Проект по теме «Разнообразие природы родного края»


Проект по теме «Разнообразие природы родного края»
Этапы и цель проекта: 1. Знакомство с растительным и животным миром родного края его полезными ископаемыми и водными ресурсами.2. Развитие навыков критического мышления, формирование коммуникативных навыков, управления самообучением, сотрудничества, планирования работы. 3. Воспитание любви к родному краю. 
Планируемые результаты
Предметные:
1.Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
2. Демонстрация с помощью буклетов, компьютерных презентаций, газет, фотоальбомов и др. знание и понимание тематики проекта.
3. Создание книги природы.-
Метапредметные:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Ход занятия
Организационный этап.
Придумано кем-то  просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
2. Разминка.
Начнём наше занятие с разминки:
Прослушайте и закончите стихотворение:
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.Человек и время года – Это всё вокруг …. (природа)
- Молодцы, правильно!
- Сформулируйте тему нашего занятия?
(открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края»)
- Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
-Ребята, напомните мне ,пожалуйста, как называется край, в котором мы с вами живём? (Донецкая область)
-Творческое название нашего проекта «Мир природы Донецкого края» (открыть на доске)
3.Актуализация изученного
- Давайте вспомним, что такое природа.
-Заполните кластер «Природа».
- Работать будем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.
(Один учащийся на доске собирает определение слова «Природа», второй - на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)
Природа
Неживая Живая
Полезные ископаемые Реки Растения Животные
Травы кустарники деревья
Звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся
-Молодцы!
- А к каким частям нашего кластера мы отнесём карточки со словами «речка», «клен», «воробей», «окунь», «книга»?
(Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)
- Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним уроком?
( Сегодня мы оформим книгу природы нашего края Донецкой области.)
- Какова цель нашего проекта? (Изучить природу нашего Донецкого края и создать книгу природы Донецкой области.)
-Какова практическая значимость нашего проекта?
(Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)
-Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?
Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?
Проблемный вопрос: Богата ли своим разнообразием природа Донецкой области?
Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы Донецкой области богат и разнообразен.
4.Повторение этапов работы над проектом.
Давайте вспомним, как мы работали над проектом.
1)Разделились на группы: Географы, Ботаники, Микологи, Зоологи, Экологи.
И отправились добывать информацию.
2)Этап сбора информации.
- Как получали информацию?
Работали с литературой, консультировались с учителем , работали с интернет ресурсами.
3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.
4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.
- А сегодня группы подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы.
А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги.
І.Слово предоставляется географам.
Сергей АяксДонецкий край.Донецкий край, шахтёрский край,Любимый мой родной,Прекрасной розой расцветай,Эдемской, неземной!Такого края не найти-Взлети хоть в облака!Неувядающе цвети,Предолгие века!!!Услышьте, милые края,Слова моей любви:Донбасс, о, Родина моя,Блаженствуя живи!Дари обильный урожай,Соль, уголь и металл!!Донецкий край – ВЕЛИКИЙ КРАЙ!И кто о том не знал?
1 учащийся.
- Мы изучали неживую природу Донецкой области.
2 учащийся.
- Я изучал полезные ископаемые нашего края.
О них я подобрал загадки и предлагаю вам их отгадать.
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали....(Уголь)
Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь - можешь брать
Веселее с ним играть.(Песок)
Отдельно — я не так вкусна,Но в пище — каждому нужна.(Соль)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина)
- Да, в Донецком крае распространены соль, уголь, песок и глина и другие полезные ископаемые. Их добывают в шахтах, карьерах.
3 ученик.
-Меня интересовали реки нашего края.
Я захотел узнать, какие реки протекают в Донецкой области?
Изучив информацию в интернете, в библиотеке и побеседовав с учителем, я узнал, что всего по Донецкой области протекает 110 речек. Около половины из них имеют протяженность русла более 25 км. И, хотя некоторые реки в засушливые периоды склонны к пересыханию, стабильное водоснабжение поддерживается за счет 20 водохранилищ. Кроме этого, на территории Донетчины сооружены более 1 тыс. прудов с общей площадью водного зеркала около 8 тыс. га.
«Хоть и говорят, что у нас воды очень мало, Донецкая область богата поверхностными и подземными водами. Только вблизи Донецка, в Ясиноватском районе, берут начало 3 больших реки .
- Волчья,
- Кривой Торец, которая потом впадает в Северский Донец,
- Кальмиус.
Донецкая область богата своей водой, только люди не хотят или не умеют ее рационально использовать. Например, за последние годы регион полностью лишился водоемов, вода которых была бы пригодна для купания. Еще 3 года назад санитарно-эпидемиологическая станция пригодными для купания людей определила 40 водоемов, однако спустя год таких оставалось 15, а сейчас все они загрязнены и закрыты.
