Программа факультативного курса «Ступени к здоровью»








Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровье нации. Здоровье детей и подростков – важнейший показатель, определяющий экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны, а также национальную безопасность.
Актуальность разработки программы «Ступени к здоровью» обусловлена тем, что в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Главными причинами сокращения числа здоровых выпускников являются: увеличение хронических заболеваний, малоподвижный образ жизни, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, несбалансированное питание, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, неблагополучная экономическая обстановка, сложные природно-климатические и экологические условия северного региона.
Среди наиболее актуальных проблем со здоровьем учащихся в нашем образовательном учреждении выделяются: заболевания органов пищеварения, зрения, опорно-двигательного аппарата. В качестве приоритетного направления работы с детьми выбрана профилактика и коррекция нарушения осанки. На выбор оказали влияние следующие факторы:
- лидирующая позиция нарушения осанки в числе заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- возможность получения значимого эффекта за счет применения средств физической культуры на ранней стадии заболевания.
Основанием для составления курса также послужило изучение рейтинга жизненных ценностей у учащихся 5-9 классов, которое показало, что ценности здоровья ученики отводят всего лишь 5-6 место. В целях решения данной проблемы поставлены конкретные задачи. Среди них – формирование у младших и старших школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработка у них индивидуального валеологически обоснованного и коррекционно-профилактического способа жизнедеятельности.
Значимость программы заключается в том, что система предлагаемых занятий содействует всестороннему развитию личности посредством развития у учеников потребности в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих, а также способствует развитию привычки здорового образа жизни и творческой активности.
Личностно-ориентированная направленность работы с учащимися, акцент на экспериментирование и поисковую активность детей, а также структура занятий, включающая чередование подачи теоретического материала и его практического применения, определяют новизну данной программы.
Данная программа факультативного курса рассчитана на 34 часа и может быть реализована на параллелях 6-9 классов.
Целью программы является формирование у школьников базы теоретических знаний и практических умений по сохранению и укреплению здоровья, развитие и реализация творческой активности, воспитание потребности в здоровом образе жизни и, как следствие, привитие здоровьесохраняющих норм поведения.
Достижение цели курса обеспечивается решением общих задач и задач коррекционно-профилактической работы:
укрепление здоровья школьников; формирование практических умений и навыков по укреплению и сохранению своего здоровья;
формирование понятия об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
предоставление знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
воспитание и закрепление навыка правильной осанки;
создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки);
создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путем тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений;
формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни;
формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;
формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность;
формирование интереса к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитании здорового человека; обучение методам валеологического исследования, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний, а также подготовка к самостоятельной жизни.
Основные направления и ценностные основы обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни отражены в ведущей и основной теоретических идеях.
Ведущая теоретическая идея программы заключается в понимании значимости не только физических, но и психических, духовных способностей ребенка, его самоопределения, что позволяет не останавливаться на физическом развитии, а комплексно формировать индивидуальное здоровье школьника (рис. 1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Модель индивидуального здоровья школьника

