Курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новобелоярская средняя школа.
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №1 от 29 августа 2016
Рук.: _ Ирюкова Е.В. Согласовано.
Зам. директора по ВР
_____Саблина Л. В. Утверждено.
Директор МКОУ Новобелоярская СШ:
___________Жеглова С.Г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»
Класс: 8
Учитель: Осипова В.Д.
Количество часов: 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

2016-2017 уч. год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобелоярская средняя школа.
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №1 от 29 августа 2016
Рук.: _ Ирюкова Е.В. Согласовано.
Зам. директора по ВР
_____Саблина Л.В.. Утверждено.
Директор МКОУ Новобелоярская СШ:
___________Жеглова С.Г.
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»

Класс: 8
Учитель: Осипова В.Д.
Количество часов: 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2016-2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании:
На основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании. Учебного плана МКОУ Новобелоярской СШ на 2016-2017 учебный год. Календарного учебного графика МКОУ Новобелоярской СШ на 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика курса.
Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению - это значит формировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и кразного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.
Цель программы - восполнить пробелы в знаниях учеников.
Задачи:
познавательные: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи;
практические: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
лингвистические: овладение знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о методах, этапах развития, выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка;
общепредметные: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа рассчитана на 34 часа. В неделю – 1 час.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
урок закрепления знаний, умений и навыков,
урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок,
урок-лекция,
урок-практикум,
урок развития речи.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Самостоятельная работа
Работа по карточкам
Взаимопроверка
Изложение
Сочинение
Устный опрос
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯПредметные результаты:
знать/понимать
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
•основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Планируемые результаты :Личностные, метапредметные результаты освоения курса.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства любви к своей Родине;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения к их истории и культуре; - воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям независимо от национальной и религиозной принадлежности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие; - формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности а также находить средства еѐ осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Описание места курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» в учебном плане МКОУ Новобелоярская СШ
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1час в неделю)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пНаименование раздела и тем Вид контроля,
самостоятельной работы Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Подготовка к ОГЭ Примечание
По пл факт 1 Углубление понятия о тексте. Устный опрос 1 4.09 6.09 Зад.2 2 Углубление понятия о тексте. Входной контроль 1 11.09 13.09 3 Связанность текста. Виды связи-цепная и параллельная. Письменный отзыв на эпизод 1 18.09 20.09 4 Роль заглавия в раскрытии содержания произведения. Тема и идея. Работа с текстом 1 25.09 27.09 5
Стили речи. Характерные особенности стилей речи. Работа с текстом 1 2.10 4.10 6 Книжный стиль и его черты. Научный и официально-деловой стили. Составление тезисов. Письменная формулировка выводов 1 9.10 12.10 7 Книжный стиль. Художественный и публицистический стили. Текущий контроль 1 16.10 19.10 8 Разговорный стиль и его черты. Текущий контроль 1 23.10 26.10 9 Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их особенности. Текущий контроль 1 6.11 9.11 10 Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их особенности. Практическая работа 1 13.11 16.11 11 Жанры школьных сочинений в 9 классе, их роль в общем, языковом и литературном развитии. Составление цитатного плана к сочинению 1 20.11 23.11 12 Виды письменных работ. Литературно-критическая статья. Работа с текстом 1 27.11 30.11 13 Очерк. Работа с текстом 1 4.12 7.12 14 Рецензия. Работа с текстом 1 11.12 14.12 15 Эссе. Сочинение-миниатюра «Олимпиада в Сочи» 1 18.12 21.12 С15.1 16 Дневник. Путешествие. Эпистолярный жанр и его особенности. Промежуточный контроль 1 25.12 11.01 17 Сочинение по картине. Сочинение 1 15.01 18.01 18 Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование. Текущий контроль. 1 22.01 25.01 19 Отбор, систематизация материала к сочинению. Устный опрос 1 29.01 1.02 20 Сочинения на литературную тему. Сочинение-миниатюра 1 5.02 8.02 21 Сочинения по картине. Сочинение 1 12.02 15.02 22 Сочинение на основе жизненных наблюдений. Сочинение 1 19.02 22.02 С15 23 Сочинение на основе жизненных впечатлений. Сочинение 1 26.02 1.03 24 Структура сочинения (вступление, главная часть, заключительная часть). Сочинение 1 5.03 15.03 25 Эпиграф, его роль в раскрытии темы. Практическая работа.
