Программа внеурочной деятельности Веселые нотки 3 класс.


Программа внеурочной деятельности
«Веселые нотки»

1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Веселые нотки» составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Курс внеурочной деятельности «Веселые нотки » рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста в возрасте 6 – 10 лет на основе приобщения к традиционным музыкальным и культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения детьми разными видами музыкальной деятельности. Продолжительность программы составляет 2 учебных года и предполагает обучение в режиме внеурочных занятий в количестве одного часа в неделю.
Музыка – один из немногих предметов, который обращается к особым сферам жизни человека, не подлежащим информационному пониманию и осмыслению. Чувства человека, его эмоции и переживания – основная тематика любого художественного произведения и в его задачу входит донести и отразить логику развития и изменения конкретных духовных изменений.
Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Дети постоянно, что - то мастерят, изобретают, фантазируют. Они выдумывают свои особенные слова, игры, сочиняют неосуществимые истории. Ко всему этому надо относиться чутко, бережно и всячески поощрять. Занятия должны носить характер постоянной игры, нескончаемого праздника с одной стороны, познавательно-развивающего процесса – с другой.
Начиная занятия с маленькими детьми, надо стараться не отпугнуть их чем-то чрезмерно серьезным, что может показаться им утомительным и скучным.На первых этапах обучения надо, не уставая, будить воображение ребенка, связывая музыку с фантазией и сказкой, рассказывать и «показывать» музыку.
На занятии надо создать радостную и приятную атмосферу, которая обеспечивает ребенку психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях, не забывая о психологических возрастных особенностях этого возраста – быстрая утомляемость и недостаточная собранность внимания.
Это означает, что музыкальный язык должен стать для ребенка родным языком, непосредственной выразительной речью. Надо открыть для восприятия музыки душу и уши ребенка.
Задача педагога состоит именно в том, что бы ввести ученика в самое существо искусства, разбудить в нем фантазию, способную выражать свои чувства и эмоции в музыкально –ритмическом движении.
Актуальность
Программа « Веселые нотки» позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир музыки, программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению музыкой, стремиться развивать творческие способности, способствующие личностному, коммуникатавному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Цель программы
- формирование благоприятной психологической среды
– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
- формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования,  инсценирования, способствовать развитию креативности учащихся;
- воспитывать любовь и интерес к музыке различных стилей и направлений
- воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора.
Задачи программы
Обучающие:
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности;
 формирование целостного представления об искусстве;
 формирование навыков и умений в области актерского мастерства,
вокально-хорового исполнительства;
 работа над повышением уровня исполнительского мастерства: умением
применять на практике полученные знания.
Воспитательные:
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
 воспитание устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству
своего народа и других народов мира;
 воспитание музыкального вкуса учащихся;
 воспитание потребности в самостоятельном общении с высоко
художественной музыкой и музыкальном самообразовании;
 воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся
 развитие способности активного восприятия искусства;
 воспитание потребности к творческому самовыражению.
Развивающие:
 становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
 развитие музыкальности;
 развитие музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию;
 развитие произвольного внимания, образного и ассоциативного мыш-
ления, творческого воображения;
 создание условий для реализации творческих способностей;
2.Условия реализации программы.
Занятия внеурочной деятельности «Веселые нотки» ориентированы на детей начальной ступени образования.
На занятия по внеурочной деятельности «Веселые нотки»» отводится 138 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс – 33 часа, во 2-4 классах – по 35 часов. Основной организационной формой является занятие продолжительностью сорок минут.
3.Формы и методы реализации программы.
Для достижения поставленных целей и задач планируются разнообразные формы и методы работы:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные
виды деятельности:
 вокально-хоровая работа;
 занятия по музыкальной грамоте;
 музыкально-дидактические игры;
 восприятие (слушание музыки);
 дыхательная гимнастика;
 артикуляционные упражнения;
 фонопедические упражнения;
 игра в шумовом оркестре;
 телесно-пластическое интонирование;
 музыкальные импровизации.
4.Содержание программы
3 класс:2 ч. в неделю(68 часов)
Фольклор в музыке(4ч.)
Я хочу услышать музыку(4ч.)
Занимательная музыка(6ч.)
Музыка вокруг нас(4ч.)
Вместе весело играть(4ч.)
Я играю и пою(4ч.)
Музыка в любимых сказках(4ч.)
Учимся петь чисто и красиво(2ч)
Музыка со всего света(10ч.)
Музыкальная сказка(4ч.)
В певческой стране(6ч.)
Твори и фантазируй(4ч.)
С песенкой по лесенке(4ч.)
Вместе весело играть(8ч.)
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных со-чинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возмож-ностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных про-изведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;
- уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;
- владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;
- владеть навыком кантиленного пения, использовать приемы пения на стаккато и нон легато, сочетать эти приемы;
- слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;
- петь чисто и слаженно в унисон в диапазоне до 1 – ре 2;
- уметь петь каноны, простейшее двухголосие;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в городских конкурсах