Основная теоретическая идея программы заложена в валеологической концепции образования, которая содержит следующие аспекты:
направленность обучения и воспитания на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;
единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности школьника как условия формирования личности;
органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;
оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда;
дифференциация учебно-воспитательного процесса;
учет социальной среды развития школьника;
системный подход в воспитательной работе, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию системы.
Для реализации цели программы используются следующие принципы и особенности организации обучения:
принципы отношения:
- сознательности и активности, которые обеспечивают четкую постановку целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю;
принципы оценивания:
- научности и прочности, позволяющие учащимся получать базовые научные знания в области валеологии и здоровьесбережения и сознательно применять их в процессе жизнедеятельности;
принципы соответствия:
- доступности и индивидуализации, определяющие индивидуальную дозировку нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей;
- наглядности, предусматривающий знакомство учащихся с учебным материалом (коррекционно-профилактическим) посредством использования различных средств обучения;
принципы построения:
- повторности, системности и последовательности, которые предполагают многократное повторение, непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий;
валеологические принципы:
- психологической комфортности, способствующий получению положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки;
- природосообразности, предусматривающий потребность человека в поиске смысла жизни (основа духовности человека), в другом человеке (основа бесконфликтного существования общества), в творческом самоутверждении (стремление к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и признание их другими людьми);
- культуросообразности, обуславливающий организацию образовательного процесса в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
- безусловной любви, направленный на воспитание ответственного отношения школьника к своему здоровью, здоровью близких ему людей.
В основу реализации программы положены оптимальные виды деятельности: познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к исследованиям, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.
Активно используемая форма занятий – занятия смешанного характера, решающие задачу разучивания новых и совершенствования освоенных ранее знаний, умений и навыков. Особенностью построения занятий смешанного характера является организация дифференцированного обучения с учетом здоровья обучающихся, двигательной активности, уровня освоения двигательных навыков.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий, дифференцированного подхода и метода круговой тренировки. Индивидуальный подход необходим любому ученику независимо от его успехов в учебе. А с точки зрения здоровьесберегающих педагогических технологий ориентировка на детей, имеющих какие-либо отклонения здоровья особенно важна. Каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности при использовании на занятиях метода круговой тренировки. Именно такой подход к занятиям позволяет дозировать нагрузку для поддержания оптимальной работоспособности каждого учащегося и предупреждения негативных сдвигов в состоянии здоровья. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем за её воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, т.к. упражняются все ученики одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания образовательной программы (модель выпускника)
Результат общей педагогической деятельности представлен на рис. 2.



























Рис. 2. Модель личности выпускника

Планируемые результаты применения данной программы заключаются:
- в подготовке школьника, знающего нормы здорового образа жизни, мотивированного на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, с установкой на жизнь как высшую ценность, творчески использующего средства физической культуры в организации здорового образа жизни;
- в устранении отклонений опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, искривления осанки, и переводе учащихся впоследствии в основную медицинскую группу.
В программе изложены требования к уровню подготовки учащихся по факультативному курсу. Они соотносятся с требованиями государственного стандарта и задаются по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В предлагаемой программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программным содержанием, а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым школьником, оканчивающим данный курс.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
В результате изучения факультативного курса «Ступени к здоровью» ученик должен:
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
демонстрировать

Физические качества
Физические упражнения
Юноши
Девушки

Быстрота
Бег 60 м с низкого старта, с
8,2
10,2


Прыжки через скакалку,
мин. с
1.30
1.00

Сила
Подтягивание туловища из виса, количество раз

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
12

0
0

14


Прыжок в длину с места, см
200
175


Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, количество раз

50

30

Выносливость
Бег на 2000 м, мин. с
9.30
0


Бег на 1000 м, мин. с
0
4.30


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Основное содержание программы «Ступени к здоровью»
В школе накоплен значительный и разнообразный опыт работы по здоровьесбережению в процессе обучения и воспитания. В 2015 году разработан социальный проект «Здоровье – забота общая», ставший продолжением проекта «Здоровье». Он направлен на оптимизацию взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами и на развитие научно-методического потенциала деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Целью проекта «Здоровье – забота общая» является модернизация системы работы образовательного учреждения по эффективному решению задач сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
В целях эффективной реализации задач проекта на протяжении ряда лет в школе функционирует методическая площадка по здоровьесбережению, в рамках которой решаются задачи программы факультативного курса «Ступени к здоровью»: развитие личности ребенка, выявление и совершенствование его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Здоровьетворение т.е. создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни. Творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей. Использование дидактического подхода – обучение в деле, активно применяемого при организации работы «Патруля здоровья», в состав которого входят ребята 6 – 9 классов, позволяет развивать проектно-исследовательские навыки учащихся. В ходе реализации программы предусмотрена разработка индивидуальных, парных и групповых проекты различных типов:
- исследовательские проекты (проекты актуальные для всех участников, социально значимые): «Утомление и его профилактика», «Полезные блюда», «Взаимосвязь настроения и здоровья»;
- творческие проекты (проекты, без детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников): «И это все о нас», «Традиции моей семьи», «Генеалогическое древо», «Экологический калейдоскоп»;
- информационные проекты (проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории): пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры здоровья и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (о вреде наркотиков, табакокурения и д.р.);
- практико-ориентированные проекты (проекты с четко обозначенным результатом деятельности и ориентированные на социальные интересы, интересы самих участников): индивидуальные программы по самооздоровлению, собственные концепции ЗОЖ, индивидуальные карты физического развития, индивидуальные комплексы упражнений, схемы «Пищевые вещества и продукты, их роль и значение в здоровье школьников».
Приобщение к валеологии позволяет развивать творческие возможности школьника. Проведение занятий исключает «академический» стиль, назидания и указания. Это, скорее всего, совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное со многими открытиями.
В ходе изучения курса учащиеся научатся анализировать свое душевное состояние, сопоставлять зафиксированные в Паспорте здоровья результаты, составлять собственную индивидуальную программу самооздоровления.
Привлечение родителей (законных представителей) учащихся к организации мероприятий в рамках занятий по программе факультативного позволит приобщить их к активной деятельности по укреплению здоровья.
Учебный план образовательной программы
Программой предусмотрено 34 часа факультативных занятий в год по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 4 года. Данный курс состоит из двух разделов: «Валеологические знания» (информационный компонент), в который введена работа по формированию творческой активности учащихся; «Коррекционно-профилактическая деятельность» (мотивационный компонент).
Валеологические знания (информационный компонент) – 11 ч.
№ п/п
Тема занятий


