессиональной деятельности, творчества, труда и быта, самореализации; информационная,  профессиональная,  нравственная, этическая, нравственная, правовая и политическая  культура, а также многое другое. В процессе общения с представителями других культур легко сделать ошибку, ориентируясь лишь на внешность человека или на прямое значение его слов.
Можно предположить, что каждая школа - это своеобразное «государство» в нашей большой России. И на жизни и деятельности таких «государств» отражаются все социокультурные изменения, которые происходят в России. Одно из таких явлений - это массовая этическая миграция, которая происходит в последние годы в России. В круг приоритетных задач социально-педагогической деятельности школы входит задача создания благоприятных условий для развития каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей. Сегодня к этому списку добавились этнокультурные особенности обучающихся, а вместе с тем и вопрос межкультурного взаимодействия. Без вдумчивого, разностороннего рассмотрения этой предельно важной педагогической проблемы трудно представить себе возможность создания благоприятной среды для успешного сотрудничества всех участников целостного образовательного процесса В общешкольном коллективе детей возникает необходимость воспитания межкультурной толерантности. От учителей здесь требуется особого рода чуткое понимание детей, наличие высокоразвитого чувства межкультурной толерантности, а также владение многочисленными, но не шаблонно повторяемыми способами этически корректной поддержки таких детей, особенно в период их первичной адаптации к новой социальной среде, стране, школе.
Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Часто такое заранее запрограммированное отношение дети «приносят» в школу из семьи. Но проблема обоюдна: зачастую для мигрантов является неприемлемым образ жизни коренного населения, а традиции и культура непонятны.
Межкультурной коммуникации можно добиться путем изучения и понимания, а также, что немало важно, и принятия культуры других субъектов общества. В воспитании межкультурной толерантности в школе мы работаем одновременно в трех направлениях:
Изучение культуры и традиций народов мира;
Погружение в культуру и традиции народов мира;
Принятие культуры и традиций народов мира.
Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.                              Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах.
Так в моём классе 25% детей – мигрантов. Безусловно, организация обучения ребенка-мигранта средствами инклюзивного образования невозможна без тесного взаимодействия с его родителями. Часто школа — это единственное место встречи родителей-мигрантов и государства. Поэтому, родителей необходимо, по возможности, включать во все формы работы школы с родителями: родительские собрания, выездные лагеря, экскурсии — любые неформальные мероприятия. Таким образом мы также помогаем адаптации детей, родителям становятся понятнее проблемы, которые возникают у их детей в школе.
Успешная социокультурная адаптация детей-мигрантов невозможна без взаимодействия с учениками, принадлежащими к принимающей культуре. Поэтому система воспитательной работы с детьми предполагает мероприятия, направленные на понимание и принятие «другого», его объективных отличий и трудностей. Важно при этом понимать, что индивидуальный план, который разрабатывается на этапе поступления ребенка в школу, не является окончательным: возможно, потребуется его дорабатывать и корректировать. Важным фактором социализации, по нашему мнению, является тесное взаимодействие двух институтов социализации: школы и семьи
В своём классе решили провести внеклассное мероприятие с обучающимися и их родителями посвященное «Дню матери».
В основном для успешной адаптации детей мигрантов провожу различные внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, походы, экскурсии, праздники в классе.
Также подчеркиваю необходимость тесного сотрудничества с родителями детей-мигрантов. Детей в классе сближает совместное творчество. Ко Дню матери решили проявить творческие способности и сделать поздравительные открытки своими руками. В восторге были не только дети, но их родители.

Можно сделать вывод: с помощью участия детей мигрантов в различных праздниках, играх, конкурсах происходит обмен культурными ценностями, способствующий успешной социализации.
Сценарий праздника приурочен ко Дню матери, для обучающихся средней школы.
Ведущая:
Сколько б ни было нам лет,
Мама – это солнца свет.
Это нежность алых роз,
Красота родных берёз,
Речки синей широта,
Мудрой сказки доброта.
