Переводной тест по обществознанию 6 класс автор А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

Введение

Основным содержанием курса Обществознания в 6 классе является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
При его изучении одной из главных целей является освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации,
т.е. формирование у них знаний по основным обществоведческим понятиям и терминам.
Очевидно, что в 6 классе, как правило, не дается ни специальной терминологии, ни развернутого научного определения обществоведческих понятий. Это обстоятельство обусловлено прежде всего возрастными психологическими особенностями учащихся. Тем не менее, эти понятия раскрываются на определенном, достаточно серьезном научном уровне, с полнотой и глубиной, доступной для усвоения детьми 12- 13- летнего возраста.
Как же проверить уровень усвоения этих знаний? В настоящее время одной из наиболее эффективных форм контроля/ как текущего, так и тематического и итогового/ являются тесты. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
Использование тестов дает возможность систематически контролировать знания учащихся всего класса и формировать у них установку на неизбежность контроля, мотивацию готовности к каждому уроку. Тестовый контроль позволяет получать объективные данные о достижении различными учащимися требований к их обществоведческой подготовке, т.е. выражает собой критериально-ориентированный подход, позволяющий сделать вывод об усвоении определенного содержания учебного предмета в соответствии с внешними требованиями учебной программы и Стандарта основного общего образования по предмету.
При планировании учебного курса предусматривается проведение повторительно- обобщающих уроков по завершению изучения каждого раздела./ всего их 6 /. Именно на этих уроках и проводится тематический тестовый контроль. Чтобы снизить вероятность списывания и обеспечить более индивидуальный подход к сильным учащимся, тесты создаются в двух вариантах.
При создании тестов использовались задания с выбором ответа/ как одновариантные, так и поливариантные/, открытые задания с кратким ответом. Исходя из особенностей изучаемых тем, в тестах могут преобладать задания того или иного типа. При этом по возможности даются задания, сходные по структуре с заданиями ЕГЭ с целью формирования навыков работы с такими формами контрольного материала.
Тесты ставят задачу проверить умения учащихся: 1. определить признак понятия, 2. установить понятие по приведенному признаку, 3. назвать понятие по определению, 4. соотносить видовые и родовые понятия/ термины/, 5. соотносить примеры социальных явлений и факты реальной жизни, 6. классифицировать социальные понятия.
Данная система контроля была апробирована в 2007-2008 учебном году в комплексе с другими формами текущего контроля и принесла неплохие результаты / качество знаний в параллели 6- х классов составило 87,9%/.
Вариант 1.   Часть А.
 А 1. Что такое общество?
1) Форма объединения людей;  2) Социальная организация государства;
3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.
 
А 2. К какой из сфер общества относятся:
1) показ нового фильма в кинотеатре; 2)
·покупка продуктов в магазине;
3) сборка новых автомобилей на заводе; 4) выборы президента;
 
А 3. Что такое социальный прогресс?
1) совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;
3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета  устремлённых вперёд поколений;
А 4. Что такое технический прогресс?
1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;
3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд  поколений.
А 5. К духовным ценностям относятся:
1)микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение.
 
А 6. Система образования регулируется:
1)государством; 2) обществом; 3) социальной группой; 4)отдельными людьми.
 
А 7. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения
предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие
теории.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью; 2) убеждением; 3) талантом; 4) этикетом;
 
 А  8. К средствам массовой информации относится
1)литература; 2) театр; 3) телевидение; 4) живопись.
А 9. К какой из сфер общества относятся:
1)  набор в армию; 2) выпечка хлеба в пекарне;
3) приём больных в поликлинике; 4)  обучение студентов в университете;
 
А10. Какие из названных наук являются социальными?
химия; 2) обществознание; 3) физика; 4) география

Часть 2. Уровень В.

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные потребности человека, а в другом приведены их примеры:
 
А. Биологические потребности.
1. Общение

Б. Духовные потребности.
2. Творчество

В. Социальные потребности.
3. Желание есть, пить

 
1____________, 2____________, 3_____________.
В2. Вставьте пропущенное слово:
Объединение людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми  - это _______________________.
В 3. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.
Ветвь власти
Полномочия

1.Законодательная власть
А. Создаёт  законы

2.Исполнительная власть
Б. Защищает право

3.Судебная власть
В. Реализует принятые решения

 
 

В 4. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.
1)единая территория;  2) налоги; 3) суверенитет; 4) аппарат управления;
5) гражданство; 6) наличие своих законов..
Часть 3. Уровень С.

С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди». (М.М. Пришвин)
С 2. Объясните смысл понятий «конституция», «право», «самообразование».
 ОТВЕТЫ
Часть 1. Уровень А


№ задания
ответ
оценивание

1
1
1

2
Духовной,социальной,зкономической,политической.
1

3
2
1

4
1
1

5
4
1

6
1
1

7
3
1

8
3
1

9
социальная
1

10
Обществознание,география.
1

Часть 2 Уровень В

№ задания
ответ
оценивание

1
А-3,Б-2,В-1
2

2
семья
2

3
1-А,2-В,3-Б
2

4
Все.
2


Вариант С1 оценивается 3балла.
Вариант С2
Конституция-главный закон государства, право- система взаимосвязанных юридических норм, которые являются обязательными для всех. Самообразование- образование, получаемое самостоятельно, вне учебного заведения, без помощи обучающего.
Вариант С оценивается за каждое правильное определение 3балла.

От 30-25 «5»
От 25-18 «4»
От 18-15 «3»
От 15-0 «2»

Заголовок 115