Имитационные игры в коррекционо-развивающей работе педагога-психолога Службы поститернатного сопровождения с выпускниками ЗПР


Имитационные игры в коррекционо-развивающей работе
педагога-психолога Службы поститернатного сопровождения
с выпускниками ЗПР
Коррекционо-развивающая работа с выпускниками детского дома с диагнозом ЗПР отличается специальным социально-психолого-педагогическим подходом, который учитывает их психологические особенности (отставание речевого развитии, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, ограниченные фрагментарные знания об окружающем мире). Л.С.Выготский указывал, что «отклонения в развитии приводят к "выпадению" из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития» и тормозят процесс их адаптации.
Основными «мишеням» психолого-педагогического воздействия выступают такие компоненты социализации личности как:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Организация специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения воспитанников и выпускников детского дома с диагнозом ЗПР предусматривает применение таких педагогических средств, которые бы активизировали познавательные психические процессы (восприятие, внимание, логическое мышление), совершенствовали эмоционально-волевое поведение, увеличивали способность к целеполаганию, расширяли словарный запас.
Имитационные игры позволяют моделировать актуальную социальную  ситуацию из настоящей или будущей  самостоятельной  жизни воспитанников детских  домов. Например, «первый день в новом трудовом коллективе», «поездка в другой город к другу», «открытие счета в банке», «поселение в общежитие», «конфликт в коммунальной квартире» и т. д. В воображаемых условиях выпускником реализуется определенная адаптационная деятельность, мышление и воображение подсказывают пути решения проблемы, выстраивают план действий.
Игра, в отличие от других форм работы,  позволяет как бы «прожить»  определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии, спроектировать и оценить свои решения. В игре выпускники чувствуют себя привычно, так как это их любимый вид деятельности, и свободно высказываются, спорят, дискутируют. В игре присутствует активность воспитанников и выпускников, что указывает на субъектный характер поведения выпускника – именно он определяет и проблему и условия игрового сценария, и сам подведет итоги   своей работы.
Интересным аспектом имитационных игр является возможность изменить решение, которое оказалось плохим. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения, побывав в разных ролях. 
В практике педагога-психолога службы поститернатного сопровождения выпускников, целесообразно использовать имитационная игру в индивидуальном консультировании, в тренингах.
Погружение в игровую реальность выпусника в процессе обучения социальным навыкам способствует решению следующих задач:
· способность к планированию и проектированию;
· коррекция установок, способов мышления и действий, замедляющих адаптацию;
· способность к саморефлексии, формированию адекватного самовосприятия;
· отработка новых навыков поведения;
· умение делать прогноз эффективности собственной деятельности.
Главная воспитательная идея использования имитационной игры в коррекционно-развивающей работе с выпускниками детского дома с диагнозом ЗПР заключается в том, что они, как обучающиеся становятся  активнымы, творческими, развивающимися субъектами учебного процесса. Игра создает регулирующие, положительно окрашенные механизмы личностного развития, необходимые для адаптационных процессов выпускника:
· осознание роста в опыте построении этапов или фрагментов собственной жизни, осознавание ответственности за собственные решения и поступки;
· радость овладения более совершенными способами в хозяйственно-бытовой, социально-правовой, коммуникативной видах деятельности, усиление познавательной и профессиональной мотивации;
· удовольствие от участия в имитационной деятельности;
. чувство собственного достоинства, повышение самооценки за счет эффективного решения практических задач
Таким образом, игра – это не только имитация самостоятельной жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет выпускнику самоутвердиться, самореализоваться, поскольку он исполняет роли, актуальные, соответствующие требованиям его новой жизни. Применение имитационных игр в работе с выпускниками, с диагнозом ЗПР, способствует их более эффективному взрослению и интеграции в новые cоциальные условия.
Организация имитационной игры осуществляется по определенным правилам.
1 Темы игровой ситуации должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме выпускника. Даже не имея опыта для ее решения, участники могут базировать свои действия на уже сформированных представлениях о культуре поведения в обществе, навыках общения со сверстниками, знаниях о своих социальных гарантиях и т. д.
2 Конечный результат - итог делового разговора, достижение личной цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
3 Выпускник сам выбирает роль и модель поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
Этапы проведения
1 Подготовительный этап - выявление проблемы, выбор темы и определение задач.
Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией.
2 Ввод участников в игровую ситуацию - привлечение интереса, целеполагание, формирование группы участников игры, мобилизация участников.
3 Игровая работа - в ходе проведения игры участникам предстоит рассмотреть и проанализировать ситуацию, выделить из процесса отдельные составляющие – главную цель, эффективные способы достижения ее, подробно проанализировать их, разработать оптимальные алгоритмы собственного поведения.
4 Завершение игры - самостоятельный вывод и анализ поведения в имитационной игре или с привлечением экспертов.
Формы имитационной игры Содержание Примеры содержания
иммитационных игр
Групповая дискуссия Формирует навыки работы группе.
Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются. Ты выпустился из детского дома. Как себя поставить в общежитии, в профессиональном учреждении, чтобы ты не чувствовал себя хуже других сверстников?
Тема – возможен ли секс, если вы с девушкой (парнем) знакомы недавно?
Ролевая игра Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации Ты – пришел на собеседование. Построй разговор с работодателем так, чтобы тебя взяли на работу.
Попробуй выстроить разговор с понравившейся тебе девушкой (или парнем) в целях развития личных отношений.
Эмоционально-деятельностная игра Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил. «Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений
Ты, на днях, отметивший 18-летие выпускник дет.дома и имеешь право распоряжаться сам денежными средствами. Старшие ребята требуют большую сумму денег под видом взятия в долг. Построй разговор так, чтобы, не допустить вымогательства.
Тебя просят предъявить документы сотрудники полиции. Ты видишь в этом для себя угрозу. Твои действия в этом случае?
Блиц-игра Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций. Назови правила постановки на учет в Центре занятости населения (любая социальная служба)
Расскажи о всех видах дохода студента техникума 1 курса, являющегося выпускником детского дома.
Стратегическая Коллективное создание картины будущего развития ситуации. Каковы могут быть жизненные планы студента
4 курса ПУ, имеющего 18-летнюю подругу (сироту), беременную от него.
Как выстроить жизнь 20-летнему парню, только что отслужившему в армии, не имеющему, прописки, жилья и работы.