«Донбасс и Русский мир». «След в истории. Выдающиеся личности» (7 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №80 г.Донецка»

7 класс


Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир».

Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»

подготовила учитель УГД
Беззуб О.В.

Тема №3.2. Россия и характер русского человека
Цели:
на конкретных примерах показать особый склад русского характера, который определяет собой особую историю России; сформировать вывод об уникальности «русского характера»;
развивать умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Форма организации образовательного процесса: обзорное занятие
Ожидаемые результаты:
понимание особенного менталитета русского характера, умение приводить факты в доказательство
Ход занятия
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка Д/З
Целеполагание.
- сообщение темы урока;
- определение целей
Изучение нового материала
Россия – самая большая страна на свете. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одно государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.
На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.
Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордвинцы, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. Народ широк душой и долготерпеливый.
- Как вы думаете, что такое русский характер?
- Есть ли с «характер» другие сочетания: испанский, итальянский? Почему так?
Русский национальный характер сформировался к началу XX века. Генетически русский человек наделен эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью, - всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам.
Как и люди, народы переживают молодость, зрелость и старость. Их характер вполне формируется в зрелом состоянии. Характер русского народа сложился в результате воздействия различных факторов: осознания своей исторической миссии и реальной истории.
К началу XX столетия сложился специфический национальный характер, который был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых сословиях.
В статье «Что мы защищаем?» А. Толстой отметил: «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек так себе, потребовалось от него быть героем герой». Писатель утверждал, что «нет такого лиха, которое бы уселось прочно на плечи русского человека».
Это можно доказать на одном из примеров героизма в годы Великой Отечественной войны.
В воздушном бою Алексей Мересьев израсходовал все боеприпасы; «мессеры» окружили его, решили заставить сесть, чтобы взять советского лётчика в плен живым, его сбили. Он 18 дней ползком, с перебитыми, отмороженными ногами добирался до своих. Ему пришлось перенести нечеловеческие мучения: он боролся с медведем, страшно голодал, ел сырое мясо ежа. Мересьев испытал страшную душевную депрессию после операции, когда ему ампутировали ступни: «Ему никогда больше не поднимать самолёт в воздух, не бросаться в воздушный бой» Под воздействием комиссара Воробьёва, названного в повести «настоящим человеком», он загорелся мыслью снова возвратиться в боевой строй. Поверив в такую возможность, он очень цепко борется за это труднейшее возвращение, он жаждет сражаться, мстить врагу, побеждать, служить Родине. И, в конце концов, он добился своего.
- Что давало ему силу? Любовь к жизни? (героизм, чувство долга, желание быть полезным Родине)
- Характер русского человека ярко отображён и в былинах. Что такое былина?
Были
·ны (стбрины) – героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IXXIII веков. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Богатыри  персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги патриотического характера.
- Каких вы знаете русских былинных богатырей? Расскажите про подвиги, которые они совершили.
- Сформируйте вывод об уникальности «русского характера» на этих примерах.
Чтение стихотворения
Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна, нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна чужеземным мудрецам.
Сколько раз тебя пытали: быть России иль не быть?
Сколько раз в тебе пытались душу русскую убить?
Но нельзя тебя, я  знаю ни сломать, ни запугать.
Ножкин М.

Клубок-рефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это? (Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

Итог урока.
- Что такое русский характер? В чем его загадка?
-Приведите факты в доказательство.

Домашнее задание
На конкретных примерах показать особый склад русского характера.


Lђ Заголовок 2Lђ Заголовок 3/ђ Заголовок 415