Статья лияние подвижных игр на развитие координационных способностей учащихся начальной школы












Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей младших школьников 6 – 8 лет.
(экспериментальная программа)




Л.Е. Пенькова
МОУ лицей № 22
Г. Орёл











Тип урока физической культуры, описываемый в настоящей работе, сложился благодаря эксперименту, проведенному мною на базе лицея № 22 г.Орла 1-х, 2-х классах.
Актуальность настоящего эксперимента объясняется необходимостью уделять особое внимание развитию двигательных способностей младших школьников, поскольку их координационные навыки являются недостаточно сформированными, а скоростные параметры - неустойчивыми. При этом, как известно, именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей школьников, поскольку в это время наиболее интенсивно нарастают показатели различных видов координационных проявлений, дети этого возраста наиболее быстро приобретают различные двигательно-координационные навыки. Мощным средством формирования координационных способностей у младших школьников является игровая деятельность. Уникальные педагогические возможности игры признаны сегодня исследователями и практиками, педагогами различных учебных дисциплин.
Центральное место в разработанной методике отводится игровым элементам, поскольку дети на уроках преимущественно сидят и мало двигаются, поскольку игра - это способ, с помощью которого ребенок познает мир, приобретает навыки общения, усваивает знания о мире, развивает мышление, ловкость, смекалку и другие ценные качества.
Целью используемой методики является развитие координационных способностей у младших школьников с помощью подвижных игр.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- апробация экспериментальной программы по развитию координационных способностей младших школьников.
- разработка практических рекомендаций для педагогов по физической культуре.
Инновационность методики, применяемой при проведении описываемого урока, заключается в разработке специальной экспериментальной программы, т.е. специального комплекса игр для младших школьников, состоящего из блоков упражнений, направленных на развитие кинестетической и реагирующей способностей, способностей удержания равновесия и ориентации в пространстве.
Эффективность разработанной методики проверена и подтверждена в рамках проведенного мною эксперимента, в котором принимали участие 2 вторых класса. Один из классов учился по обычной программе, а другой по составленной мною программе. После внедрения в практику разработанной нами методики уровень развития координации движения у учащихся 6-8 лет улучшился в среднем в 2,2 раза, школьники, участвовавшие в эксперименте, одержали победу в соревнованиях над сверстниками, имевшими высокий уровень развития координации движения, но не принимавшими участия в эксперименте.
Экспериментальная программа состояла из 2-х частей: тестирующей и развивающей.

Тестирование проводилось до и после эксперимента по специальным тестам, рассчитанным на 6 уровней.
1 уровень – Уровень развития реагирующей способности оценивался по реакции хватания вертикально падающего объекта. [Лях.В.И.,1998]
2 уровень – Для определения уровня развития тактильного кинестетической способности рук использовался тест «Перекладывание фишек», предложенный Л.Г.Харитоновой, Л.А.Суянгуловой 1989.
3 уровень – Уровень развития кинестетической способности (пространственные параметры) оценивался с помощью теста «Воспроизведение половины максимального прыжка в длину» [К.Майнель, Г.Шнабель]. [Лях В.И [27]
4 уровень – Уровень развития способностей к сохранению статического равновесия оценивался по результатам выполнения пробы Ромберга. Использовалась усложнённая поза «Аист»
5 уровень – Способность к удержанию равновесия в движении и ориентации в пространстве (динамическое равновесие) определяется по времени прохождения гимнастической скамейки. [П.Хирц с соавторами]
6 уровень – Для оценки способности к ориентации в пространстве использовался «челночный бег» [Лях.В.И [27]
Основная программа развития координационных способностей школьников 6-8 лет рассчитана на 20 уроков, проводимых в течение 2,5 месяцев с постоянным изменением и усложнением условий проведения.
Развивающая часть программы состоит из блоков упражнений, сгруппированных согласно направленности на развитие тех или иных видов координационных способностей. Выбор игр проводился с опорой на возрастные особенности и предпочтения детей.
Каждый из блоков равен остальным по продолжительности, объему и дозировке нагрузки, между ними существует возможность гибкой замены в случае более успешною развития одних учеников и отставания других. Это позволило осуществлять индивидуальный контроль и коррекцию в процессе занятий, дифференцировать объем и дозировку нагрузки в зависимости от индивидуальной успеваемости конкретного ученика. Каждый блок состоит из 4-х игр, направленных на совершенствование того или иного вида координационных способностей. Урок включает в себя 2 блока упражнений на развитие 2-х основных видов координационных способностей и 1 блок упражнений на расслабление.




Соотношение блоков, направленных на развитие различных видов координационных способностей, представлено на рис. 1.