6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Кол-во час.

заня-тия

1.





2.



3.




4.





5.


6.



7.



8.




9.





10.




11.
Что такое здоровье?
Факторы, влияющие на здоровье.

Возможности нашего организма.

Обмен веществ и причины его нарушения.

Мозг и нервы.





Береги зрение.


Орган слуха.



Рот. Язык.
Красивая улыбка.

Забота о своем горле.



Нос и придаточные пазухи. Профилактика ОРЗ.

Работа с паспортом здоровья.


Итоговое занятие.
Организм здорового человека.



Кровь, кровеносная система.

Желудок. Кишечник.



Основная железа.
Железы внутренней секреции.

ЗОЖ в семье.


Подростковый возраст.


Почки.



Кожа. Волосы и ногти.


Скелет и позвоночник.




Здоровый образ жизни.



Итоговое занятие.
Здоровье школьника.




Экология севера.


Эмоции, их польза и вред.



Регуляция эмоционального возбуждения.



Психические состояния.

Стресс. Причины возникновения.

Психические возможности.


Психосаморегуляция.



Программа здорового образа жизни.



Работа с паспортом здоровья.


Итоговое занятие.
Аспекты школьной
валеологии.



Этапы формирования здоровья.

Здоровый человек – какой он?


Здоровому все здорово.




Экологический калейдоскоп.

Гигиена здоровья.


Основы сбалансированного питания.

Социально-нравственные основы здоровья.

Резервы организма человека.



Здоровье семьи – здоровье нации.