5.Тематическое планирование
3 класс «Веселые нотки»
№ Тема занятий 1 четверть содержание Дата по плану Дата по факту Кол
час
Фольклор в музыке(4ч.) 4
1-2 Фольклор пришел издалека Музыка народов России 07.09
07.09 2
3-4 Мы поем народные песни Разучивание народных песен 14.09
14.09 2
Я хочу услышать музыку(4ч.) 4
5-6 Музыка природы Слушание
Классической музыки 21.09
21.09 2
7-8 Музыка природы Разучивание песни « Что нам осень принесет» 28.09
28.09 2
Занимательная музыка(6ч.) 6
9-10 В музыкальной гостиной Танцуем менуэт 05.10
05.10 2
11-12 Симфоническая музыка Слушание классической музыки 12.10
12.10 2
13-14 Слушаем музыку Слушание классической музыки 19.10
19.10 2
Музыка вокруг нас(4ч.) 4
15-16 Урок творчества Музыкальные игры 26.10
26.10 2
17-18 Урок творчества Музыкальные игры 09.11
09.11 2
Вместе весело играть(4ч.) 4
19-20 Играем в театр Инсценировка
Муз сказки «Красная шапочка» 16.11
16.11 2
21-22 В певческой стране Исполнение караоке 23.11
23.11 2
Я играю и пою(4ч.) 4
23-24 Путешествие на веселом самолете Развлечение 30.11
30.11 2
125-26 Оркестр Знакомство с оркестром 07.12
07.12 2
Музыка в любимых сказках(4ч.) 4
27-28 «Времена года» Слушание
П .И.Чайковского15.12
15.12 2
29-30 Здравствуй Новый год Разучивание новогодних песен 22.12
22.12 2
Учимся петь чисто и красиво(2ч) 2
31-32 «Три чуда» Слушание
П .И.Чайковского11.12
11.12 2
Музыка со всего света(10ч.) 10
33-34 В музыкальной гостиной Слушание классической музыки 18.01
18.01 2
35-36 Музыкальные термины беседа 25.01
25.01 2
37-38 Играем в оркестр Игра на муз инструментах01.02
01.02 2
39-40 Рисуем музыку слушание 08.02
08.02 2
41-42 В стране музыкальных инструментов Знакомство с муз ин - ми 15.02
15.02 2
Музыкальная сказка(4ч.) 4
43-44 Балет « Лебединое озеро» Слушание просмотр видео фильма 22.02
22.02 2
45-46 Хор и хоровое пение Разучивание песен к 8 марта 29.02
29.02 2
В певческой стране(6ч.) 6
47-48 Хор и хоровое пение Разучивание песен к 8 марта 15..03
15.03 2
49-50 Инсценировка песни
« Чебурашка» Играем в театр 22.03
22.03 2
51-52 И танцуем и поем дискотека 04.04
04.04 2
Твори и фантазируй(4ч.) 4
53-54 Весенняя капель караоке 11.04
11.04 2
55-56 В музыкальной гостиной Музыка М.И Глинки: слушание 18.04
18.04 2
С песенкой по лесенке(4ч.) 4
57-58 В певческой стране Песни из сказок 25.04
25.04 2
59-60 Рисуем песню 16.05
16.05 Вместе весело играть(8ч.) 8
61-62 Играем в театр Инсценировка песни «Дорогою добра» 23.05
23.05 2
63-64 Занимательная музыка Решение ребусов, головоломок загадок 2
65-66 Пусть музыка звучит всегда концерт 2
67-68 Пусть музыка звучит всегда концерт 2

6.Информационно-методическое обеспечение.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
Г.П.Сергеева Е.Д Критская Музыка рабочие программы
Предметная линия учебников – М «Просвещение» 2011г
3. Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
4. М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2001.
5. Л.В.Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В.
Медушевский, В.А.Школяр.
«Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.