О качестве питьевой воды и вовсе говорить не приходится. По словам экспертов, донетчане уже давно пьют не воду, а «коктейль», состоящий из самых разнообразных примесей, большинство которых влияют на здоровье человека не лучшим образом. В итоге получается, что несмотря на достаточное количество водоемов в регионе, большая их часть просто «простаивает», не будучи востребованными ни среди купальщиков, ни среди тех, кто нуждается в питьевой воде.
ІІ.Слово предоставляется группе ботаников.
1 учащийся.
Мы изучали растительность нашего края.
Одна из самых значительных примет весны в нашем крае - цветение мать-и-мачехи. Цветок довольно долго красуется в одиночестве, листья вырастают позже. Если приложить листок к щеке, легко убедиться: верхняя сторона его холодная – «мачеха», а нижняя теплая – «родная мать». Поэтому его и прозвали в народе мать-и-мачеха.
2 учащийся.
...березу называют «пионером» леса, т. к. она первой осваивает открытые пространства в лесной зоне: вырубки, гари, прогалины, пустыри. Ее проростки не боятся солнца, заморозков, ветра.
...в нашей области произрастает 1812 видов растений, из них - 120 древесно-кустарниковых.
3 учащийся.
...в лесах нашего края встречается ландыш майский. Осенью у него созревают плоды красного цвета. Аппетитные на вид, но горькие. Однако это лишь на наш с вами вкус. А вот лисы очень любят плоды ландыша. Как говорится, вкусы у всех разные!
...в наших лесах белые грибы, лисички, опята в среднем растут 10 дней. Быстрее всех среди грибов растут дождевики. За час они могут вырасти на 30 см.
Физкультминутка «Я рисую речку» ІІІ.Слово предоставляется зоологам.
1 учащийся.
-Мы изучали животный мир нашего края.
Животные Донецка
Еще два столетия назад в нашем крае водилось множество зверей и птиц. Многих из них мы уже не сможем сегодня увидеть: антилопу сайгак, дикую лошадь тарпан, медведей, бобров.
Сегодня в лесу можно встретить косулю, лося, дикого кабана. Хорошо прижились у нас заяц-русак, белка, каменная куница, лесная соня, европейская норка, барсук, реже встречаются ласка и горностай. Довольно часто можно видеть в степи красную лисицу. Волки лишь иногда заходят на территорию нашего края. Водятся в степи и ежи, суслики, мыши, совы, степной хорек, летучие мыши, землеройки, енотовидные собаки, сурки. Первым признаком прихода весны считали посвист сурка. Вдосталь выспавшись за долгую зиму, зверек, почувствовав тепло весеннего солнца, вылезал из норки, становился на зад-ние лапки, навострив ушки и подняв нос, громко оповещал о приходе весны. Люди в эти дни выходили в степь, чтобы услышать голос живого предвестника. «Просвистел байбак, - говорили в народе, - прячь теплую одежду в сундук».
2 учащийся.
Птицы Донецкого края
Мир птиц нашего края довольно разнообразен. Около 250 видов обитает в Донецкой области, но большая часть бывает в нашем крае только пролетом - весной и осенью. Самая крупная птица - дрофа. Вес её достигает до 16 кг. К сожалению, встретить её сегодня можно очень редко даже в заповедниках.
В лесах, полезащитных полосах живут синицы, мухоловки, горихвостки, пеночки, зарянки, поползни, кукушки, козодои, иволги, грачи, дятлы, серые вороны, галки, сороки, горлицы. В населенных пунктах живут воробьи, ласточки, скворцы, стрижи. В степи и на полях встречается несколько видов жаворонков, перепелов и серая куропатка.
3 учащийся.
Животный мир водоемов
Есть в нашем крае и утки, цапли, селящиеся по берегам речек и водоемов. Их видели и на косах у Азовского моря, и у села Кипучая Криница, и в устье речки Грузской, в окрестностях Дружковки и Константиновки. Некоторые виды уток остаются у нас зимоватьна теплых водах у электростанций. Даже в Донецке, как отмечает орнитолог Л.И.Тараненко, на верхнем пруду речки Кальмиус зимует до 1500 уток-крякв. В тридцатые годы на Белосарайской косе гнездилась колония пеликанов.
Часто возле водоемов можно видеть стрекоз. Это хищные насекомые. Они уничтожают мух, комаров. Быстро и стремительно летают они все лето, гоняясь за добычей, а к зиме погибают, отложив яйца в воду или на водные растения.
В пресных водоемах нашего края обитают различные моллюски: прудовик, лужанка, катушка. У всех моллюсков мягкое тело защищено раковиной. Из раковины выступает мягкий орган, который называют ногой. С её помощью моллюск двигается по дну и ползает по растениям. Если моллюска потревожить, он прячет ногу в раковину. Когда водоем пересыхает, многие моллюски погибают.