Итоговое занятие.
1





1



1




1





1


1



1



1




1





1




1
1





2-3



4-7




8-11





12-15


16-18



19-22



23-26




27-30





31-32




33-34


Коррекционно-профилактическая деятельность – 23ч. (мотивационный компонент) рассчитан на все четыре года обучения с поэтапным усложнением.
1-3. Дыхательные упражнения.
4-6. Упражнения для формирования естественного мышечного корсета.
7-10. Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника.
11-15. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника.
16-19. Тренировка основных исходных положений.
20-25. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства».
26-29. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
30-32. Упражнения в равновесии.
33-34. Упражнения на расслабление.
Формы контроля знаний (аппарат контроля)
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация.
В целях проверки знаний используются также следующие методы:
метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнениями упражнений до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок;
программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально;
метод сбора текущей информации, включающий в себя:
- хронометрирование;
- тестирование;
- анализ текущей учебной документации;
- опрос (анкетирование, беседа) о текущих событиях;
- регистрацию техники выполнения физического упражнения.
Кроме этого, используются различные виды контроля:
предварительный предусматривает получение необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте занимающихся. К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра и проверочных испытаний, определяющих уровень развития двигательных способностей, показателей антропометрических измерений. Все данные фиксируются в журнале и личной карточке учащегося. По результатам предварительного учета формируются учебные группы, а также выбираются методы и приемы обучения;
текущий предназначен для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физической подготовленности. Данный учет позволяет своевременно вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий, применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
периодический используется в форме различного вида опросов, тестирования, анкетирования. Он позволяет определить качество усвоения материала и правильность выполнения заданий;
итоговый проводится после определенного этапа учебной работы. Он дает возможность объективно судить о достигнутых результатах совместной работы учитель – ученик, оценить правильность планирования, наметить перспективу дальнейшей работы.
Основное содержание программы «Ступени к здоровью»
Программа представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительной деятельностью и валеологической подготовкой.
В соответствии с целью курса содержание программы направлено на формирование у учащихся навыков сохранения и укрепления здоровья, воспитание бережного отношения к нему. Логика построения программы способствует развитию интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой, творческого использования осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
В разделе «Валеологические знания» содержатся сведения о роли занятий физической культурой, способах и средствах профилактики нарушения осанки, профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности, влиянии неблагоприятных экологических и социальных факторов. Здесь же приводятся знания о гигиене здоровья, скрытых резервах организма, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека.
Во втором разделе «Коррекционно-профилактическая деятельность» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление, формирование, профилактику и коррекцию индивидуального здоровья учащихся; повышение функциональных возможностей основных систем организма. Формирование, профилактика и коррекция осанки осуществляются общеразвивающими, специальными, корригирующими, физическими упражнениями, их сочетанием. Раздел включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. Помимо этого раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.
При проведении занятий должны быть учтены особенности и функциональные возможности организма всех учащихся. В группе могут быть ученики с различным диагнозом, поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Тематический план (содержание) программы факультативного курса для 9 класса

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Цели и задачи
Содержание занятия
Формы контроля и образовательный продукт

1.
Аспекты школьной валеологии.

1
Воспитывать доброжелательные отношения и чувства коллективизма, безопасное поведение в школе.
Беседа по теме: Отчет по здоровому летнему отдыху, работа с паспортом здоровья. Понятие «здоровый образ жизни», его значение в жизни человека и общества.
Паспорт здоровья

2.
Этапы формирования здоровья.


«Правильное дыхание».
1
Прививать осознанное отношение к здоровью и личную ответственность за его состояние.
Вырабатывать и закреплять навык правильного дыхания. Обучать и практическому применению дыхательной гимнастики.
Оценка факторов, обуславливающих здоровье, определение биоритма. Великие изречения.


Правильное дыхание. Способы выработки и закрепления навыка. Упражнения для овладения полным дыханием, смешанным типом дыхания; упражнения для развития носового дыхания.
Анкетирование

3.
Этапы формирования здоровья.


Корригирующие упражнения.
1
Прививать осознанное отношение к здоровью и личную ответственность за его состояние.
Формировать естественный мышечный корсет.


Оценка факторов, обуславливающих здоровье, определение биоритма. Великие изречения. Влияние нагрузки на организм школьников.

Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота; мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Наблюдение

4.
Здоровый человек – какой он?

Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Формировать естественный мышечный корсет.

Беседа о вредных привычках. Этюд для души «Сотвори солнце в себе». Виды отдыха. Мотивационная сфера здоровья.
Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота, мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Анонимная анкета «Есть ли у тебя вредные привычки?»

5.
Здоровый человек – какой он?

Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Формировать естественный мышечный корсет.

Виды активного отдыха. Анализ ситуаций, негативно влияющих на здоровье. Мотивационная сфера здоровья
Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота, мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Работа по карточкам


6.
Здоровый человек – какой он?
Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя).
Положительные эмоции и их влияние на здоровье. Этюд для души «Твое здоровье в твоих руках».
Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; мышц спины и передней стенки живота; мышц грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; мышц рук и ног.
Наблюдение

7.
Здоровый человек – какой он?




Корригирующие упражнения.
1
Формировать понимание необходимости хорошего настроения для сохранения и укрепления здоровья; развивать исследовательские навыки.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя).
Тренинг «Как поднять себе настроение?». Этюд для души «Дари людям тепло». Мини-исследование «Взаимосвязь настроения и здоровья».



Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; мышц спины и передней стенки живота; мышц грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; мышц рук и ног.
Защита исследовательс-ких работ.

8.
Здоровому все здорово.


Корригирующие упражнения.

1
Стимулировать познавательную деятельность и творческую активность учащихся.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника.
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.


Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; спины и передней стенки живота; грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища.
Презентация собственной концепции

9.
Здоровому все здорово.





Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать осмысленность личной жизни, целеустремленность (понимание о смысле жизни, идеале, счастье); воспитывать активную жизненную позицию.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья





Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация собственной концепции

10.
Здоровому все здорово.




Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность. Углублять знания о правилах сохранения здоровья.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.




Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация собственной концепции


11.
Здоровому все здорово.




Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность. Углублять знания о правилах сохранения здоровья.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.




Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация краткосрочного проекта «Традиции моей семьи» (совместно с родителями (законными представителями) учащихся)

12.
Экологический калейдоскоп.


Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать знания о современной научной картине мира, о влияние на здоровье экологических катастроф.
Вырабатывать и закреплять навык правильной ходьбы.
Видео занятие «Жить в гармонии с природой». Экологическая викторина.


Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Работа по карточкам

13.
Экологический калейдоскоп.



Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать мировоззрение (знания современной научной картины мира, понятие философии прав и свобод человека).
Вырабатывать и закреплять навык «Прямохождение и правильные позы».
Видео занятие «Мир, в котором я живу».




Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Опрос в устной форме

14.
Экологический калейдоскоп.


Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать знания о техногенных катастрофах, воспитывать бережное отношение к природе.
Вырабатывать и закреплять навык «Прямохождение и правильные позы».
Презентация интервью учителей естественного цикла «Катастрофы: их причины и последствия».


Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Опрос в устной форме

15.
Экологический калейдоскоп.


«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Формировать знания о нефтяной промышленности и ее влиянии на природу и человека.
Вырабатывать закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Анализ документальных фактов.



Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Сообщения учащихся (мини-исследования)

16.
Гигиена здоровья.




«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Вырабатывать и закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Беседа «Гигиены тела, питания, жилища». Составление индивидуального режима дня. Сообщения учащихся «Утомление и его профилактика».

Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Индивидуальный режим дня

17.
Гигиена здоровья.




«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Вырабатывать и закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Беседа «Гигиены тела, питания, жилища, рабочего места, труда и отдыха». Корректировка индивидуального режима дня.


Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Сообщения учащихся «Утомление и его профилактика»

18.
Гигиена здоровья.




Осанка.
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Формировать навык правильной осанки.
Беседа «Гигиена рабочего места, труда и отдыха». Сообщения учащихся «Биологические ритмы».



Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Устный опрос

19.
Основы сбалансированного питания.
Осанка.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Формировать навык правильной осанки.
Сообщения «Патруля здоровья»: «Пищевые вещества и продукты, их роль и значение в здоровье школьников».
Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Публичная защита схем


20.
Основы сбалансированного питания.
Осанка.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Формировать навык правильной осанки.
Беседа «Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании».

Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Презентация полезных блюд


21.
Основы сбалансированного питания.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов питания».

Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Тестирование

22.
Основы сбалансированного питания.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Питание в особых условиях. Гигиена питания».

Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Работа по карточкам

23.
Социально-нравственные основы здоровья.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать умения грамотно выходить из нестандартных ситуаций.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные и нравственные аспекты здоровья».
Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Анкетирование

24.
Социально-нравственные основы здоровья.


Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Воспитывать правильное отношение к окружающим (культура поведения, интерес к людям, общительность, уступчивость).
Составлять индивидуальные комплексы упражнений. Совершенствовать умения по планированию, самоорганизации.
Беседа «Социальные и нравственные аспекты здоровья. Психогигиена».



Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Защита индивидуальных комплексов упражнений



25.
Социально-нравственные основы здоровья.



Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Формировать умения психологической и физической самозащиты. Развивать исследовательские навыки и творческую активность.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Беседа «Полезные навыки».





Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Презентация видов самообороны


26.
Социально-нравственные основы здоровья.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Воспитывать семейно-нравственные ценности.

Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Беседа «Валеологические основы семейной жизни».


Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Презентация генеалогического древа (мини-проекты)

27.
Резервы организма человека.

Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Тренинговое занятие «Было бы желание».


Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Наблюдение

28.
Резервы организма человека.

Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Тренинговое занятие «Поверь в себя».


Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Наблюдение

29.
Резервы организма человека.

