Программа факультативного курса Ступени в мир искусства


ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6
с дошкольным мини центром и гимназическими классами»
Рассмотрено на МО
«___»___________20___г.
_______________________
_______________________
Согласовано на ШМС
«___»_________20___г.
_____________________
_____________________ Утверждаю
Директор школы
Ускинова Г.Т.
_____________________
Программа факультативного курса "Ступени в мир искусства"
на 2014-2015 учебный год
для 3 Г класса
учитель начальных классов
Гасанова С.Г.
г. Актау

Пояснительная записка
 
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
                                                    В. А. Сухомлинский
 
Нравственный облик личности  в конечном счете зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
                                                    В. А. Сухомлинский
 
Развивающемуся обществу нужны современно  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные  к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие  развитым чувством ответственности за судьбу страны… Необходимо более полно использовать  нравственный потенциал искусства в целях духовного развития личности школьника».
Важнейшей задачей педагогики искусства во всех звеньях образовательной системы является формирование духовной культуры учащихся, развитие яркой, самобытной, мыслящей, творчески активной личности с широкими запросами в области искусств, осознающей нравственную и социальную значимость художественных ценностей. Сегодня для подготовки  специалиста любой области одних знаний недостаточно. Нужны люди, способные к эвристической деятельности, обладающие значительным личностным, творческим и профессиональным потенциалом.
Как приобщить ребенка к прекрасному, воспитать в нем способность к художественному восприятию окружающего мира, ощущению своего неповторимого  внутреннего мира, внутреннего голоса? Как воспитать разносторонне развитую, гармоничную личность и в то же время обеспечить необходимую базу для  последующего саморазвития и самосовершенствования?
Значимость проблемы настолько велика, что привела к выводу о необходимости создания самостоятельного факультативного курса «Ступени в мир искусства», в котором  авторы  предлагают полихудожественный, интегрированный подход к обучению и освоению искусства.
Тенденция к интеграции гуманитарно-эстетических дисциплин возникла давно.  Как правило, проводятся  разовые интегрированные уроки, внеклассные мероприятия. Однако для педагогов важно зарождение нового уровня мышления – интегрированного, не замкнутого в своей узкой специализации, а для учащихся – формирование единства в восприятии предметов гуманитарно-эстетического цикла. Важность осуществления подобного  интегрированного курса обуславливается следующими факторами:
необходимостью формирования духовной культуры учащихся, развития яркой, самобытной, мыслящей, творчески активной личности при минимальном количестве часов, отводимых на освоение искусства в школе;
оторванностью провинциальных школьников от художественной среды – театров, музеев, выставок;
межпредметной  разобщенностью, изолированностью в преподавании искусств.
Курс  адресован учащимся основной школы (3 - 7 кл.), рассчитан на 34 часоа в каждом из классов. Авторы полагают, что целесообразнее вести данный курс с 3 класса, т.к. у учащихся сформирован  первоначальный опыт эмоционально-образного  восприятия искусства и возможно углубленное эстетически-нравственное обучение и воспитание.
Комплексное эстетическое воспитание в программе выстраивается во взаимодействии трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, охватывающих  духовную жизнь человека всесторонне и полно. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. В процессе занятий возможно  приобщение и к таким видам, как драматургия, скульптура и архитектура, кино.
Учащимся разъясняется  специфика языка каждого из видов искусств как средства создания поэтического, музыкального и художественного образов. Содержание программы позволяет использовать разнообразные  подходы, методы и приемы для достижения поставленных целей.
Структура программы
 
Цели курса:
 
Дать представление  о назначении и месте искусства в жизни человека и общества.
Развивать представление о различиях и взаимосвязи видов искусств.
Показать отличие мира искусства от мира жизни.
Раскрыть понятия пользы и удовольствия в жизни и искусстве.
Воспитывать продуктивную общественно- самостоятельную личность.
 
 
Задачи курса:
 
формировать ценностные эстетические ориентации;
прививать вкус к исполнению художественных произведений;
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать творческие способности учащихся.
 
 
Предполагаемый результат:
 