Подбор эпиграфов по темам 1 12.03 22.03 26 План - самая краткая запись. Виды
планов и их роль в создании текста. Практическая работа 1 19.03 5.04 С15 27 Анализ художественных текстов и школьных сочинений. Работа с текстом 1 9.04 12.04 28 Алгоритм сочинения (практическая работа). Практическая работа 1 16.04 19.04 29 Анализ, редактирование и совершенствование написанногоПрактическая работа 1 23.04 26.04 30 Практическое занятие. Редактирование текста сочинения. Практическая работа (Редактирование текста)
1 30.04 3.05 31 Практическое занятие. Редактирование текста сочинения. Совершенствование написанного. Практическое занятие 1 7.05 10.05 32 Практическое занятие. Редактирование написанного. Совершенствование написанного. Итоговый контроль 1 14.05 17.05 33-34 Конкурс сочинений. Взаиморецензирование работ. Сочинение 2 21.05 24.05 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Углубление понятия о тексте.
Типы речи.
Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.
Отбор материала к сочинению.
Структура сочинения.
Анализ, редактирование и совершенствование написанного.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Входной контроль(позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся на начало учебного года)
Промежуточный контроль (проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, соответствующие этапу обучения). Текущий контроль (позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения). Итоговый контроль (призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Сенина, Н.А. ГИА по русскому языку. 9 класс. –Ростов-на-Дону, 2012.
Контрольно-измерительные материалы ФИПИ по русскому языку. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012.
4. Иванова, В.А., Потиха,З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
5. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Дополнительная литература
Купалова, Т.М. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс. - М.: Просвещение, 1997.
Егорова, Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс. - М.: ВАКО,2016
Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Богданова, Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2014.
Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку: класс. – М.: Экзамен, 2016.
Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение,2014
Егорова, Н. В.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс. - М.: ВАКО,2016
Голуб, И.Б. Диктанты и изложения. - М.: Экзамен,2011
Ресурсы ЦОР
Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 5 класс
Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийноеприложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П. А. Леканта. 6 класс
Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийноеприложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 7 класс
Русский язык. Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы. Справочник школьника.
Страна Лингвиния. Версия 2.0. Орфографический диктант. Часть 1. гласные и безгласные. Русская орфография в алгоритмах
Обучающая программа- тренажёр по русскому языку - 4000 заданий
Фраза. Отличное средство для быстрого улучшения грамотности и получения пятёрок.
CD «Большая Советская энциклопедия»
1С Репетитор. Русский язык.
1С Репетитор. Тесты по пунктуации
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
СD «Энциклопедия русского языка» Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://rusolimp.kopeisk.ru/- 1 ШТ 100%
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ruИмена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org4. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
5.Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru6.Культура письменной речи http://www.gramma.ru7.Мир слова русского http://www.rusword.org8.Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
9.Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
10.Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru11.Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
12.Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/13.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru14.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 15.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ruЭлектронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ruОборудование и приборы
(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности)
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Состав комплекта Количество штук %
1 Компьютер 1 100
2 Доска интерактивная SMART 1 100
3 Проектор 1 100
4 Настенный экран 1 100
8 Ресурсы ЦОР
1. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 5 класс
2. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. 3. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П. А. Леканта. 6 класс
4. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. 5. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 7 класс
6. Русский язык. Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы. Справочник школьника.
7. Страна Лингвиния. Версия 2.0. Орфографический диктант. Часть 1. гласные и безгласные. Русская орфография в алгоритмах
8. Обучающая программа- тренажёр по русскому языку - 4000 заданий
9. Фраза. Отличное средство для быстрого улучшения грамотности и получения пятёрок. 1
1
1
1
1
1
100
100
100
100
100
100
9 Словари и справочная литература 1. Л. Чеснакова — Школьный словарь строения и изменения слов русского языка.
2. З.Александров-Словарь синонимов русского языка.
3 . Н.М.Семёнова - Новый краткий словарь иностранных слов. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников.
4. В.Бурцева - Новый орфографический словарь - справочник русского языка.
5. А.П.Гуськов, Б.В. Сотин - Популярный словарь русского языка.
6. В.А.Жуков - Словарь русских пословиц и поговорок.
7. Л. Саяхова - Тематический словарь русского языка.
8. Р. Рагожникова - Словарь устаревших слов русского языка.
1
1
1
1
100
100
100
100