Массаж и самомассаж.
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Обучать массажу и самомассажу.
Интеллектуальная игра «Что, как, когда и зачем?».


Значение массажа. Виды и способы массажа. Практикум.
Выставка фотографий «И это все о нас»

30.
Резервы организма человека.

Массаж и самомассаж.
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Обучать массажу и самомассажу.
Встреча со спортсменами города


Значение массажа. Виды и способы массажа. Практикум.
Составление индивидуальных карт физического развития

31.
Здоровье семьи – здоровье нации.
Подвижные игры.
1
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Развивать двигательные умения и навыки в ходе проведения подвижных игр.
Беседа «Традиции сохранения здоровья в моей семье».
Подвижные игры.

Анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей)

32.
Здоровье семьи – здоровье нации.


Спортивные игры.
1
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Развивать двигательные умения и навыки в ходе проведения спортивных игр.
Тренинговое занятие с учащимися и их родителями (законными представителями) «Образ жизни как фактор здоровья». Разработка советов-рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
Спортивные игры.
Бюллетень


33.
Итоговое занятие.


Закаливание организма.
1
Формировать углубленные знания о правилах сохранения здоровья.
Формировать знания о способах закаливания организма.
Составление индивидуальной программы по самооздоровлению.
Индивидуальные программы


34.
Итоговое занятие.
1
Формировать углубленные знания о правилах сохранения здоровья.
Круглый стол с учащимися и их родителями (законными представителями) «Здоровый образ жизни – залог будущего России».
Методический бюллетень



Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации программы используются разные формы и методы работы: групповая и индивидуальная работа, публичная защита исследовательских работ и мини-проектов, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия, а также основные методы обучения:
практические методы, к которым относятся строго регламентированные упражнения, разучивание по частям, разучивание в целом, принудительно-облегчающие, частично регламентированные упражнения, игровой и соревновательный;
методы использования слова, включающие рассказ, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду;
методы наглядного восприятия, объединяющие показ, демонстрацию плакатов, рисунков мелом, зарисовок, выполняемых учениками, предметных пособий, кинофильмов, звуковую и световую сигнализацию.
Применение разноуровневого, дифференцированного, индивидуального и субъективно-личностного подхода значительно повышают качество обучения и воспитания школьников.
В целях развития навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся целенаправленно применяются следующие методы:
метод получения ретроспективной информации, который предполагает анализ литературных источников, анализ архивных документальных материалов (газет, журналов), опрос (анкетирование, беседа, интервью) о прошедших событиях;
метод сбора текущей информации, состоящий из хронометри-рования, регистрации техники выполнения физического упражнения.
Воспитательное воздействие, качественное усвоение учащимися новых знаний и умений зависит от применения эмоциональных, познавательных, социальных, частично-поисковых, объяснительно-репродуктивных методов обучения.
Использование индивидуальных, парных, групповых форм работы и метода круговой тренировки обусловлено спецификой факультативного курса, что облегчает процесс усвоения нового материала, правильность выполнения предлагаемых заданий и создает условия для понимания ценности здоровья и формирования привычки здорового образа жизни.
Сущность программы состоит в том, что факультативные занятия, обеспечивают и ребенку, и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил, т. е. добавляют и детям, и учителю здоровье. Несомненно, что факультативные занятия, включающие в себя элементы здоровьесберегающих педагогических технологий: воспитывают и стимулируют у детей желание быть здоровыми, учат их ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывают у учащихся позитивную самооценку, расширяют взаимоотношение с окружающими людьми и способствуют увеличению позитивных мыслей о ценности индивидуального здоровья и здоровья всего человеческого сообщества, психологически настраивают детей на здоровый образ жизни.
В целях достижения положительных результатов необходимо обеспечить образовательный процесс материально-техническим оснащением. Запросы современных учащихся настолько высоки, что без специальных устройств и приспособлений трудно активизировать интерес к занятиям и добиваться хороших результатов. Для качественного усвоения теоретического материала и комплексов коррекционных упражнений целесообразно использовать видеозаписи. Умелое использование ТСО существенно повышает информационную емкость всех сведений. Просмотр учебного кино наиболее эффективен в условиях спортивного зала т.к. не требует затемнения, его использование помогает при разучивании сложных видов движений. ТСО обеспечивает четкость и логичность изложения нового материала, способствует экономии учебного времени. Большую помощь в работе оказывает звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофоны и др.) Ее использование на подготовительном и заключительном этапах занятий повышает работоспособность занимающихся.
Значительный эффект при организации учебного процесса достигается в результате внедрения информационных технологий.
Кадровое обеспечение
Программу факультативного курса «Ступени к здоровью» могут преподавать учителя физической культуры.
Схема управления сопровождением представлена двумя схемами (рис. 3 и 4)










