Программа модульного курса Доброе перо (учимся писать сочинения разных жанров)


Пояснительная записка.Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, регулярное и систематическое, с опорой на образцы, предупреждение и исправление ошибок, обучение литературным формам речи. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь.
Проблема развития речи имеет давнюю методическую традицию. Она относится к ключевым для преподавания русского языка вопросам. Методика обучения владению речью стоит на границе областей методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. Поэтому представляется наиболее важным в 5 классе заложить основу для дальнейшего формирования навыка устной и письменной речи, который станет не только средством творческого самовыражения личности ученика, но и будет востребован на ОГЭ, ЕГЭ и письменном экзамене по литературе в старших классах.
Для этого и предназначен курс по выбору «Доброе перо», рассчитанный на 17 часов в I полугодии.
В ранний подростковый период способность планирования речи, осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита. Также наблюдается большой разрыв между степенью сформированности речи устной и речи письменной. Курс позволяет учащимся научиться писать небольшие творческие работы различных жанров (сочинение-зарисовка, письмо другу, дневник, монолог о себе, рассуждение о прочитанном и др.), выражая в них особенности своей развивающейся личности, а также найти и сформировать свой неповторимый индивидуальный стиль. Современная методическая позиция основывается на диалогической модели отношений между учеником и учителем, поэтому в курсе преобладают активные, деятельностные формы изучения материала. Это собеседование, исследование,работа в группах, писательский марафон, дискуссия, практикум, защита проекта.
Цель курса:
Привить любовь к писательскому труду: «От маленького писателя к большому читателю».
Задачи:
Развить устную и письменную речь учащихся.
Сформировать потребность в самовыражении.
Научить воплощать коммуникативный замысел творческой работы.
Развить художественный вкус и лингвистическое чутьё.
Воспитать бережное отношение к слову, культуру речи и мысли.
Метапредметная направленность в первую очередь заключается в формировании коммуникативных навыков, социализации пятиклассников, а также затрагивает такие области знаний как детская психология, этика, эстетика, история искусства и другие.
Результативность курса.
К концу курса учащиеся должны:
• знать основные понятия теории сочинений малых жанров,
• уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
• обладать навыками работы со справочным материалом,
• обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
• владеть коммуникативными навыками,
• владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
• уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
• оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.
Список методической литературы.
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 класс.-М.: Дрофа, 2007. 2. Барышева Т.А. Диагности эстетического развития личности.-СПб, 1999. 3. Вырыпаева, Л.С. Сочинение сказки один из приемов развития речи // Сибирский педагогический журнал. 2007. - № 11. 4. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1999. 5. Иванова С.Ф. Межпредметные связи в методики преподавания русского языка. 6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М., 1997. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1994. 8. Кохтеев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М., Школа Пресс, 1994. 9. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М., 1987. 10. Лисенкер О.А. Сочинения на языковые темы. // Русский язык в школе, 1994.- №3. 11. Ломанова Н.Г. Пятиклассники пишут сочинения на различные темы. // Русский язык в школе, 1992.-№2 . 12. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М., 1974. 13. Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.Маранцмана В.Г. Ч.2-я.-М., Просвещение, Владос, 1995. 14. Мещерякова М.Н. Сочинение: секреты успеха.- М.; Мегатрон, 1998. 15. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. -М.,1987. 16. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся V-X классов по русскому языку//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.-М.: Просвещение, 1986. 17. Обернихиной Т.Н. Обучение написанию сочинений разных жанров. - М., 2000. 18. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: 4-5 кл. М.,1985. 19. Разумовская М.М. Уроки русского языка в 5-9 классе.-М.: Просвещение, 2000. 20. Русова Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, «Деком», 1996. 21. Система обучения сочинениям в 4-8 кл./Под ред.Ладыженской Т.А. 2-е изд.-М., 1973. 22. Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников.-СПб., 2000. 23. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи.-М., 1984. 24. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся - Москва, "Интор" 1998.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п По плану Фактически Кол-во часов Тема урока Формы деятельности Примечания
1. 08.09 1 Что такое творчество? Кого мы называем творцом? Труд писателя. 2. 15.09 1 Откуда писатели берут темы для своих произведений? 3. 22.09 1 Расскажу вам о себе…. Устный рассказ – знакомство. 4. 29.09 1 Монолог, построенный на антитезе «Что я люблю…Что я не люблю…» 5. 06.10 1 «Все мы родом из детства….» Забавный случай, о котором все любят вспоминать. 6. 13.10 1 Моя семья – моя опора в жизни. Рассказ о семье и её ценности для каждого человека. 7. 20.10 1 Я и мои друзья. Как важно быть кому-то нужным. Дискуссионный клуб. 8. 27.10 1 Письмо лучшему другу. 9. 10.11 1 Страничка из дневника «Случай, который заставил меня задуматься» 10. 17.11 1 Вокруг меня – мир. Исследование 11. 24.11 1 Братья наши меньшие. Сочинение – описание домашнего питомца. 12. 0.12 1 Писательский марафон «Природа – наш общий дом». 13. 08.12 1 Что я хочу изобразить в стихах?
Чем стихи отличаются от прозы. 14. 15.12 1 Написание работы в особенно полюбившемся жанре. 15-16. 22.12
29.12 2 Защита проекта «Моё самое удачное произведение»