Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Открытый урок 26 ноября 2014 г. в 11 классе учителем Шестеровой Л.И.

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Урок начинается с музыки. Звучит «Танго смерти» Антонио Вивальди.
- Что выражает музыка? Какое чувство рождает?
(чувство тревоги, страха).
Эти ощущения испытывают многие выпускники накануне экзамена. А наш одноклассник выразил это образно: «Сочинение по литературе - это и есть «танго смерти».
Чтобы рассеять эту тревогу, внушить уверенность в том, что писать самостоятельно сочинение может каждый, мы и подготовили этот урок.
I. Слово учителя
- С какой целью ввели итоговое сочинение по литературе?
(Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме).
- Следовательно, что мы должны продемонстрировать?
(Владение письменной речью и умение обращаться к литературному источнику).

II. Экспресс- подготовка к сочинению

1.Что значит слово «сочинение»?
Оно имеет корень «чин», что означает «порядок», «иерархия». Следовательно, сочинение – это упорядочение мыслей, приведение их в порядок, продиктованный темой.
С чего начать и к чему стремиться?
Из 5 предложенных направлений разумнее отработать какое-то одно тематическое направление. Затем выбрать второе запасное на случай неудачи с первым. Затем поставить себе за правило читать каждый день хотя бы по 100 страниц текста.
Как развивать навык письма?
Рассуждать на бумаге несколько сложнее, чем в уме. Писательский навык приходит не сразу. Его следует достаточно долго развивать. Вырабатывается он в результате постоянного чтения и регулярного написания текстов. Попробуем перенести наши мыслительные процессы на бумагу с помощью простых упражнений. Их несколько, я их потом вам покажу, а пока остановимся на одном.
- Перед вами несколько предметов: ваза для цветов, декоративный чайник, парусник, деревце с бисерными ягодами. Внимательно рассмотрите их. Закройте глаза и выберите один понравившийся. Не открывая глаз, мысленно перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и в течение минуты запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет. По окончании посмотрите на предмет и сравните со своими записями. Сделайте для себя вывод.
Далее задание переходит в творческую плоскость с языковым аспектом. Спонтанно, (что это такое?- Спонтанный – самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин) запишите подряд несколько слов, связанных с этим предметом, ассоциации, которые возникают с этим предметом. Они могут быть совсем неожиданными и увести далеко от предмета. В таком случае объясните свою логику. Можно использовать сравнения (на что похоже), метафоры (напоминаю, это слова в переносном значении, основанные на сходстве: костер рябины красной). Итак, у вас 2 минуты.
4.Чтение выполненного задания
Во время проверки читаем сначала ассоциации, при этом не называем предмет: его надо всем угадать Если ассоциация неожиданная, непрозрачная, объясняем ее. Затем читаем детали предмета.
- Как вы думаете, какие качества личности развивает это упражнение?
(Наблюдательность, память, умение концентрировать мысль на деталях. Это раз. Развивает внутреннее зрение, которое позволяет в любой момент перенести на бумагу образ предмета. А создание образа – это и есть цель писателя. Это два. Тренирует речевой навык. Это три. И как вывод: нет никакой необходимости списывать сочинение, потому что у каждого свое видение мира. Один и тот же предмет видится по- разному. Цените собственные способности и развивайте их. Они уникальны.

Следующие упражнения оставить для резерва.
- Составьте список всего, что вы боитесь, – список страхов. Выберите один страх и напишите о нем, исследуйте его и постарайтесь понять причины.
- Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте после того, как все деревья срубили.


III. Выбор темы сочинения (презентация)

Следующий этап подготовки к сочинению – выбор темы. Что для этого нужно?
Прежде всего – осознать тему, понять, что от тебя требуется.
Найти ключевые слова.
Определить объем темы – тот круг проблем, который нужно обязательно затронуть, т.е. ответить на вопрос: «О чем я буду писать в сочинении?»
Сформулировать тезис – это та главная мысль, которую надо доказать, на которой держится весь текст.
Выбрать литературное произведение, на которое нужно опереться.

Итак, из пяти предложенных направлений мы выбрали четвертое - «Спор поколений, вместе и врозь». Прежде всего, читаем комментарий, что от нас требуется: «Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной».
Далее из этого направления выбираем тему: «Вечный конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов». Ищем ключевые слова. Какие?- «конфликт» и «компромисс». Что они значат? (ответы детей)– «Конфликт- это столкновение противоположных целей, мыслей, взглядов». «Компромисс- разрешение некоей конфликтной ситуации путем взаимных уступок».
- Значит, о чем мы должны писать? (ответы детей). Конфликт родителей и детей, зрелости и молодости, уходящего и появляющегося.
- Для чего мы взялись за эту тему? Какую мысль хотим доказать? Какой тезис нам кажется важным? (ответы детей).
Думается, эта идея важна для всех живущих: если спор поколений вечен и неизбежен, так ли уж необходим конфликт? И можно ли соединить несоединимое, на первый взгляд, - «вместе» и «врозь»?
- На какое произведение удобнее опереться, рассуждая на данную тему?
Без сомнения, одно из самых талантливых произведений, целиком посвященных интересующей нас проблеме, является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Советы учителя (презентация)
Алгоритм работы над сочинением, или 10 шагов к успеху

