Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «Мир профессии психолога»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
программы по предпрофильной подготовке


Учреждение-организатор КПП


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Планета»


Настоящее наименование программы


Мир профессии психолога


Прежнее наименование программы


Мир профессии психолога


Год начала реализации программы
2014


Настоящий(е) автор(ы)



Казанцева Галина Николаевна


Уровень профобразования программы

ВПО


Отнесение программы к группе специальностей по образованию
21. Психология

















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Планета» г.о. Тольятти


Утверждаю
Председатель Экспертного совета
___________М.В.Горбунова
«____»____________2014 г.

Утверждаю
Директор МБОУДОД ДЮЦ
«Планета»
_____________ Е.Н. Вдовина
«____»_____________2014 г.











Программа курса предпрофильной подготовки
учащихся 9-х классов
«Мир профессии психолога»







Автор:
Казанцева Галина Николаевна
Педагог дополнительного образования,
психолог








Тольятти
2014 г. Пояснительная записка

Курс «Мир профессии психолога» является курсом, в котором систематично раскрывается общая картина всей профессиональной подготовки будущего психолога. Он во многом задаёт направление размышлений о себе и формирует интерес к профессионально важным качествам, к дисциплинам, которые будут изучаться в будущем. Выбрать профессию психолога – значит, выбрать путь, стиль, способ жизни. Профессия психолога – творческая и очень интересная профессия, которая требует постоянного развития и совершенствования. Работа психолога – это концентрированный опыт взаимоотношений с очень разными людьми. Опыт, дающий возможность больше осознать и понять про себя и про свою собственную жизнь. Повышая свой уровень осознанности, научаешься управлять тем в своей жизни, чем можно управлять, и осознанно отпускать штурвал там, где это необходимо.
На сегодняшний день психология проникла и органично вписалась во все сферы деятельности человека и имеет широкую направленность. Умение мыслить психологически необходимо человеку, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Знания по психологии помогают поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, семье, в обществе, в целом.
Важно понимать всю ответственность данной профессии. Человек, планирующий стать психологом, прежде всего, должен научиться помогать себе, менять свою жизнь к лучшему, постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. Первым этапом осознанного выбора профессии является ранняя профориентация подростков. Именно здесь он имеет возможность получить реальные представления о сфере деятельности психолога.
Цель курса «Мир профессии психолога» - ознакомление учащихся 9-х классов с основными отраслями научной психологии, видами и сферами работы психолога, спецификой психологии как профессии.
Задачами курса являются:
-  формирование первоначальных представлений о психологии как науке и практике;
- ознакомление с основными направлениями работы психолога, специфики
профессиональной позиции психолога;
-  cодействие развитию мотивации к освоению профессии «психолог»;
- ориентирование в основных психологических проблемах.

В содержание курса включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины, профессиональной деятельности: психологические
процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение,
мышление, речь, эмоции, воля), психологические свойства (способности, мотивация,
темперамент, характер), адаптация, психологический возраст, рефлексия социализация;
- принципы психологии: отражения; детерминизма; активности; развития; взаимосвязи,
единства; целостного, системного подхода; относительной самостоятельности;
личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей; единства.
- теории: З. Фрейд «Теория личности»; К. Юнг «Психологические типы»А. Маслоу
«Пирамида потребностей»; Э. Берн «Трансактный анализ»; законы: причины и
следствия, опыта и уроков, притяжения, ожиданий, зеркала.

В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:
социальная деятельность (коммуникативная, мотивационно-оценочная);
образовательно-педагогическая (по самообразованию и самовоспитанию).
Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:
общность и типичность знаний для современного психолога и сферы его деятельности,
научная и практическая значимость (содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения)
возможность отобранного материала для практического применения в повседневной жизни.

В ходе реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: лекция, практические упражнения, тесты, беседа, объяснения; диспут; работа с таблицами; тренинговые игры и упражнения; анкетирование.
Организационные формы:
групповая (упражнения, игры и др.) при которых для работы формируются малые группы (до 5 чел.);
коллективная работа (лекции, беседы, тренинги) задействующие в работу всю группу одновременно;
работа в парах;
самостоятельная работа.

Средства обучения: вербально-информационные, технические и т.д.

Ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса:
В результате освоения курса обучающийся будет знать:
основные виды деятельности психолога;
принципы работы в разных сферах;
основы профессиональных качеств;
о востребованности профессии на рынке труда.
В результате освоения курса обучающийся будет уметь:
определять предмет и задачи курса.
учитывать свои способности, интересы, личностные качества, а также факторы, влияющие на выбор профессии.
Формы контроля освоения курса.
текущие формы контроля: тестовые задания, устный опрос, анкетирование, мини-самостоятельные работы.
итоговый контроль: анкетирование, дискуссия.

Специфика программы.
количество обучающихся в группе - не менее 15 человек;
программа является авторской, созданная на основе специализированной литературы;
по степени освоения предметной области программа является ознакомительной.

Учебно - тематический план


Раздел, темы
Кол-во часов
Из них
Форма контроля




Теория
Практика


1
Раздел: Профессиональная деятельность психолога
3
1
2
Наблюдение;

Анализ практической деятельности;


1.1
Тема 1: Общее представление о профессии
1
0,25
0,75


1.2
Тема 2: Из истории становления психологии как науки
1
0,25
0,75


1.3
Тема 3: Сфера деятельности психолога
1
0,5
0,5


2
Раздел: Психолог как личность и профессионал
3

1
2
Наблюдение;

Анализ практической деятельности;


2.1
Тема 1: Общее представление о развитии личности в профессии
1,5
0,5
1


2.2
Тема 2: Этические проблемы профессионального самоопределения психолога
1,5
0,5
1


3
Раздел: Тренинги как форма социального и личностного развития
4

1
3
Рефлексия;
Собеседование;
Анкетирование

3.1
Тема 1: Общее представление о тренингах
2
0,5
1,5


3.2
Тема 2: Место социально-психологических тренингов в общей системе групповой работы
2
0,5
1,5


4
Раздел: Востребованность профессии психолог
1
0,5
0,5
Опрос;
Рефлексия;
Отзывы;

4.1
Тема 1: Психолог - востребованная профессия
1
0,5
0,5



ИТОГО:
11
3,5
7,5









Содержание программы
Раздел 1. " Профессиональная деятельность психолога" (3 часа)
Тема 1: Общее представление о профессии)
Профессия как общность людей. Объект и предмет профессиональной деятельности психолога. Профессия как деятельность и область проявления личности. Житейская психология . Научная психология. Основные задачи и методы психологического исследования (наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование). Проблема точности и объективности научного психологического знания. Формы и методы работы психолога-практика (психодиагностика, консультирование, психотерапия –индивидуальная и групповая; коррекционные занятия; тренинг; отбор и подбор кадров и т. д.).
Тема 2: Из истории становления психологии как науки

История возникновения и развития профессии. Роль психологии в современном мире. Профессия «Психолог». Известные имена.

Тема 3: Сфера деятельности психолога.
-система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы); - клинические и другие медицинские учреждения; - экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.); - система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур, - центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.
Форма занятий: урок – лекция с элементами беседы.
Практика (2 часа)
Упражнения: «Мак и карлик»-стимуляция опыта отношений, основанных на манипуляциях и угрозах-25 мин;
«Перестановки» - стимуляция сознавания личных позиционных предпочтений в отношениях-50 мин;
«Спина к спине» - дать почувствовать и обсудить суть партнерских отношений, основанных на доверии, обсуждении своих потребностей и равной заботе о себе и партнере-25 мин.

Раздел 2. Психолог как личность и профессионал (3 часа)
Тема 1: Общее представление о развитии личности в профессии.
Понятие «личности» в психологии. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога
«Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала

Тема 2: Этические проблемы профессионального самоопределения психолога.
Принципы этического кодекса психолога. Этические проблемы в деятельности психолога. Морально–этические принципы профессиональной деятельности. Вопрос о допустимых границах психологического эксперимента.

Форма занятий: урок – лекция с элементами беседы.
Практика (2 часа)
Упражнения: «Поиск позитивного» - развитие позитивного мышления, то есть умения видеть положительные стороны в сложных ситуациях -60 мин;
«Жертва и ответственность» -обучение навыку отличать позицию жертвы от позиции ответственности -20 мин;
«Вселенная моего Я» -помощь в осознании системы ценностей-30 мин.

