Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Композиция как отражение авторского замысла по роману М.Булгакова «мастер и Маргарита»
(урок-анализ, графико-символический анализ романа)
Цели и задачи: Познакомить с историей создания романа, рассказать о значении романа, показать особенности жанра и композиции; углубить понимание композиции и структуры романа путем графико-символического анализа; формировать у старшеклассников адекватное отношение к роману «Мастер и Маргарита».
План урока:
История создания романа
Роман в романе.
Прошлое как эпитафия настоящему.
Словарная работа: «роман в романе», Ершалаим, Москва 30-х готов, эпитафия, эпоха.
Оборудование: презентации, иллюстрации к роману.
Ход урока:
(слайд №2 – эпиграф)
«Каждому будет дано по его вере»
Учитель:Роман «Мастер и Маргарита» - особый в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.
Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
Сообщения учащихся об истории и публикации романа.
Ученик А:«Дописать раньше, чем умереть». Этой фразой Булгаков началочередную редакцию романа, который тогда еще не обрел своего нынешнего,
всем известного названия. Замысел у писателя возник еще в 1928 г., а первые
варианты текста относятся к 1929 г. — году Великого перелома в стране и всудьбе Булгакова. Немного можно назвать романов, которые бы породилистолько споров, как «Мастер и Маргарита». Существовало триредакции романа, в которых были следующие варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом» - (1-ая редакция) ; «Великий канцлер», «Сатана» - (2-ая редакция, которая носила подзаголовок «Фантастический роман», может быть это является намеком на то, как сам автор определялжанровую принадлежность своего произведения); и, наконец, третьяредакция первоначально называлась «Князь тьмы», и менее чем через год,появилось всем известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». Последняяредакция проводилась в последние полгода жизни писателя. Он умирал изнал об этом — сам был врачом.
Беседа.
(слайд №3 - воспроизведены картины московского быта двадцатых – тридцатых годов)
Учитель:Попробуйте определить жанр романа.
Ученик Б: Можно называть его и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно – лирическим, и сатирическим. Роман много жанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни.
Учитель:Необычна и композиция романа.Как вы определите композицию романа?
Ученик В:Это «роман в романе».Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе Иешуа.
Учитель:Какое время охватывают события романа?
Ученик Г:Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходит всего за 4 дня.За это короткое время происходит множество событий.
(слайд №4 и №5 – проецируются карты булгаковской Москвы и Ершалаима)
Учитель:В романе два основных мира, три сюжетные линии: «древний ершалаимский и современный московский». «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам... Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас... И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; И многие лжепророки восстанут и прельстят многих...» (Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6—12). И все сбылось: восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства», нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных. И трагичен финал этих избранных. Революция «напылила кругом, накоптила и пропала под дьявольский свист.
(слайд №6 – иллюстрации Москвы 30-х гг.)
Первый мир – московский, оставляет ощущения несерьезности, это сатирическое изображение современности.
(слайд №7 – картинки Иерусалима)
Ершалаимские главы весомые, чеканные, ритмичные. Действие в этих главах происходит в течении одного дня, переносит нас на две тысячи лет назад. В мир, который существует параллельно с современным. Он более реален. Реалистичность достигается особым способом повествования.
Кто является повествователем истории Понтия Пилата в Ершалаиме? История эта дается с нескольких точек зрения, что придает достоверность происходящему в московских главах. Прокомментируйте, используя текст.
(слайд №9 – портрет и годы жизни П.В. Палиевского)
Филолог и философ П.В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа) далеко, слишком, хотя и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какая-то окаймляющая или резко очертательная: ведь нигде Булгаков не сказал: «Иешуа подумал», нигде мы не присутствуем в его мыслях. Преданный в руки фанатиков – иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа – Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.
(слайд №10)
В какой главе появляется Мастер?
Ученик А:13 глава «Явление героя».
Учитель:С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется только в середине романа. Это одна из многих загадок Булгакова. Он сознательно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережил и сам Булгаков. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни мыслителю, ни как человеку.
(слайд №11 – портрет Маргариты)
Учитель: На какие жертвы идет Маргарита ради спасения Мастера?
Ученик Б:Она во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.
Работа по группам (слайд №12, №13, №14 – графико-символический анализ по смысловым частям)
Учитель:Попробуйте разделить роман на смысловые части, прокомментировать; далее проведем словарную работу, найдем ключевые и знаковые слова.
Московский мир Ершалаимский мир
Встреча с неизвестными Миссия

