Исследовательская работа на тему: «SMS как новый речевой жанр»


Введение
Современный человек не мыслит себя без сотового телефона. А одна из его функций – SMS-сообщения – представляется мне наиболее перспективной. Заинтересовавшись вопросом происхождения SMS-сообщений, я увидела, что изучением данного способа общения занимаются не так давно.
Широкое распространение SMS-общения продиктовано стремительностью течения современной жизни. Предпочтение отдаётся виртуальному, краткому общению в ущерб длительной, неспешной беседе в реальности.
Как это ни странно, но живое письмо в бумажном варианте уступает первенство сухим SMS-«письмам», где нет места глубоким чувствам и развёрнутым мыслям.
SMS сегодня – это некая разновидность зачастую не очень грамотной устной речи.
Тема исследования: SMS как новый речевой жанр.
Объектом моего исследования являются SMS-сообщения как новый речевой жанр.
Предмет исследования – SMS-сообщения и их использование в качестве средства общения в молодежной среде.
Цель – определить, можно ли SMS-сообщения отнести к новому речевому жанру.
Исходя из цели, я поставила задачи исследования:
Проанализировать SMS-сообщения и выявить те признаки, по которым их можно отнести к речевому жанру.
Изучить источники информации: справочники, словари, учебники, рефераты, Интернет-ресурсы.
Провести опрос среди обучающихся 8,9 классов нашей школы с целью выявить периодичность, цель использования SMS-сообщений и их стилевые особенности.
Актуальность обусловлена тем, что данная тема современна и нова, исследования в сфере речевых жанров проводятся в небольшом количестве.
Я понимаю, что моё исследование – это лишь малый шаг в долгой дороге подобных работ, каждая из которых будет добавлять крупицу знания в современный русский язык.
Эта работа имеет, по моему мнению, практическую значимость и может быть использована как одна из страниц изучения жанров, современных способов общения.
ГЛАВА 1. Определение понятий «SMS» и «речевой жанр».
История развития SMS-сообщений.
Что такое SMS?
На этот вопрос ответили 50 наших респондентов таким образом

Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. Нашла его только в Интернете.
SMS (Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM — 140 байт. Таким образом, при использовании 7-битной кодировки (цифры и латинский алфавит) можно отправлять сообщения длиной не более 160 символов. При использовании 8-битной кодировки (немецкий и французский языки) можно отправлять сообщения длиной не более 140 символов. Для поддержки других национальных алфавитов (китайского, арабского, русского и др.) используется двухбайтная кодировка UTF-16. Таким образом, SMS-сообщение, написанное русскими буквами, не может превышать 70 знаков.
SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.
Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.
С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
Можно подписаться на рассылки с курсом валют, погодой и т. п.
Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS). Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей, используя специальные программы. В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами. По данным Ассоциации GSM, первое сообщение SMS было отправлено с персонального компьютера на телефон Vodafone в Великобритании в декабре 1992 года.
1.2. История развития SMS.
История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным, а потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов. Первое такое сообщение было отправлено в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM. Придумал SMS Нейл Пэпуорс – инженер фирмы Vodafon. Он же и отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это под Рождество 1992 года. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». Однако после об этой новой технологии позабыли на целых 8 лет. И лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. SMS-ке всего 16 лет, а в действительности - 8, но она уже крепко успела обосноваться в нашей жизни.
Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел — зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону?
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS — оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы [1].
1.3Определение речевого жанра.
Попробуем разобраться, что такое речевой жанр? Обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова. С.И. и Шведовой Н.Ю.
Жанр, - а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре [9].
Понятие «речевой жанр» в данном словаре отсутствует.
В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой О.С. дано следующее определение речевого жанра: «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют жанрами речи» [8].
Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.
По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник. Я представлю характеристику лишь некоторых, наиболее соответствующих моему исследованию.
1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:
а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;
б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;
в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).
2. Разговор. По целям общения различаются:
а) информативный разговор;
б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);
в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.
3. Спор. Спор - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.
Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций. Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласие. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов.
В бытовых спорах при стратегии примирения позиций уместна тактика изменения темы: например, высказывание типа: Давайте лучше о погоде. В любых спорных ситуациях к партнерам следует относиться уважительно, смотреть как на равных себе.
Глава 2. «SMS» как новый речевой жанр.
В этой главе я попытаюсь доказать, что SMS как речевой жанр имеет право на существование.
Приводимые в качестве примера сообщения взяты с разрешения обучающихся нашей школы.
Лингвистами выявлено, что характерными признаками речевого жанра являются:
- дистанционность и скорость
- информативность
- монологичность и диалогичность
- языковые особенности
- неформальный характер
- интонирование
- нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать)
- обусловленность ситуацией общения
Рассматривая каждый из признаков отдельно, можно увидеть, что:
SMS-сообщения передаются да дальние расстояния и в течение очень короткого времени.
Зайди в аську! Пообщаемся! (отправлено подруге в Киев)
Конечно, главная задача SMS донести информацию.
Завтра пара в 8-30!!!
Часто SMS-ки пишут в диалогичной форме
Я в парке, жду тебя! Уже рядом, жди, скоро буду!