Раздел 3. Раздел: Тренинги как форма социального и личностного развития (4 часа)
Тема 1: Общее представление о тренингах.
Понятие психологического тренинга. Общие цели тренингов. Окно Джогари. Отличие группового психологического тренинга от других форм групповой работы.
Тема 2: Место социально-психологических тренингов в общей системе групповой работы.
Группа психологической помощи. Психологический тренинг. Тренинг личностного роста. Групповая психокоррекия. Групповая реабилитация.

Тема 3: Технология применения упражнений в тренинге.
Разминка. Модерация. Мозговой шторм. Карточный штурм. Ролевая игра. Кейс в развивающих тренингах. Упражнение-метафора. Упражнение-таблица. Упражнение-схема.
Форма занятий: урок – лекция с элементами беседы.
Практика (3 часа)
Упражнения: «Танец моих эмоций» -обучение способам выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом -40 мин;
«Триптих» -обучение перспективному видению себя и своей жизни – 40 мин;
«Золотистый поток» -обучение приемам снятия стрессового напряжения -20 мин

Раздел 4. Востребованность профессии психолог . (1 час)
Тема 1. Психолог - востребованная профессия
Психолог - как востребованная профессия на современном рынке труда. Учебные заведения г.Тольятти, ведущие подготовку по специальности «Психология». Уровень притязаний претендентов и предлагаемые вакансии. Рынок труда в области психологии г.Тольятти.
(Требования к претендентам на должность).
Форма занятий: урок – лекция с элементами беседы.
Практика
Упражнение «Развилка» - стимуляция переживания опыта жизненного выбора.

Материально-техническое оснащение:

Учебный класс, рассчитанный на 15 и более рабочих мест, оснащенный столами и стульями, учебная доска, мел, магнитофон, CD-диски с вариантами медитаций, листы А4, цветные карандаши, мячик для упражнений.

Учебно-методическое оснащение

Карточки с заданиями по темам «Отличие профессии психолога от других », «Функции психолога», «Расставь ударение» (личные качества психолога);
словарь терминов;
иллюстративные учебные пособия (книги, журналы, газеты);
фотоматериалы.

Список литературы

Годфруа Ж.. Что такое психология. – М.: «Мир», 1996. – 493 с.
Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.)/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.
Немов Р.С. «Психология» (1-3 тома)-М.: Владос, 1999
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Пидкосистый П.И. «Педагогика»-М.: Российское педагогическое агентство, 1996
Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Изд–во «Института психотерапии», 2000.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд–во МГУ, 1988.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов–на–Дону: Феникс, 1996.
Климов Е. А. Введение в психологию профессий. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Роговин М. С. Введение в психологию. М., 1969.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с. – (все о психологической группе).


Список литературы для обучающихся
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. –
Екатеринбург: «Деловая книга», Москва: издательский центр
«AKADEMIA»,1995 – 224 с.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 356 с.
3. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ, 2002. – 400 с.
4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.




Информация об авторе программы

Название программы
«Мир профессии психолога»

Фамилия
Казанцева

Имя
Галина

Отчество
Николаевна

Место работы
МБОУ ДО « Планета»

Должность
Педагог дополнительного образования

Контактный телефон
89272159565

Е-mail
planeta@edu.tgi.ru










































АННОТАЦИЯ

Название программы: «Мир профессии психолога»
Автор программы: Казанцева Г.Н.
Наименование учреждения образования: МБОУДОДДЮЦ «Планета»

Данная образовательная программа направлена ознакомление со сферой профессиональной деятельности психолога, а также актуальностью психологических знаний для людей других специальностей.
Обучающиеся получат информацию о востребованности профессии «психолог» на рынке труда и спектре его деятельности, об основных квалификационных характеристиках данной профессии, путях ее получения как в городе Тольятти, так и в других регионах.
Ученики 9-х классов смогут познакомиться с основами данной профессии, основными направлениями и формами деятельности, спецификой работы в разных областях жизнедеятельности человека. Им представится возможность осознать важность личностного роста и развития личности, необходимость использования полученных знаний на практике, в реальной повседневной жизни. Программа направлена на формирование осознанного выбора данной профессии.

































13 PAGE 14715

13 PAGE 14915



Диплом ТГУ Заголовок 5 Заголовок 915