Это глубь озёр лесных
И тепло стихов простых.
Мир нам отдала, любя.
Мама! Я люблю тебя!
Мама – это первое слово каждого ребёнка. Главное слово. Оно произносится по-разному на разных языках, но звучит одинаково нежно и проникновенно.
(Смотрим видеоролик. Видеоряд из фотографий детей разных национальностей, и слово «мама», произносимое на разных языках)
Ведущая: У нас сегодня необычный день. Он трепетный и сокровенный. Потому что каждому из вас, ребята, предстоит познакомить нас всех со своим самым дорогим и близким человеком – своей мамой. А это очень ответственное дело!
Учитель: Из поколения в поколение народ в пословицах и поговорках передаёт добрые ласковые слова о матери. Лучше мамы друга не сыщешь! Материнская ласка конца не знает! Сердце матери лучше солнца греет! При солнышке тепло, при матери добро
(Все рассматривают выставку детских рисунков, тема которых – портрет мамы. Рядом с каждым рисунком прикреплена фотография мамы художника)
Ведущая: Какие же ваши мамы красавицы! До чего же хочется познакомиться с ними поближе. Для этого мы с вами сейчас сотворим цветник, где каждая мама – прекрасный и неповторимый цветок.
(Детям до праздника было дано задание принести рисунок или фотографию цветка, который, по мнению ребёнка, похож на его маму. Сейчас нужно показать всем эту картинку и рассказать, чем же этот цветок похож на маму и почему выбор пал именно на него. Все фотографии прикрепляются на доску. Получается красивая клумба.
Для детей постарше можно дать другое задание: на каждую букву имени мамы ребёнка нужно придумать прилагательное, характеризующее его маму. Например: ИРИНА – Изобретательная, Романтичная, Интересная, Находчивая, Артистичная)!
Ведущая: Вот мы и познакомились с вашими замечательными мамами. Спасибо вам, ребята! Наверное, мамой быть – это сложно, как вы думаете? Ей всегда нужно быть терпеливой и внимательной, заботливой и любящей, быть готовый в любой момент броситься на помощь. А ещё маме нужно уметь делать много дел сразу. Мы сейчас попробуем с вами почувствовать, каково это – быть мамой.
Учитель:
Сколько добрых, нежных слов! Пусть они звучат каждый день, в каждой семье. Пусть их слышит весь мир, и от этих слов становится добрее!
«РОМАШКА» для наших мам.А сейчас мы обратимся к нашим мамам. (Ребята выносят разноцветную ромашку) Мамы по очереди, срывая лепестки, отвечают на вопросы, написанные позади лепестков.
-Как выглядел Ваш ребенок, когда вы увидели его в первый раз?
-Назовите первое слово Вашего сына или дочки.
-Какие песни Вы пели, усыпляя Вашего кроху? Напойте куплет .-Назовите самое первое стихотворение, которое Вы выучили вместе.
-Первый подарок, сделанный Вам Вашим ребенком.
-Каким вы хотите видеть будущее Вашего любимого человечка?
Учитель:
На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. Это «мама бабушка», потому что именно они несут в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души и доброты .Ребята, а ещё у ваших мам золотые руки, вы догадываетесь почему так говорят? Правильно, мамины руки всё умеют делать: готовить, шить, вязать. Да и всего не перечислить. Везде должны успевать нежные, ласковые, заботливые мамины руки.
Ученик:
Мамой очень просто быть,
Лишь с утра до ночи
Папе надо говорить:
«Я устала очень!»
Нет, не трудно мамой быть:
Раз – готов обед!
Ну посуду взять помыть –
Дел ведь больше нет,
Между прочим постирать.
Сшить чего-нибудь,
Если веник в руки взять,
Можно отдохнуть,
Мне косички заплести,
Книжку почитать,
Брата в садик отвести,
Папе шарф связать…
Я помочь решила ей
И скажу вам прямо:
Нет работы тяжелей,
Чем работать мамой!
