Значение термина в работе учителя музыки

УДК Сафонова А.В.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
ФХО 1 курс магистратура

Предметная область любой учебной дисциплины опирается на использование специальных терминов и понятий. Работа учителя младших классов усложнена, так как он ведет несколько предметов. Преимущество учителя музыки в том, что он обеспечивает учебный процесс по одной дисциплине, но урок включает материал, связанный с разными областями знаний.
В работу учителя обязательно входит употребление терминологической и профессиональной лексики. В составе терминологической лексики ученые различают особенности обозначаемого объекта: общенаучные и специальные термины.
В БСЭ в определении термина подчеркиваются следующие характеристики:
«Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. [1]
Нередко термины становятся ключевыми словами определенной предметной области. Ключевое слово – полнозначное слово текста, которое используется для его координатного индексирования. [1] Разрабатывая терминосферу, преподаватель должен оперировать и ключевыми словами.
Совокупность терминов определенной отрасли науки, искусства, общественной деятельности, связанная с соответствующей системой понятий – терминологией. [1] Так, под музыковедческой терминологией понимается «совокупность слов и словосочетаний, получивших в профессиональной речи музыкантов, в социальных теоретических исследованиях музыки статус терминов». [2, с.71]
В работе педагога следует разграничивать термин, определение и понятие.
Определение – «Объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего-нибудь, дефиниция.
«Понятие – Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь. [1]
Все эти аспекты, связанные с донесением информации, ее интерпретацией, включаются в тезаурус учителя. Этот термин определяет два уровня словарного запаса личности: «1. словарь языка, ставящий задачу полного отражения лексики. 2. словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия специальной сферы». [3, c. 720]
Лексика любого педагога может интерпретироваться как словарная система, в которой существуют семантические отношения: род – вид, часть – целое, цель – средство и т.д. Именно эти отношения выступают и как принцип разработки любого словаря.
Таким образом, определяя значение термина в работе учителя, следует подчеркнуть следующее:
Педагог должен владеть терминологической и профессиональной лексикой, сопряженной с предметной областью преподаваемой им дисциплины.
Педагог должен уметь давать доступные для детского возраста определения явлениям и понятиям.
В своей работе, педагог должен упорядочить и конкретизировать терминологическую систему учебной дисциплины, учитывая понятийные разночтения, возрастные особенности и содержание учебной программы.
Разработка тезауруса учебной дисциплины с учетом вышеуказанных требований создает условия для адекватного восприятия информации.

Список литературы:
1. Большая советская энциклопедия / http://bse.sci-lib.com/
Назайкинский Е.В. Термины, понятия, метафоры // Советская музыка, 1984. №10. С. 70-74.
Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.

Научный руководитель: Федоровская О.И. к.п.н., доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов










13PAGE 15





13PAGE 15







15