Повышение мотивации познавательной деятельности.
Сформированность качеств  общественно- самостоятельной  личности.
Тонкое восприятие красоты окружающего мира и воплощение ее в своих собственных          литературных, музыкальных, изобразительных работах.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2014- 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя: Гасанова С.Г.
Класс: 3Г
Предмет: факультативный курс «Ступени в мир искусства»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Ступени в мир искусства» 3 класс
Учебник: нет
Количество часов: 33 (1 час в неделю ) № Тема занятия. Кол-во
часов Дата
1. Вводное занятие. Путешествие в страну волшебных звуков, слов, красок.  Жизнь-человек-искусство. Специфика каждого вида искусства. Взаимосвязь музыкального, изобразительного и выразительного начал в искусстве. 1 2. Устное народное творчество.  
Детский фольклор.
Устойчивые, традиционные образы и картины в фольклорных произведениях. Своеобразие таких жанров детского фольклора, как пестушки, потешки, заклички, поговорки, считалки др. Календарные праздники и колядки. 1  3. Музыкальный фольклор. Многообразие жанров казахской народной песни. Музыкальная мастерская.Сочинение колыбельных песен, потешек, частушек, музыкальное инсценирование хороводно-игровых песен. 1  4-5. Фольклорный праздник «Казахский дом» Прекрасная Гакку(Музыкальное исполнение, чтение, каз.народные игры, викторины.) 2 6.  Сказка в творчестве русских художников. Устойчивые герои и сюжеты в народных сказках. Сказка в изобразительном искусстве. 1 7. Сказка в музыке. Мир детских игр, игрушки, любимые сказки в «Детском альбоме» П.Чайковского. История создания «Альбома». Красота, добро, милосердие — духовно-нравственная основа музыки П.Чайковского. Рисование иллюстраций к выбранной пьесе. 1 8. Значение сказки для оперного и балетного жанров.  Сказочные оперы Римского-Корсакова, балеты-сказки  П.Чайковского. Образы Русалки, Лешего, Бабы-Яги в произведениях А. Лядова, П.Чайковского.
1 9. А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» Сюжет, персонажи поэмы. Нравственная красота героев, их стремление к добру. Анализ эпизодов «Бой Руслана с Головой» и «Бой Руслана с Черномором». 2 10. «…Музыка-душа моя». В гостях у М. И. Глинки Глинка и Пушкин – «солнце русской музыки» и «солнце русской поэзии». Правдивость, гуманизм, нравственная сила, красота и чистота – главные черты творчества М. Глинки и А. С. Пушкина. 1 11. «Дела давно минувших дней…»  Опера М.Глинки «Руслан и Людмила». Эпичность оперы. Основной конфликт- столкновение добра и зла. 1 12. А.Кунанбаев. Время и вечность в жизни природы и человека. Стихотворения А.Кунанбаева1 13. Музыка моего сердца…» Место музыки в жизни  М.Лермонтова.   Истоки музыкальности, круг музыкальных интересов. Музыка лермонтовского времени. 1 14. «А стихи его – музыка…»  (Интегрированное занятие).   Стихи, ставшие народными песнями. («Отырар сазы», «Казачья колыбельная», «Молитва») 1 15. Причудливая фантазия в сказке писателя-романтика  Э. Т. А. Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король» Сюжет о заколдованном принце. Сон, сказка, реальность, их соотношение. Внимание и милосердие к малому, готовность к самопожертвованию – подлинный смысл сказки. 1 16. Кино и музыка. Музыка в мультфильмах 1 17. Роль дирижера в оркестре. Болат Сарыбаев вернул забытые инструменты. Новая жизнь древних инструментов. Как создавался оркестр народных инструментов? 1 18. «Оркестровые симфонии красок и форм»
(И. Э. Грабарь) Зима в русской живописи. Пейзаж как выражение человеческой души, «отклик на свое безотчетное стремление вдаль. 1 19. «Путешествие по зимней дороге». Неповторимая красота зимней природы в произведениях композиторов П.Чайковского, Г.Свиридова, А. Вивальди. 1 20. «Поёт зима, аукает…». Урок-концерт.  Слушание любимых произведений, исполнение песен, стихов по выбору. Выставка рисунков учащихся. 1 21. Народная музыкально-поэтическая традиция празднования масленицы (Музыкальное исполнение, чтение, русские народные игры, викторины.) 1 22. «Весна идёт, весне дорогу!» Весенняя природа в произведениях художников, поэтов, композиторов: И.Левитан, А.Саврасов, К. Юон, Ф.Тютчев, А.Плещеев, Е.Баратынский,, А.Затаевич Народные песни о весне. 1 23. Поздравляем маму с праздником! Песни,стихи,рисунки,танцы. 1 24. Мэтр казахской оперы. Мукан Тулебаев. 1 25. Героическое прошлое казахского народа  в живописи. Историческая живопись как сокровищница казахского изобразительного искусства. 1 26. «Только доблесть бессмертно живет…» Подвиг казахского народа, воспетый в стихах. 1 27. «Пусть всегда будет солнце…» Стихи о мире. Мир глазами детей. Образы мамы, дома и друзей. Детские рисунки. 1 28. Голубь мира Ахмета Жубанова «Таджикские танцы» Ахмета Жубанова1 29. «Чтобы утро было добрым» Д. Кабалевский – композитор, писатель, учёный, педагог. Мир, дружба, детство в творчестве Д. Кабалевского. Кантата «Песня утра, весны и мира». «Реквием» на стихи Р.Рождественского – призыв к защите мира на земле. 1 30. Творческая мастерская. Подготовка музыкального, литературного материала к итоговому занятию. Оформление выставки художественных работ учащихся. 1 31. Итоговое занятие. 1 32. Праздник «Первая ступенька  в большой мир искусства».
Экскурсии 1