Главы 1, 3, 4, 5, 6.
Спор и погоня за четырьмя неизвестными, что привело Ивана Бездомного в клинику Старвинского.
Словарная работа:
опорные слова:Аннушка, подсолнечное масло, на Патриарших прудах, жаркая погода, Берлиоз, Бездомный;
ключевые слова: антирелигиозная поэма, неизвестные, спор, погоня, седьмое доказательство;
знаковое слово: судьба.
Глава 2.
Иешуа Га-Ноцри на допросе у Поинтия Пилата (Черный квадрат).
Словарная работа:
опорные слова: подвесил, волосок, игемон;
ключевые слова: храм старой веры, храм истины, справедливость, Понтий Пилат, Иешуа;
знаковое слово: истина.
Испытания Казнь

Главы 7, 8, 9, 10, 11.
Нехорошая квартира (серый квадрат), раздвоение личности Ивана Бездомного (прямая, раздвоенная на конце).
Словарная работа:
опорные слова:Грибоедов, шизофрения, поединок, шутки Коровьева, вести;
ключевые слова: нехорошая квартира, похождения;
знаковое слово: похоть.

Глава 16.
Распятие Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа).
Словарная работа:
опорные слова: Лысая гора, Левий Матвей;
ключевое слово: казнь;
знаковое слово: смерть.
«Люди как люди…» (кара) Ответственность

Главы 12, 13, 14, 15, 17, 18.
Театр варьете (серый квадрат) с вытекающей из него черной магии, явление Мастера (кривая стрелка).
Словарная работа:
опорные слова: Варьете, гость;
ключевое слова: разоблачение, явление, черная магия, сон;
знаковое слово: вожделение.

Глава 25.
Прокуратор (буква «П») пытается спасти Иуду из Кириафа.
Словарная работа:
опорные слова: Тьма, ураган; ключевые слова: проклятые деньги, прокуратор, Иуда из Кириафа;
знаковое слово: предательство.
Самопожертвование Погребение

Главы 19, 20, 21, 22.
Маргарита (прямая стрелка), жертвуя собой, идет по пути черной магии (сомнительная кривая дорога).
Словарная работа:
опорные слова: похоронная процессия, крем Азазелло, ужин «при свечах»;
ключевые слова: необычный сон, полет; знаковое слово: вера, надежда.

Глава 26.
Погребение Иешуа Га-Ноцри, прощание с ним прокуратора.
Словарная работа:
опорные слова: Масленичноеимение, измена, дворец Каифы, нож, сон, прозрачный кристалл; ключевые слова: философ-бродяга, похороны, помянут, человечество; знаковое слово: порок.
Предназначение

Главы 23, 24, 27, 28.
Бал у Сатаны (Серое пятно), извлечение Мастера (кривая стрелка), воссоединение его с Маргаритой (прямая стрелка).
Словарная работа:
опорные слова: бал, сатана, ужин, конец квартиры №50;
ключевые слова: последние похождения, рукописи, извлечение Мастера;
знаковое слово: любовь.
Каждому по его вере…

Главы 29, 30, 31, 32.
Круг символизирует прощение, приют Понтия Пилата, судьбу Мастера и Маргариты.
Словарная работа:
опорные слова: гроза, беседа, отравление, клиника Стравинского, Воробьевы горы;
ключевые слова: судьба, дорога, прощание, вечный приют;
знаковые слова: счастье.
Подведение итогов.
Учитель: Как вы думаете, что нужно, чтобы понять замысел автора?
Ученик А: чтобы лучше понять идею произведения, нужно «увидеть» произведение, мы уже более осознанно будем относимся к произведению.
Домашнее задание: (слайд №15)
- Используя графику, добавьте ключевые и знаковые слова.
- попробуйте сопоставить героев романа и дать характеристику героям.