Шаг 1.Внимательно прочитай все темы, остановись на той, что тебе ближе.
Шаг 2. Подбери те произведения, в которых затрагивается эта тема. Не обязательно они должны быть из программы старших классов, вспомни рассказы из программы среднего звена(«Юшка» А. Платонова, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Уроки французского» В. Распутина - вот вам пример деятельного сострадания) или из уроков внеклассного чтения, или то, что читал сам.
Шаг 3.Вспомни цитаты, не обязательно дословные, м.б., яркие афоризмы.
Шаг 4.Еще раз прочитай тему сочинения и соотнеси с тем, что ты хочешь писать.
Шаг 5.Вступление удобно писать в виде вопросов, сформулированных по проблеме.
Шаг 6.Если трудно начать со вступления, попробуй начать с главного и не забудь вернуться к вступлению.
Шаг 7.Прочитай начало, посмотри, соответствует ли оно теме.
Шаг 8.В основной части хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (с фильмами, живописью, музыкой).
Шаг 9.Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала привести пример, а потом рассуждение, а не наоборот.
Шаг 10. Перед тем, как писать заключение, прочитай работу. Хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо. Мысли основной части можно повторить в заключении другими словами.

Советы читающему (презентация)

1.Эбби Бил, автор книги «Быстрое чтение за 10 дней», рекомендует включать фоновую музыку при чтении. Произведения Моцарта или другая классическая музыка способствует улучшению концентрации и запоминанию.
2.Кстати, интересная подробность: когда человек читает быстро, его глаза устают гораздо меньше, чем тогда, когда человек читает медленно. Практически все люди (95 %) читают весьма медленно – примерно 180-220 слов в минуту. Это значит, что человек прочитывает одну страницу за 1,5-2 минуты.
3.Убедитесь, что в отрывке вам знакомы все слова. Если непонятно хоть одно слово, посмотрите в толковый словарь. Ибо даже одно незнакомое слово сделает непонятным целую страницу.

VI. Обсуждаем варианты вступления, основной части, заключения

1 Возможное вступление к данной теме – ее актуальность.
2 Чтение вариантов вступления учениками.
3.Работаем с основной частью (доказательства, литературные аргументы, автор, название произведения по данной теме). Чтение вариантов детьми.
4 Заключительная часть.
5 Чтение вариантов заключения учениками


VII. Составляем план сочинения
Мы выбрали направление, вычленили тему, сформулировали тезис, определили литературное произведение. Теперь составляем план. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит 10- 12 минут при исполнении», - цитата из книги «Делегирование» Брайана Трейса.
Автор рекомендует большую задачу разбивать на много маленьких. С четко составленным планом можно строго следовать по маршруту и не сбиваться с пути. Грамотно составленный план – это половина работы.
Помним, три кита нашего сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основная часть разбивается на подпункты.
Чтение плана, составленного учителем:
План к сочинению по теме «Конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов» (презентация)
I. Вступление
Проблема отношений поколений вечна и злободневна.
II. Основная часть.
Конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов.
Отражение данной проблемы в литературе.
Многоплановость конфликта в романе «Отцы и дети».
Родители Базарова:
а) отец Василий Иванович;
б) мать Арина Власьевна.
4. Каковы отношения между членами семьи Базаровых?
5. Суть конфликта между ними.
6. В чем нужно упрекнуть Базарова и в чем можно его оправдать?
7. Есть ли выход из этой ситуации?
III. Заключение.
Врозь, но вместе.


