Методическая разработка в помощь учителю литературы Как писать рецензию на спектакль

Рецензия на спектакль ( для учащихся 8-11 классов)
Для того чтобы оценить спектакль профессионально, нужно воспитать в себе культурного зрителя. Предлагаем вопросник, который составлен по Патрису Пави («Словарь театра») и поможет написать сочинение.

Нужно обращать внимание на то, что делает спектакль уникальным:
А) реализация авторской идеи в спектакле (как мы поняли сюжетные линии, философский подтекст, которые автор пьесы предложил нашему вниманию),
Б) сценография(организация пространства) : отношение между зрителем и игровым пространством, цветовые решения и роль света; соотношение между тем, что показывается, и тем, что скрывается),
В) мизансцены (как актёры читают текст, их жесты, мимика, взгляды),
Г) режиссёрские находки, проявляющиеся во всех моментах спектакля,
Д) декорации и знаковые предметы на сцене (которые нужно прочитывать на символическом уровне),
Е) внесценическое пространство (включает в себя реальность, которая разворачивается и существует вне поля зрения; внесценическое обычно вводится мизансценой с помощью звуковых устройств, которые имитируют иной мир (всевозможные шумы: гроза, плеск воды, пение птиц, выстрелы, пение, лай); все эти приёмы создают впечатление, что рядом со сценой находится смежное пространство, которое по каким-то причинам скрыто от взора зрителя),
Ж) костюмы: их система, отношения с телом,
З) актёрская игра: индивидуализированная или обычная манера игры; жестикуляция, грим, голос,
И) функция музыки, шумов, звуков, тишины,
К) соответствие жанру пьесы, поставленной режиссёром,
Л) зритель: реакция публики, адекватность восприятия текста,
М) функция антракта: антракт всегда разрыв, означающий разрушение театральной иллюзии, возможность размышления.
2. Как вам лично понравился спектакль (какие чувства пробудил; что удивило; удалось ли автору пьесы обратиться к вашим знаниям, интеллекту; угадали ли вы какие-либо цитаты, аллюзии; возникли ли у вас ассоциации; показался ли вам волшебным мир театра).

Составлено и многократно опробовано на уроках Истратовой С.В., учителем литературы МАОУ «Гимназия №4» города Саратова