Рис. 3. Коммуникативная схема управления реализацией программы









Рис. 4. Схема управления процессом реализации программы
Финансовое обеспечение
Реализация программы не требует дополнительных финансовых средств, т.е. возможна в рамках текущего финансирования.
Обеспечение преемственности между учебными предметами
Программа факультативного курса «Ступени к здоровью» обеспечивает преемственность между такими учебными предметами, как физическая культура, биология (валеология), экология, а также непрерывность и преемственность физического воспитания, естественного оздоровления и занятий спортом на II ступени образования.
В целях совершенствования и модернизации непрерывной и преемственной системы физического воспитания, естественного оздоровления и занятий спортом данная программа внедрена в образовательный процесс в рамках дополнительного образования.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Реализация в образовательном учреждении такого рода программы – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков, т. к. особое внимание в программе, уделено пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, занятия в рамках программы данного факультативного курса следует рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Система оценки достижения результатов освоения программы «Ступени к здоровью»
Освоение программы факультативного курса не предусматривает балльного оценивания ЗУН обучающихся. Однако в целях оценки достижения результатов освоения программы предполагается проведение ряда мониторинговых процедур, в том числе:
- мониторинг состояния физического здоровья и физического развития учащихся (два раза в год);
- анализ показателя частоты заболеваний обучающихся, посещающих факультативные занятия;
- анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) по определению рейтинга жизненных ценностей и др.;
- анализ результативности участия школьников, посещающих факультативные занятия, в городских соревнованиях;
- оценка уровня разработанных индивидуальных, парных и групповых проектов различных типов;
- анализ выбора выпускниками основной школы в период итоговой аттестации экзамена по физической культуре;
- анализ показателя качества знаний девятиклассников по итогам выпускных экзаменов.
Литература

Для ученика:
Дидактические задания, разработанные автором программы.
Электронная библиотека. Кирилл и Мефодий, 2003.

Для учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Москва, Просвещение, 2005.
Васильков В.А. Учебно-методические рекомендации для руководителей ОУ, педагогов, специалистов органов управления образованием. Организация и совершенствование современного урока на основе принципа валеологизации учебно-воспитательного процесса г. Ханты – Мансийск, 2002.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов- на-Дону: Феникс, 2007.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: ВАКО, 2004.
Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 2003.








13PAGE 15


13PAGE 142915



ЛАПУТЬКО ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,
учитель физической культуры

Казенное общеобразовательное учреждение
«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учебная дисциплина: физическая культура

Вид программы: авторская






ПРОГРАММА
факультативного курса
«Ступени к здоровью»

г. Радужный

Эстетическая культура (иметь развитое творческое начало)

Осмысленность личной жизни, целеустремленность (понимание о смысле жизни, идеале, счастье); активная жизненная позиция



Ценность здоровья и здоровый образ жизни

Отношение к окружающим (культура поведения, интерес к людям, общительность, уступчивость); умение постоять за себя

Мировоззрение (знания современной научной картины мира, понятие философии прав и свобод человека); бережное отно-шение к природе

Модель личности выпускника


Интеллектуальное развитие информационный кругозор, саморазвитие, самообразование, самоорганизация)

Личностные качества (дисциплинирован-ность, внутренняя свобода, порядочность, честность)


Гражданст-венность и патриотизм

Отношение к труду (добросо-вестность, настойчивость, конкурентоспо-собность)

Директор

Заместитель директора

Руководитель школьной методической площадки по здоровьесбережению

Учитель физической культуры (педагог дополнительного образования)

Педагогический совет

Методический совет

Школьная методическая площадка по здоровьесбережению

Школьное дополнительное образование



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 715