КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «ЛАДОШКИ НА ПЕСКЕ»


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ЛАДОШКИ НА ПЕСКЕ»
(материал из опыта работы)
 
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.
Задачи:
- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;
- познакомить с песочницей;
- развивать приемы коммуникации;
- учить различать основные эмоции и состояния;
- закрепить знание и понимание эмоции «радость»;
- актуализировать желание умения регулировать настроение: улучшать настрой себе и другим;
-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.
Материал:    песочница,   палочки   для   суши,    декоративныйматериал  в пластмассовых емкостях  (различные бусинки,стеклянные шарики, фасоль, ракушки, пуговицы, перышки, монетки), аудиозапись медитативной музыки, набор цветных фото детей с различными эмоциями, воздушные шарики с изображением пиктограмм эмоций, бланк для ответов детей «Я радуюсь, когда…», свеча в безопасном подсвечнике, большие натуральные кисти для рисования, пульверизатор,емкость с водой, полотенце, покрывало.
Ход занятия
1.       Приветствие
Психолог предлагает детям поздороваться друг с другом, передавая по кругу зажженную свечу.
Психолог: Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу,  постарайтесь почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами.
2.       Упражнение «Знакомство с песочницей»
Психолог: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительной сказочной страной Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь - в этой песочнице,
/Психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало/
 Психолог: Адля того, чтобы познакомиться с этой удивительной страной Песка, давайте сядем поудобнее, расслабимся. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можнопомолчать/.
Психолог: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали?
Дети: ответы детей.
Психолог:   Давайте перемешаем его.  Перетирайте  его  между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его пещинки. Какой он на ощупь?
Дети: мягкий, холодный и т.д.
Психолог: Вам нравиться то, что вы чувствуете?
Дети: Да!
Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.
3.       Упражнение «Игра с ладошками»
Психолог: Закопайте свои ладошки в песок и давайте поднимем свои указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. Теперь пошевелите большими пальцами, указательными, средними, безымянными и мизинцами.
/Упражнение проделывается с каждым пальцем по отдельности двумя руками одновременно. Во время игры обращается внимание детей на то, чтобы на поверхности песка «работали» только те пальцы, которые называются,  остальная часть руки должна быть полностью погружена в песок/
Психолог: Игра закончена. Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, ребята, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!
4. Игровой комплекс из пальчиковых игр
 «Грабельки» /Положили «грабельки на песок»/
                             Листья падают в саду,
                             Я их граблями гребу.
/Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками/
 «Лодочка» /Соединили ладони/
                           Лодочка плывет по речке,
                           Оставляя на воде колечки.
/Дети выполняют имитационные движения плывущей лодки/
 «Пароход» /подняли трубу/
                            Пароход плывет по речке
                            И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,
/Дети выполняют имитационные движения по волнообразной траектории/
 «Улитка» /Рисуем пальцами улитку/
                            Я улитку увидала,  
                            И тот час нарисовала.
/Дети указательным пальцем рисуют улитку по нарастающей
в спиралеобразной форме/
5. «Осьминожки» /Теперь наши руки - осьминожки./
                            Мы морские осьминожки.
                            Разминаем дружно ножки.
/Дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы рук/
 Психолог: Закончили. А сейчас мы с вами будем рисовать.
5.  Упражнение «Рисование на песке». /На протяжении всего упражнения звучит медитативная музыка/
Психолог: Для этого необходимо разровнять песок руками,чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.
/Психолог предлагает детям взять фасоль с подноса/
Психолог: Посмотрите, какие у вас получилисьпортреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки: сделаем глаза, нос, рот.
/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т.п.) свои рисунки на песке/
Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!
/После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/
Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?
/Ответы детей: веселое, радостное и т.п./
Психолог: Давайте сейчас выберем для своих ладоней подходящий воздушный шарик с таким же настроением (пиктограмма «радость»). Теперь посмотрите на фото детей и каждый выберите по две фотографии с подходящим настроением. Какие помощники нам помогают узнавать наше настроение и то, что мы чувствуем?
/Ответы детей: нос, рот и т.д./
Психолог: Молодцы! А теперь давайте встанем и немного разомнемся! Берите кисточки и становитесь друг напротив друга! Сейчас мы будем рисовать наших помощников, по очереди, на лице друг друга.
6.  Релаксация «Портрет».
Дети по очереди закрывают глаза и по команде психолога  обводят сухой кистью части лица друг друга.
7.  Рефлексия.
Психолог: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, вам понравилось играть с песком?
Дети: Да!
Психолог: Что вы чувствовали? Вам было приятно?
Дети: Да!
Психолог: Какое настроение у ваших ладоней? А когда вы испытываете радость (ответы детей фиксируются в бланке)?
Психолог: Молодцы!Давайте сейчас каждый из вас выберет понравившейся предмет (ракушка, перо и т.п.)  и подарит на прощание  своей ладошке.
/Дети подходят к столу, на котором выложены разнообразные предметы, выбирают понравившейся и «дарят» своей ладошке/
 8. Ритуал прощания.
Психолог: Ребята наше занятие подошло к концу. Давайте ласково улыбнемся друг другу и вместе затушим нашу свечу. Набрали воздуха и подули!Молодцы! До свидания!
 
 
Литература
1.   Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Е.В. Белинская, Ю.С. Шиманович. - Мозырь: ООО / «Белый ветер», 2009.
2.   Развитие эмоциональной сферы дошкольника/ С.Ф. Коршунова, Л.И Савченко. - Мозырь: ООО «Белый ветер», 2007.