Программа с календарно-тематическим планированием: АОП по предмету Биология (8 класс)

Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционн
·й) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательн
·й учреждение


РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ________201 _г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________201 _г.




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
БИОЛОГИЯ
8 КЛАСС

Срок реализации
программы:
1 год (8 класс)




Разработчик программы:
Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения




с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Основными задачами изучения биологии в коррекционной школе являются:        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;        применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Знакомство с разнообразием растительного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено исходя из местных (региональных) условий.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Биология» в 8 классе построена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Воронковой В.В. М., Просвещение. 2003 и учебным планом ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево, и предназначена для индивидуального обучения Ф.И. ребенка ( г.р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении. обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево на основании решения районной ПМПК, протокол от г. Поступил в класс школы-интерната г. на основании приказа по школе № от г. Ф.И. ребенка выведен на индивидуальное обучение.
У низкая учебная мотивация. Не может долго заниматься однообразной деятельностью, поэтому в программе предусмотрено больше практических занятий.
Внимание. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Коррекционная работа направлена на развитие способности к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Память. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Коррекционная работа направлена на развитие возможности долговременного запоминания путем различных упражнений.
Мышление. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
Коррекционная работа направлена на развитие умения выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия.
Усидчивость в работе, работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала уроков).
Целенаправленность деятельности. Активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, неустойчивости внимания.
Психокоррекция поведения ребенка направлена на развитие познавательных интересов, любознательности.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 1-му уровню оценивания (базовому).
В настоящее время содержание курса биологии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную адаптивную образовательную программу внесены коррективы, отражающие особенности школы - интерната и, одновременно, обеспечивающие необходимый общеобразовательный биологический минимум знаний.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.

ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:
сообщать учащимся сведения о строении и жизни растений;
знакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
способствовать запоминанию основных биологических понятий.
Развивающие:
развивать точность восприятия текста;
развивать образное и логическое мышление.
Коррекционные:
развивать словесно – логическую и зрительную память;
развивать недостатки моторики ученика;
развивать устойчивое внимание.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней
прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

Курс индивидуального обучения биологии рассчитан на 1 год, 34 часа в год, 1 раз в неделю.

В результате изучения естествоведческого курса обучающийся должен получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных организмов.

Тематический план составлен с учетом регионального компонента.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по биологии проводятся лабораторные, практические работы.






















Содержание курса

Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд - полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания- водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка- домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее на фермах и летнее на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких, и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Структура курса

№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов

1.
Введение.
1

2.
Беспозвоночные животные.
4

2.1
Черви.
1

2.2
Насекомые.
3

3.
Позвоночные животные.
29

3.1
Рыбы.
3

3.2
Земноводные и пресмыкающиеся.
3

3.3
Птицы.
8

3.4
Млекопитающие.
10

3.5
Сельскохозяйственные млекопитающие.
5

Всего:
34 ч














Календарно – тематический план


Тема урока

Практическая часть

Словарь
Информацион-
ное
обеспечение







1 триместр (10 ч)

1
Многообразие животного мира.
Значение животных и их охрана. НРК.
Общие признаки беспозвоночных животных, общие признаки червей.
Стр. 3-9 составление таблицы, значение животных.


Стр.11-12
Красная книга, заповедник


Беспозвоночные
Иллюстрации разнообразных животных


Иллюстрация червей, пиявок

2
Круглые черви паразиты человека.
Стр.15-17 составление правил профилактики
Паразиты, аскариды


Насекомые (3ч)

3
Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Бабочка- капустница.





Яблонная плодожорка
Стр.20-23, рассматр. экземпляров насекомых


Стр.23-25 рассматривание экземпляра бабочки- капустницы; определение схемы развития бабочки- капустницы
Стр.25-27 рассматривание экземпляра яблонной плодожорки
Дыхальца, брюшко



Куколка, хоботок





Яблонная плодожоркакокон, известь
Иллюстрации и экземпляры насекомых


Иллюстрации и экземпляры бабочки- капустницы



Иллюстрации и экземпляры яблонной плодожорки

4
Майский жук


Комнатная муха
Стр.27-29 рассматр. и зарисов. Майского жука
Стр.29-31 рассматривание и зарисов. Комнатной мухи
Щупики, личинки

