Урок музыки для 5 класса «Сказочные герои в музыке»


«Сказочные герои в музыке»
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ,ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Актуализация знаний
Учитель: Внимание на экран.
Мультфильм «Сказки гуляют по свету»
Учитель: Ребята, вы догадались о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Дети: О сказках!
Учитель: А каких героев вы сейчас увидели?
Дети: перечисляют
Учитель: Так о чём пойдёт речь на уроке?
Дети: О сказочных героях.
Учитель: На каком уроке вы находитесь?
Дети: На музыке.
Учитель: Значит тема нашего урока?
Дети: Сказочные герои в музыке?
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.
(Дети записывают в тетрадь. Я вывожу на доску:
«Сказочные герои в музыке»)Учитель: У меня есть помощник, Денис. Давайте дадим ему слово. Послушайте фрагмент немецкой сказки. Какие приёмы использует автор для создания образа литературных героев?
Денис читает фрагмент сказки «Сказочные гномики»
Дети: Портрет, описание жилья гномиков.
Учитель: Да! Писатель может использовать эти приёмы. А как же быть композитору? С помощью чего музыка становится изобразительной?
Дети: Нужны средства музыкальной выразительности.
Учитель: Назовите их.
Дети: (перечисляют, Я на доске вывожу алгоритм): Мелодия, Динамика, Ритм, Темп,
Регистр, Лад, Пауза, Тембр.
Учитель: Так какую задачу мы сегодня поставим перед собой?
Дети: Услышать (узнать) какими средствами выразительности пользуется композитор для создания образа сказочного героя.
Учитель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Послушать музыку, почувствовать её. Исполнить песню.
Учитель: А где взять информацию?
Дети: Обратиться к учебнику, к другим источникам.
Учитель: А поможет в этом музыка М.П.Мусоргского. Катя подготовила презентацию о композиторе.
Катя: Ребята, послушайте внимательно и скажите, кто натолкнул композитора на мысль создать произведение «Картинки с выставки»?
(Я на доске вывожу название «Картинки с выставки»)
Презентация
Дети: Создание «Картинок с выставки» появилось благодаря другу композитора , художника Виктора Гартмана, его картины.
(Я вывожу на доску рисунки детей «Старый замок», «Баба-Яга», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Гном»)
Учитель: Для того, чтобы написать музыку, Мусоргский должен был выбрать жанр произведения. Выберите из предложенных вариантов?
ПЕСНЯ, ЦИКЛ, РОМАНС
Дети: Цикл.
Учитель: Почему?
Дети: Песня - это простой жанр. Романс – вокальная миниатюра. Остаётся цикл.
Учитель: Обратимся к учебнику. Откройте его на странице 186- ой. Найдите определение слова ЦИКЛ.
Прочитайте.
А теперь проговорите его друг другу, для того, чтобы лучше усвоить новое понятие.
Учитель: Ребята, а почему цикл начинается с пьесы «Прогулка»?
Дети: Потому что в выставочном зале, люди переходят от одной картины к другой!
Учитель: Верно! Послушайте пьесу и скажите какими средствами выразительности пользуется Мусоргский для достижения своей цели (изобразительности). Пользуйтесь алгоритмом .Слушание «Прогулка»
Учитель: Что вы услышали? Какая музыка?
(Дети отвечают по алгоритму)
Учитель: Скажите, а среди музыкальных картинок есть сказочные?
Дети: Да, «Гном» и «Баба-Яга».
Учитель: Правильно! На одной из них мы с вами и остановимся. Послушайте пьесу «Гном». Какого героя рисует композитор?
Слушание «Гном»
Учитель: Работаем по алгоритму.
Дети: (отвечают).
Учитель: Ребята, откройте учебник на странице 135-ой, найдите слова автора учебника об этом герое.
(дети читают)
Учитель: Совпадает описание автора с вашим описание героя?
Дети: не совсем.
Учитель: Сейчас мы с вами ещё раз послушаем пьесу, а вы проследите по нотной записи в учебнике на странице 136-ой, как изменяются средства выразительности, и постарайтесь их перечислить.
Слушание «Гном» (картинка – слайд)
Учитель: Молодцы! А сейчас я предлагаю сделать разминку.
Динамическая пауза
Учитель: Для закрепления изученного, ответим на задания теста. Подпишите листочки.
(Дети работают с тестом)
Учитель: Поменяйтесь работами. Проверим ваши ответы.
(Выводятся правильные ответы на экран)
Учитель: Кто не допустил ни одной ошибки? Кто одну? Кто две?
Эти работы вы сдадите мне в конце урока, а я поставлю вам оценки.
Учитель: Ребята, как вы думаете а в других произведениях можно встретиться с гномами?
Дети: Да!
Учитель: Послушайте песню и скажите, какие герои живут в ней?
Дети: Весёлые, смешные, пряничные гномики.
Учитель: Обратимся к алгоритму.
Дети: отвечают
Учитель: Перед разучиванием проведём распевку.
(«Горка», скороговорка «Мы перебегали берега»)
Учитель: Какие средства выразительности?
Дети: (перечисляют)
Работа со словами припева. Прочитать. Прохлопать ритм со словами. Спеть мелодию по фразам. Пение под фонограмму.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок.
Какие открытия для себя вы сделали?
Чему научились?
В чём затруднялись?
Ответы детей
Рефлексия
Учитель: А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. На нотоносец прикрепите нотки. Если вы считаете, что были активны, хорошо работали , и вам всё было понятно, то прикрепите красную нотку. Если работали недостаточно, и в чём -то затруднялись – то прикрепите зелёную нотку.
Дети прикрепляют нотки.
Учитель: Урок окончен. До свидания!
Дети: До свидания!