Круглый стол для учителей математики по теме: «Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС »


Круглый стол для учителей математики по теме: «Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ».Автор: Сосенкова Н.М., методист по информатике и ИКТ МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан»
Регламент работы круглого стола - 40 минут:
Актуализация темы- 5 минут
Работа в группах - 15 минут
Представление результатов работы групп (приблизительно по 5 минут выступление каждой группы) - 15 минут
Завершение работы круглого стола - 5 минут.
Анкетирование«Уровень подготовки к внедрению ФГОС»
Эпиграфом к теме нашего круглого стола мы выбрали слова Ю.А.Конаржевского: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Только на уроке можно определить роль учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие».
В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменятся и подходы к конструированию урока, требования к профессиональной компетенции педагога.
В ходе работы круглого стола мы предлагаем рассмотреть и обсудить ряд проблемных вопросов, связанных с организацией учебной деятельности.
На работу в группах Вам отводится 15 минут. В процессе обсуждения предлагаем использовать технологию «мозгового штурма». Это метод решения проблемы на основе вашей творческой активности, когда при обсуждении можно высказывать как можно большее количество вариантов решения. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут использоваться на практике.
Результаты работы группы необходимо представить в виде методических рекомендаций (листы на столах) и озвучить их (не более 5 минут). Мы надеемся на взаимопонимание и профессиональный диалог.
Вопрос для 1 группы.Как изменятся подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС ?Вопрос для 2 группы.Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС ?Вопрос для 3 группы.Как изменятся подходы к составлению рабочей программы по учебному предмету в условиях внедрения ФГОС?
По 1 вопросу:Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».
Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).
Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).
Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.
Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.
По 2 вопросу:Изучение нормативной базы ФГОС НОО.
Курсовая подготовка педагога.
Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов и её написание.
Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику урока.
Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.
Владение ПК и Интернет - ресурсами
Изменение роли педагога в образовательном процессе.
Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.
Внедрение научно-исследовательской деятельности в практику работы педагога.
По 3 вопросу:Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОСа. Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
В Рабочей программе педагога должны быть следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Описание места предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров
Результаты освоения учебного предмета
Содержание предмета
Тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение
В пояснительной записке были определены цель, задачи преподавания, основные направления работы и ценностные ориентиры.
В общей характеристике учебного предмета представили основные положения предмета.
В описании места предмета в учебном плане указали количество часов и объем преподавания.
В соответствии со стандартом второго поколения мы определили результаты деятельности учащихся, а так же программное и учебно- методическое сопровождение.
В учебно-тематическом планировании представили:
темы уроков
количество часов по программе
формы контроля
отметку о выполнении
В содержание учебной программы включили следующие компоненты:
Тема, раздел, количество часов
Планируемые предметные результаты обучения по разделуУниверсальные учебные действия
Деятельность детей на уроке
Определили условия реализации учебной программы.
Учебно - методические
Материально-техническиеТехнологии и методы
Информационно-образовательные
Разрабатывая рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы:
1. Выбрать программу по учебному предмету и соответствующий ей учебник из рекомендованного перечня.
Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной программе с целями, сформулированными в стандартах образования, примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы.
Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в стандарте, примерной программе. Определить результаты деятельности выпускников, не включенные в программу. Выделить результаты, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.
Сопоставить содержание выбранной программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в программу. Определить разделы, темы, вопросы программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения, и включить или исключить их из общего содержания.
5.Определить последовательность тем и количество часов.
Подобрать необходимую литературу, наглядные пособия, оборудование.
Подобратьконтрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых компетенций согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку компетенций; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Составитьрабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
Подведение итогов работы круглого стола.