Рис. №1









10% - блоки подвижных игр для развития тактильно-кинестетической
способности рук;
10% - блоки подвижных игр на расслабление;
25% - блоки подвижных игр для развития кинестетической способности;
9% - блоки подвижных игр для развития способности к сохранению равновесия.
26% - блоки подвижных игр для развития способности к ориентации в пространстве;
20 % - блоки подвижных игр для развития реагирующей способности;



Целевой аудиторией урока являются учащиеся 6-8-и лет классов начальной школы, как мальчики, так и девочки.
Продолжительность урока составляет 40 минут.
Сложность упражнений и нагрузка в течение занятия возрастают постепенно.
Игры компонуются согласно блокам программы, включаются также эстафеты. В течение недели используются игры всех 6-ти блоков программы, возможно различная комбинация игр и гибкая система варьирования упражнений.
Из сказанного выше можно сделать выводы; что развитие координационных способностей у школьников 6-8 лет с целью создания координационного фундамента и совершенствования уровня технической подготовленности может осуществляться путём использования игр, игровых упражнений на произвольное расслабление мышц.
В результате воздействия экспериментальной программы произошли положительные изменения уровня развития базовых видов координационных способностей.
Выявлены:
- Высокие темпы прироста (>50%) – реагирующей способности по тесту «ловля линейки», способности к сохранению статического равновесия по тесту «Аист».
- Средние темпы прироста (30-50%) – способности к ориентации в пространстве по тесту «челночный бег», способности к сохранению динамического равновесия по тесту «Ходьба по гимнастической скамейке».
- Низкие темпы прироста (>30%) – кинестетической способности по тесту «Прыжок в длину 50% от максимального», тактильно-кинетической способности рук по тесту «Перекладывание фишек малого диаметра».
И в заключении можно сказать, что результаты педагогического эксперимента демонстрируют достоверные тенденции в динамике роста показателей координационных способностей у детей 6-8 лет. Педагогический эксперимент показал, что использование в процессе физического воспитания предлагаемой мною программы развития координационных способностей эффективно. Применяемая система игр, игровых упражнений, эстафет обеспечивает определённый сдвиг в абсолютных значениях показатели характеризующих координационные способности для создания необходимых предпосылок успешного овладения высоким уровнем физической и технической подготовленности. Это видно из результатов тестирования после проведённого эксперимента (Приложения 1 и 2).
После педагогического эксперимента были проведены соревнования «Быстрые, ловкие, умелые», включавшие в себя эстафеты, для успешного выполнения которых необходимо иметь хороший уровень развития, координации движений, двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости и т.д.). Школьники экспериментальной группы одержали победу в соревнованиях «Быстрые, ловкие, умелые», значительно опередив по очкам своих сверстников.
Программу можно использовать учителям физической культуры для проведения 3-го дополнительного урока физкультуры в начальной школе.
Приложение 1
Результаты тестирования школьников 6-8 лет до и после эксперимента.


Показатели
Мальчики
Девочки



до экспер. Х±m
после экспер.
до экспер. Х±т
после экспер.

Реагирующая способность, показатель «ловля линейки», см.
23,6±4,0
15,0±2,8
20,4±4,9
15,5±4,5

Перекладывание фишек малого диаметра, с.
13,7±1,2
11,3±1,8
12,8±2,5
11,9±1,2

Точность воспроизведения прыжка в длину (50 % от максимального), см.
9,6±1,7
8,5±4,2
7,1±3,0
6,0±3,4

Статическое равновесие «Аист», с.
3,4±1,8
3,9±1,7
3,3±1,6
4,8±1,7

Динамическое равновесие «ходьба по гимнастической скамейке», с.
11,9±1,7
7,6±1,3
10,1+2,6
8,2±1,5

Способность к ориентации в пространстве «челночный бег», с
13,5±1,6
П,7±1,1
13,4±2,4
12,0±0,9


Приложение 2
Темпы прироста показателей, отражающих уровень развития различных видов координационных способностей школьников 6-8 лет после педагогического эксперимента, %

Показатели
Экспериментальная группа



мальчики
девочки

Реагирующая способность, показатель «ловля линейки»
56
54

Тактильно-кинестетическая способность, «перекладывание фишек малого диаметра»
18
7

Кинестетическая способность, точность воспроизв. заданной амплитуды движения, прыжок в длину (50% от максимального)
12
16

Статическое равновесие, проба Ромберга, поза «Аист»
55
65

Динамическое равновесие, «ходьба по гимнастической скамейке»
36
29

Способность к ориентации в пространстве, «челночный бег»
33
30



15