Но нередко они пишутся как монологическое высказывание
Давно не общались, давай пересечёмся!
SMS-ки по сути своей есть короткие сообщения, но с целью экономии места, стремлению выдать максимум информации, используются своеобразные сокращения, совмещение русских и английских слов, свойственные только такому типу связи и, к сожалению, проникающие не только в разговорную, но и письменную речь молодых людей. Один из признаков SMS - отсутствие знаков препинания, предлогов, что сближает стиль сообщения с телеграммой.
Прив…кадела:)
го домой
Мы ба-шки ждем тя 8
SMS-ки носят неформальный характер. Это подтверждается особыми сокращениями, которые иногда используются и как нарочитые для подчёркивания неформального характера сообщения.
Чёто дубак ща греца буду
Интонирование играет важную роль в SMS-сообщении. Невозможность передать чувства голосом заменяют знаками препинания: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки призваны служить передатчиком сложного эмоционального состояния респондента
ВАУ!!!!!!!!!!!!! Хны((((((((((((((((( Ну????? А???? Да ну…
Определенная ситуация общения.
SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент, когда происходит данное действие или событие. Как мне кажется, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.
Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.
Просьба: Позвони, пожалуйста, отцу. Очень ждет.
Признание: Мамочка, я тебя люблю.
Смайлы
В свое статье Н.С.Васин пишет, что переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, поэтому они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В sms-общении этот недостаток компенсируется «смайликами». Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя довольно далекий от реального общения [4].
Смайлы – неотъемлемая часть SMS-сообщений. Чаще всего они выполняют особую роль: они служат для передачи эмоций, являются индикатором настроения.
Предлагаемые смайлики используются большинством респондентов нашей школы. Я отобрала самые частотные. Как мне кажется, они передают всю гамму человеческих чувств
:-) - улыбаюсь
;-) – улыбаюсь и подмигиваю
:-I – мне все равно
:-Р- вот тебе (показываю язык)
:-D – громко смеюсь
:-Х – молчок
:-C -зеваю
:-i – усмехаюсь
8-) – я в очках
:-~) – я замерз
:,-) плачу от счастья
Нелинейность во времени.
SMS-сообщения нелинейны во времени, так как их можно переписывать, исправлять, дописывать.
На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами (написание по фонетическому принципу), компенсирование отсутствия мимики и жестов, смайликами и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения – это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры [4].
Итак, можно сделать вывод, что история появления SMS-сленга не так уж и затейлива. Людям свойственно экономить время и деньги, потому что время – деньги, и для большей скорости и меньшей затратности – в России в одном сообщении можно отправить до семидесяти символов, - и потому появились различного рода сокращения, а затем и новые слова, характерные для сообщений. Русский язык обогащается не только иностранными словами, но и собственными неологизмами, прибывающими из сети Интернет и из SMS-сообщений.
Заключение.
В исследовательской работе, посвященной исследованию SMS-сообщении как нового речевого жанра, я обратилась к основным понятиям: SMS - сообщение, речевой жанр. Рассмотрев SMS как услугу пересылки коротких сообщений, позволяющих посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, выявила жанровые признаки, характерные для SMS-сообщении. Из всего многообразия определений SMS-сообщении, представленных в главе I, предлагаем рабочее определение: SMS – это короткое текстовое сообщение. Но в то же время это один из типов общения между людьми.
Реализация речевых жанров представлена в I главе, в части 1.2, где мы рассматриваем их различные виды: спор, дневник, письмо, беседа, разговор, история, записка.
Отнесение SMS-сообщении к речевому жанру было сделано на основании определенных признаков, не присущих другим жанрам: дистанционность и скорость, информативность и монологичность, диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать), обусловленность ситуацией общения.
Итак, SMS-сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации.
Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу».
Благодаря социологическому опросу, можно сделать вывод, что SMS-сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильные, передают жесты и эмоции. Все перечисленные признаки во второй главе указывают на то, что SMS-сообщения можно смело отнести к речевому жанру.
Литература
Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – (http:/www.molodoy.gorny. ru).
Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
«SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).
Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– (http://lib.socio.msu.ru.).
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская
энциклопедия», 1969.- 608 с.
Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.
Приложения
Анкета
1.Напишите, пожалуйста, 10 самых часто печатаемых смайлов и их объяснение.
2. Напишите, пожалуйста, 10 сообщений, которые будут с вашего согласия использоваться в исследовании и могут быть опубликованы в работе.
3. Напишите сообщения, отправляемые вами в другие города (страны).
4. Напишите диалоги (полилоги), создаваемые вами в общении.
Анкета.
Что такое SMS?
Как вы относитесь к SMS?
Удобно ли ими пользоваться и почему?
Как часто вы посылаете SMS?
О чем чаще всего ваше SMS? Выбери нужное:
- срочная информация;
- поздравления;
- обмен мнениями;
- любовная переписка;
- заказ товаров;
- знакомства;
- новости;
- другое (допиши).
Есть ли связь SMS с другими средствами информации?
В каком размере вы пишите SMS?
Допускаете ли ошибки? Замечаете их?