(Игра «мамины дела». Нужно составить список из 4-8 дел, в зависимости от возраста детей, и придумать жест на каждое дело. Например: сварить обед – «мешаем» ложкой в воображаемой кастрюле кашу, проверить уроки – открываем воображаемую книгу, сходить в магазин – топаем ногами, убрать квартиру – «моем» пол, поиграть с ребёнком – хлопаем в ладошки. Ведущая называет дела сначала медленно, а потом всё быстрее, и путает детей, показывая не то, что говорит)
Ученик:
Обойди весь мир вокруг, только знай заранее;
Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз ласковей и строже.
Мама каждому из нас всех людей дороже!
Сто путей, дорог вокруг обойди по свету:
Мама – самый лучший друг, лучше мамы нету!
Ведущая:
У-у-у-уф! Оказывается, мамой быть совсем непросто! Ребята, сможете ли вы узнать свою маму среди других? Конечно, сможете! А вот интересно, сможете ли вы узнать разных мам из книг, мультфильмов и кинофильмов по их репликам? Сейчас мы это проверим.
Викторина «Узнай маму»:
— Наташа, ты уже и ведро вынесла? Умница дочка!
(«Домовёнок Кузя»)
— Мне наша квартира передачу «Что? Где? Когда?» напоминает. Не поймёшь, что где находится, и когда всё это закончится.
(«Простоквашино»)
— Не плачь! Ты действительно не слонёнок, ты – мамонтёнок! Но всё-таки ты – мой сын.
( «Мама для мамонтёнка»)
— Посмотри на кого ты стал похож! Вылитый кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!
(В. Драгунский «Денискины рассказы»)
— Мамочка, я не понимаю, что этому противному Волку от нас надо?
— Ему нужно то, чего у него нет
(Мама Коза из фильма «Мама»)
— Что же я должен делать?
— Только улыбнуться! Пойди и улыбнись. Тому, кто сидит в пруду.
(«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»)
— Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой!
— И даже за сто тысяч миллионов крон?
— И даже за сто тысяч миллионов крон!
(мама Малыша из «Карлсона» А. Линдгрен)
— Если ты будешь строить такие гримасы, как Пятачок, ты, когда вырастешь, станешь похож на Пятачка! А теперь – марш в ванную и не заставляй меня повторять это ещё раз!
(Кенга из книги «Винни-Пух и все-все-все» А.Милн)
— Будем сушить грибы старым ежиным способом! Надевайте грибы на меня! (мама Ежиха из книги А. Усачёва «Жили-были ёжики»)
Ведущая: Вот они какие – мамы: добрые и строгие одновременно, всепрощающие и требовательные, а главное – бесконечно любящие. О маминой любви народ сложил пословицы и легенды, а поэты воспели материнскую любовь в прекрасных стихах и песнях. Вспомним и мы с вами замечательные строчки, полные любви и благодарности.
(Небольшой концерт из подготовленных детьми номеров: стихов, песен, танцев)
Ведущая: Даже когда вы станете взрослыми, мамина любовь будет продолжать согревать вас, а огонёк маминого сердца будет светить, словно маяк. Откуда берётся свет маминой души? Какая она – мамина душа? А мамино сердце – что в нём? (Рассуждения детей: доброта, любовь, нежность, жизнерадостность, забота, ласка и т.д.)
Маму можно сравнить с солнышком – вот оно на доске (круг из картона). А у каждого из вас на столе солнечный лучик (вырезанный из картона). Пусть каждый напишет на нём что-то одно, из чего состоит мамина любовь и прикрепит свой лучик к солнышку.
(дети выполняют задание, получается солнце с множеством лучей, на каждом из которых написано какое-то качество материнской любви)
Ведущая: А теперь наш тихий и вдумчивый праздник заканчивается. Когда вы придёте домой, обнимите крепко и поцелуйте свою мамочку, загляните ей в глаза. Можно даже ничего не говорить, она всё поймёт сама.