«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)».


Тема доклада «Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)».
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского р-на»
Деменкова Ю.Л.
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Только на уроке можно определить роль учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие».
Ю.А.Конаржевский (Слайд 1-2)
Третий год я работаю в классе по внедрению ФГОС в НОО.
Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 20 учащихся только 5 человек более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих.  Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, логопедом были выявлены 4 ученика с логопедическим диагнозом.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
       В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, я как учитель стараюсь выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Например, уже на первых уроках обучения грамоте я ставила перед ребенком учебные задачи, и сначала вместе, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, охарактеризовать каждый звук, обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступали как предметные, но прошло немного времени, и ученики используют алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
           В связи с этим моя роль существенно изменяется в понимании смысла процесса обучения и воспитания. Теперь мне необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, , но и как процесс развития личности. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", я должна понимать, "Как учить?".
         В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
         (Слайд 3) В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.                          
                      Виды универсальных учебных действий
                                         (по материалам ФГОС НОО)
             (Слайд )  Регулятивные УУД  – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Какие приёмы я использую для их формирования. (Слайд ) Например,при изучении на уроке математики темы «Двузначные круглые числа»,чтобы спасти Кая, мы отправились в чертоги Снежной Королевы, где на пути встретились ледяные глыбы.
-Что особенного в этих глыбах?
– На ледяных глыбах двузначные круглые числа изображены с помощью пучков палочек. Чтобы преодолеть этот снежный завал, надо расположить глыбы в порядке возрастания изображенных на них чисел. Запишите в тетрадь числа, изображенные с помощью пучков палочек, в порядке убывания.
- В каждом записанном числе подчеркните цифру, показывающую на количество десятков.
- Чем похожи эти числа? Предложите свое название записанным числам. Такие числа называют двузначные круглые числа.
Таким образом я подвожу ребят к теме урока, учебной задаче.
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические.
        Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.
        Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач (Слай ) Использование таких схем приносит положительные результаты.
На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). При изучении темы «Разбор слова по составу» пользуемся памяткой разбора.
Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.
4. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем.        
  Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Уроки литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии «Педагогические мастерские», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Или, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
Пр-р: Изучая тему «Природные зоны» ,детям было предложено послушать заметки из дневника путешественника и найти ошибки .доказать их.
 При этом очень важно, чтобы на уроках  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
       самоопределение        смыслообразование -       нравственно-этическая ориентация          Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность.
Формирование УУД, реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.  Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.