Технологическая карта урока по биологии на тему :Химический состав клетки (5 класс)


Технологическая карта
Предмет биология Класс 5
Тема урока Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Цели создание условий для изучения химического состава растений и выявления практического применения растительных веществ в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Знать химический состав клетки.
Продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием (по обнаружению веществ в органах растений).
Развивать умение работать с разными источниками информации.
Воспитывать навыки работы в группе.
Совершенствовать навыки работы с учебником и дидактическим материалами
Развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы Продолжить формирование познавательной активности
развивать интеллектуальные и коммуникативные умения
воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле
Основные понятия, изучаемые на уроке Неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: белки, жиры, углеводы
Организационная структура урока
№ Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
учителя учащихся 1 Актуализация субъективного опыта Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение
заданий учителя. Орг. момент, вступительное слово учителя.
Мы продолжаем с вами осваивать азы науки о жизни. Давайте вспомним, что мы изучали на последних нескольких уроках?
Верно. Какие приборы мы применяли для изучения клеточного строения?
Хорошо! Что же вам удалось рассмотреть при помощи школьного светового микроскопа?
Все ли части клетки вы помните? Давайте проверим это!
У вас на столах находятся карточки для работы, в течение 1,5-2 минут подпишите части клетки, обозначенные цифрами от 1 до 5. Не забудьте указать фамилию.
Время истекло. Соберите все карточки с вашего стола в одну стопку и передайте мне.
Отвечают: увеличительные приборы, клетку.
Отвечают: лупу, разные микроскопы.
Части клетки, перечисляют.
Работают с карточками презентация 1-2мин
2мин
2 Мотивация Посмотрите внимательно, знаком ли вам объект, который находится у меня в руках?
Применяли ли мы его на уроках? Зачем?
Что вы уже знаете о строении луковицы?
Что же еще можно узнать о клетке? Перед тем, как дать ответ, прочтите это стихотворение.
Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
Молодцы! Сегодня мы на самом деле будем изучать химический состав клетки . запишем тему в тетрадь.
Может быть, у кого-то из вас есть предположения, из чего состоят клетки? Кстати, в науке такие предположения называются гипотезы.
Вижу, мнения разделились! Да и любая гипотеза нуждается в подтверждении, т.е. ее нужно доказать. Как бы вы назвали человека, который доказывает гипотезы и формулирует научные факты.
Верно, ученый! Вот я и предлагаю вам сегодня примерить на себя роль ученого-биолога, точнее, биохимика, который изучает химический состав клеток растений. Но, согласитесь, мы ведь не можем приступать к работе, не зная, какие вещества надо обнаружить. Да, это луковица.
Отвечают.
Состоит из клеток
Читают.
Отвечают: можно изучить состав, из каких веществ состоит.
Записывают тему
Высказывают предположение о том, что есть вещества органические и неорганические.
ученый
да 3мин
3 Восприятие и осмысление учащимися нового материала Подскажите, где мы можем взять эту информацию?
Верно. Сейчас вам придется поработать с текстом учебника на с.30-31 и выяснить, из каких веществ состоит клетка.
Давайте проверим, что у вас получилось.
(коррекция недостающих звеньев, если возникнут затруднения)
Что ж, давайте попробуем отыскать эти вещества в разных частях растений.
Итак, сегодня вы ученые биохимической лаборатории РАН, работающие в разных отделах: 1 группа в «строительном» отделе, 2я – в «энергетическом», 3я – в «фармацевтическом», 4я – в «аналитическом». В течение 4-5 минут вы будете работать с определенным растительным объектом и вносить соответствующие записи в рабочий лист группы. Давайте посмотрим, какой объект вам достался для изучения. У группы отдела «строители» - тесто из пшеничной муки высшего сорта, у группы «энергетики» - …, у «фармацевтов» - …, а вот «аналитики» будут изучать овес с помощью специальной минилаборатории.
При выполнении работы строго следуйте предложенной вам инструкции и не забывайте заполнять рабочий лист. По истечении времени от каждой группы выступит представитель с выводами.
Удачи в вашем научном труде, приступайте.
Отвечают: в учебнике
Несколько человек называют основные вещества клетки.
Клубни картофеля
Семена подсолнечника
Работают 2мин
5мин
4 Первичная проверка понимания Итак, уважаемые биохимики, вы готовы поделиться вашими научными достижениями? проверим, что у вас получилось.
1 группа «строители»…
Но у вас было и 2е задание в рабочем листе : выяснить роль белков, расшифровав информацию. Получилось ли у вас это?
Молодцы! Теперь вам понятно, почему группа называется «строители»?
2 группа…
Разгадали ли вы шифрограмму?
3 группа…
4 группа…
Выступает спикер 1 группы
Отвечают.
Выступает спикер 2 группы
Выступает спикер 3 группы
Выступает спикер 4 группы
10-12мин
5 Первичное закрепление Замечательно! У вас все прекрасно получилось!
Подведем итог. Вы запомнили какие вещества входят в состав растительных клеток?
Давайте представим наши знания в виде схемы «Химический состав клетки».
Что относится к неорганическим веществам клетки?
Что относится к органическим веществам клетки?
Вас не смущает, что схема не закончена, остался 1 пустой квадрат. Что же здесь может быть? Закончить схему вам поможет ребус!
Молодцы! Теперь мы выяснили химический состав растений?
Мы выяснили практическое значение растительных веществ?
Подтвердилась ли гипотеза, что в клетке есть неорганические вещества и органические? Называют
Заполняют схему
Вода, соли
Белки, жиры, углеводы
разгадывают
да
выяснили
подтвердилась
3мин
6 Д/зПриготовьте дневники и запишите Д/зПараграф ???
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Записывают 1,5мин
7 Анализ Давайте проверим, запомнили ли вы информацию, полученную на уроке. Для этого ответьте на вопросы теста в рабочей тетради.
Проверим, что получилось. Перед вами верные ответы. Посчитайте число ответов, совпавших с правильными, это и будет ваша отметка.
Поднимите руку, у кого получилось 5 верных ответов…
Четыре…
Зафиксируйте ваши результаты в рабочем листе. Отвечают на вопросы теста
проверяют
поднимают 3мин
8 Рефлексия Вот урок и подходит концу, давайте проанализируем нашу деятельность на уроке.
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Оцените свое участие в работе группы по 5ти бальной шкале и сдайте Рабочие листы на проверку.
- Спасибо всем за урок. Можете отдыхать.
Отвечают на вопросы 2мин