Пояснительная записка по технологии 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка
  Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения» , авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству»  Е.А. Лутцева (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2012)
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета  «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный  компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.
Согласно программе на изучение программного материала во 2  классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено  1 час в неделю (34 часа).
Результаты изучения технологии во 2 классе:  
Личностные  результаты:
 Создание условий для формирования следующих умений:
   объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
   уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
   понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
  определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
 учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
 учиться планировать практическую деятельность на уроке;
 под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
 учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
 работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
 наблюдать   конструкции   и   образы   объектов   природы   и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
 учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
 находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
 уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
 уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
 вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
 учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
 Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживаниеЗнать (на уровне представлений):
  об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
  о гармонии предметов и окружающей среды;
 профессиях мастеров родного края,
 характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
  самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
 готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;   выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
 уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.  Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты Знать:
   обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
   названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
   происхождение натуральных тканей и их виды;
   способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
   основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
   линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
   названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
 читать простейшие чертежи (эскизы);
 выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
 оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
 решать несложные конструкторско-технологические задачи;
 справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование Знать:
 неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
 отличия макета от модели. Уметь:
   конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
   определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4.    Использование   информационных    технологий   (практика   работы   на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Учебник: Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». 2 класс. Изд-во « Вентана - Граф», 2011 г.
                                                                               
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Природа и человек.
Освоение природы.
Как родились ремесла.
Как работали ремесленники-мастера.
Основные виды деятельности.
отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;   выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
проводить анализ образца (задания),
планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Каждому изделию – свой материал.
Разные материалы - разные свойства.
Каждому делу – свои инструменты.
Познакомимся с инструментами.
Технологические операции.
Размечаем детали: технологическая операция .
1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция .
2Собираем изделие: технологическая операция.
3 Отделываем изделие: технологическая операция .
4 Что умеет линейка.
Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.
Учимся читать чертеж и выполнять разметку.
Разметка прямоугольника от двух прямых углов.
Разметка прямоугольника от одного прямого угла .
Что умеют угольники.
Разметка прямоугольника с помощью угольника.
Как разметить круглую деталь.
Как появились натуральные ткани.
Свойства и строение натуральных тканей.
От прялки до ткацкого станка.
Особенности работы с тканью.
Технология изготовления швейных изделий.
Волшебные строчки.
Размечаем строчку.
Основные виды деятельности
 читать простейшие чертежи (эскизы);
 выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
 оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
 решать несложные конструкторско-технологические задачи;
 справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.  планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями
3. Конструирование и моделирование.
Далеко идти, тяжело нести.
От телеги до машины.
Макеты и модели.
Как соединяют детали машин и механизмов.
Автомобильная история России.
В воздухе и космосе.
В водной стихии.
Основные виды деятельности
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом; спомощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере.
Основные виды деятельности
планировать последовательность выполнения практического задания,
контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.