VIII. Сочинение на тему:
«Вечный конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов»
Проблема отцов и детей стара, как мир. Столкновение взглядов, отстаивание мнений, защита своих интересов порождает конфликт поколений. Это противопоставление характерно для любого общества и длится всю историю человеческих отношений. Еще Сократ в 470г.до н.э. возмущался: «Наша молодежь дурно воспитана и нисколько не уважает стариков». Этот конфликт поколений можно смело назвать вечным.
Естественно, что литература сказала свое веское слово в решении проблемы «отцов и детей». Это и отношение «века нынешнего и века минувшего» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». И «мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир». И «темное царство», навязывающее свои нормы поведения, в драме А. Островского «Гроза». Зачастую это противостояние приводило к трагедии. И, уж точно, делало сложнее жизнь отцов и детей.
А можно ли избежать прямых столкновений и поискать компромиссы? Можно ли обойти острые углы, чтобы не пораниться и не поранить других? Да и есть ли победители в этой необъявленной войне? Попробуем выяснить это, опираясь на роман И.Тургенева «Отцы и дети», целиком посвященный интересующей нас проблеме.
Итак, в сюжете произведения преобладает многоплановый конфликт между аристократом П.Кирсановым и нигилистом Е.Базаровым; любовный конфликт между Одинцовой и Базаровым; внутренний конфликт Базарова с самим собой; это и завуалированный конфликт автора с героями. Но из всего многообразия столкновений хочется остановиться на конфликте главного героя с родителями, т.е. проблеме «отцов и детей» в прямом смысле слова.
Что же представляют собой родители? Василий Иванович – уездный лекарь, видимо, хороший, т.к. был награжден орденом во время эпидемии чумы. Он гордится знакомством с декабристами и дедом, который служил при Суворове. Сейчас это мелкий землевладелец, сад обработан его руками. И по-прежнему лечит крестьян, причем бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек.
Арина Власьевна любит поесть и поспать, знает толк в варенье и сушенье и не разбирается в политике. Суеверна и невежественна, при этом очень добра и заботлива.
Своего единственного сына родители не просто любят. Все их мысли – о нем, вся забота – о нем, и нежность, и обожание, и уважение.
А как же Евгений? Он замечает их любовь и сам испытывает к ним нежные чувства. На вопрос Аркадия: «Ты их любишь?» - отвечает без колебаний: «Люблю». И перед смертью он признает: «таких людей днем с огнем не сыскать». (Но если быть честными, заметим, что говорит он о любви к родителям Аркадию и Одинцовой, а не им, сердешным. Да и всего два раза на протяжении целой романной жизни).
Значит, не в отсутствии любви возникает проблема «отцов и детей». Суть конфликта в том, что это люди разного мировоззрения. Странно, что у патриархальных людей вырос сын-нигилист. Сам он говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен». И когда плоды многолетнего родительского воспитания перекрывает собственное восприятие жизни, возникает конфликт.
Кто в нем виноват? В чем можно упрекнуть Базарова? И можно ли его оправдать?
На наш взгляд, упрекнуть можно в черствости и эгоизме, в невнимании и непонимании стариков. И оправдать можно: теперешние достойные отцы относились к своим родителям весьма небрежно. Так, Николай Петрович Кирсанов вспоминал: «Однажды я поссорился с матушкой, она кричала, не хотела меня слушать. Я сказал ей, что вы, мол, меня понять не хотите: мы принадлежим к различным поколениям. Она ужасно обиделась». Так что в отношении к предкам добропорядочные дети мало чем отличаются от нигилиста. Что лишний раз подтверждает вечность проблемы человеческих отношений.
Так же можно упрекнуть Базарова в неуважении к родителям, в которых он не видит личностей. Он говорит, что они не беспокоятся о собственном ничтожестве. Но автор приводит обратные факты, рассказывая о достойной и даже героической жизни отца. В матери же Евгений видит только домохозяйку, и невдомек ему, что Арина Власьевна – друг и опора для своего мужа. После отъезда сына именно она, простоватая старушка, находит нужные слова плачущему мужу: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Только я останусь для тебя неизменно, как и ты для меня».
Упрекнуть Евгения в этом отношении можно. Оправдать нельзя.
Можно упрекать Базарова, можно оправдывать, можно поискать правых и виноватых. Но на самом деле, это сложный и даже трагический конфликт – конфликт с любимыми и любящими людьми. Критик Д. Писарев по этому поводу писал: «и выхода никакого нельзя придумать».
Неужели и вправду нет выхода? Значит, нет счастливых семей, где живут разные поколения? Есть! Есть там, где в различиях ищут общее, где в разъединении ищут объединение, где в отторжении ищут притяжение.
Есть старый афоризм: «Дети больше похожи на не отцов, а на свое время». И это надо понять старшим. И принять. Есть и другая истина: «Родители мудрее детей, т.к. умеют жить в гармонии с миром». И это надо понять младшим. И принять. Значит, конфликта можно избежать, если дети будут проявлять терпимость, а отцы – мудрость.
Мы идем по противоположным берегам бурной реки под названием «жизнь». Река-жизнь, река-время разделяет нас и отталкивает друг от друга. А мы назло и вопреки протянем друг другу руки помощи, руки понимания, руки-мосты. Ведь и в названии романа есть три слова. Соединительный союз «и» выступает в прямом значении – соединительном. Потому что в жизни есть добро и зло, рождение и смерть, отцы и дети. И, наверное, правда не на стороне отцов, и не на стороне детей, а на стороне жизни. В которой мы все – врозь. Но ведь и вместе.

IX. Звучит Концерт для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Времена года». «Зима» Оптимизм, светлое настроение и уверенность: «Все будет хорошо»!