ІV. Слово микологам.
1 учащийся.
- Мы изучали грибы нашего леса.
И приготовили для вас загадки о грибах. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы растут в нашем лесу.
 На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
 Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
В ряд построились грибочки,
Приподняв собой листочки,
Прячут рыжие береты
И такие же жакеты.
Рад грибник найдя малышек.
Этот гриб зовётся …(рыжик)
Стоят они в лесочке,В оранжевых носочках,Милые сестрички,Имя им …(Лисички)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
 Некоторые грибы хотя и ядовиты, но они нужны лесу. Например, мухомор является лекарством для лосей.
 V.Слово экологам.
Учитель.
- Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.
- Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?
Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.
1 учащийся
Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их, люди создают заповедники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.
Заповедник Каменные Могилы - это уникальное творение природы. Кристаллические породы, которые находятся на территории заповедника, по некоторым аспектам не имеют аналогов в мире. Здесь также можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете.
Расположен заповедник Каменные Могилы посреди степи Володарского района Донецкой области и Куйбышевского района Запорожской области.
На месте современного заповедника 2 миллиарда лет назад извергался вулкан. Теперь это мощные скальные выходы высотой до 70 метров.
2 учащийся
Региональный ландшафтный парк расположен в устье реки с одноименным названием, на берегах  Клебан-Быкского водохранилища неподалеку от г. Константиновка Донецкой области, заповедник организован решением Донецкого областного совета от 29.02.2000 г.. Площадь природного парка составляет 1874 га., с включением в его состав Клебан-Быкского водохранилища и близлежащих территорий.3 учащийся
Зоопарк на территории Донецкого металлургического завода в парковой зоне вместе с детской площадкой открыт "Городок улыбок". В зоопарке собрано множество животных: муфлон, двугорбый верблюд, пони, осел домашний, пекари ошейниковый, енот-полоскун, красноголовая утка, чубатая утка, мандаринка, каролинская утка, печанка, мускусная утка (индоутка), красноголовый нырок, нутрия, страус нанду, кустарниковый валаби, макак лапундер, макак резус, фазан румынский, фазан трогопан, куры, фазан золотой, фазан королевский, павлин обыкновенный, цесарка обыкновенная, серые нимфы, ожереловые попугаи, журавль-красавка, кинги, штрассеры, кучерявые голуби, дутыши, трубачи, дикобраз, коза камерунская, лама, олень пятнистый, лань европейская, гривистый баран, саванная зебра, бизон.4 учащийся
Донецкий минизоопарк (Донецк) Экзотические рептилии, змеи, ящерицы, амфибии, пауки.... Минизоопарк начал свою жизнь в 1992 году, основанный на базе небольшого клуба аквариумистов в Донецке.5 учащийся
Донецкий ботанический сад открыт для посещения с мая по ноябрь. За год здесь проводится более 2000 экскурсий для 30000 посетителей. В коллекциях Донецкого ботанического сада  71 вид растений, охраняемых на международном уровне; 97 видов растений, занесённых в Красную книгу; 88 видов растений, охраняемых на региональном уровне.Спасибо экологам.
5. Подведение итогов работы.
-А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?
- Подтвердилась ли гипотеза нашего края?
(Да, природа нашего края очень разнообразна. Но её надо беречь.)
Песенка «У дороги чибис»
Текст (слова) песни «У дороги чибис»
У дороги чибис,У дороги чибис,Он кричит, волнуется, чудак:А скажите, чьи вы?А скажите, чьи вы?И зачем, зачем идёте вы сюда.А скажите, чьи вы?А скажите, чьи вы?И зачем, зачем идёте вы сюда.Не кричи, крылатый,Не тревожься зря ты -Не войдём мы в твой зелёный сад.Видишь - мы ребята,Мы друзья пернатых,Мы твоих, твоих не тронем чибисят.Видишь - мы ребята,Мы друзья пернатых,Мы твоих, твоих не тронем чибисят.Небо голубое,Луг шумит травою,Тут тропу любую выбирай!Это нам с тобоюВсем нам дорогое -Это наш родной, родной любимый край.Это нам с тобоюВсем нам дорогое -Это наш родной, родной любимый край.И когда цветёт он,И когда зовёт он -Мы уходим в дальние пути.По степным широтам,Через речки бродом,Всю страну, страну нам хочется пройти.По степным широтам,Через речки бродом,Всю страну, страну нам хочется пройти.
- Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.
Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её? ( В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)
- Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?
(Представлены на выставке, картинки, загадки)
6. Рефлексия деятельности
- Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…
Мы считаем, что нам удалось …У нас не получилось … потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
7. Подведение итогов:
Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.