Личинки, кишечные болезни
Табл. «строение майского жука»

Иллюстрации и экземпляры комнатной мухи

5
Медоносная пчела



Тутовый шелкопряд
Стр.31-35 сравнение членов пчелиной семьи

Стр.35-37 составление схемы развития тутового шелкопряда
Соты, роение, пчеловодство
Тутовый шелкопрядшелковицакуколка, грена
Иллюстрации и экземпляры пчелы, ульев

Иллюстрации и экземпляры тутового шелкопряда

Рыбы (3ч)

6
Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб


Внешнее строение и скелет рыб
Стр.45-47





Стр.47-49 рассматр. и зарисов. Строения рыбы
Скелет, жабры, икромечущие, промысловые рыбы
Плавники, боковая линия, жабры
Иллюстрации разнообразных рыб



Иллюстрации разнообразных рыб

7
Внутреннее строение рыб


Размножение рыб
Стр.50-52 рассматр. и зарисов. Строения рыбы

Стр.52-54 составление схемы развития рыбы
Жабры, плавательный пузырь

Икринки, зародыш, малёк
Экземпляр внутреннего строения рыбы

Схема развития рыб

8
Речные рыбы. Морские рыбы.

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование рыб
Стр.54-58 составление табл. Видов рыб.

Стр.59-62 определение правил охраны рыб
Стаи (косяки), нерест
Рыбный промысел, трал
Иллюстрации разнообразных рыб
Иллюстрация судна-тральщика

Земноводные и пресмыкающиеся (3ч)

9
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. Внутреннее строение земноводных
Стр.73-74 рассматр. Экземпляра лягушки
Стр.75-77 зарисов. Кругов кровообращения; сравнение с рыбой

Земноводное, тритон
Земноводное лёгкие

Иллюстрация и макет лягушки
Препарат вскрытой лягушки

10
Размножение и развитие лягушки

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся
Стр.77-79 составление схемы развития лягушки
Стр.82-84 рассматр. препарата пресмыкающихся, определение особенности их поведения

Головастики, икринки

Ящерица, гадюка, уж, варан
Иллюстрации пресмыкающихся

II триместр (11 ч)

1
Внутреннее строение пресмыкающихся

Размножение и развитие пресмыкающихся


Стр.85-87 рассмотр. рисунка ящерицы; сравнение с земноводными
Стр.87-89 определение условий размножения пресмыкающихся; составление правил охраны
Лёгкие, органы кровообращение
Кожистая оболочка
Табл. «Внутреннее строение ящерицы»
Иллюстрация пресмыкающихся

Птицы (8 ч)

2
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц
Экскурсия «Наблюдение за птицами, обитающими в нашей местности». НРК.
Особенности скелета птиц.



Особенности внутреннего строения птиц
Стр.94-97 рассматр. иллюстраций птиц, перьев. Викторина







Стр.97-98 рассматр. рисунков и сравнение с пресмыкающимися


Стр.99-101 рассматривание рисунка внутреннего строения птицы
Очин, стержень, опахало







Череп, позвоночникконечности, клюв

Двойное дыхание, пищеварение
Иллюстрации различных птиц, перьев





Табл. «Скелет птицы».



Табл. «Внутреннее строение птиц»

3
Размножение и развитие птиц
Стр. 101-104 определение правил охраны птичьих гнёзд
Скорлупа, птенцы
Табл. «Строение яйца птицы»

4
Птицы, кормящиеся в воздухе.

Птицы леса. НРК.
Стр. 105-107 сравнительное описание ласточки и стрижа
Стр.107-109 рефераты уч-ся
Насекомоядное, перелётные

Синичник, скворечник
Иллюстрации стрижа и ласточки

Иллюстрации птиц леса

5

Хищные птицы


Птицы пресных водоёмов и болот
Стр.110-113 сравнительное описание совы и орла
Стр.113-116 составление общей характеристики водоплавающих птиц
Хищники


Плавательные перепонки, перелётные птицы
Иллюстрации совы и орла

Иллюстрации «Утки, цапли»

6

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

Нелетающие птицы.
Стр. 117-119 составление таблицы, сравнительное описание
Стр.119-122 описание по плану
Колонии
водопой
Иллюстрации голубей, воробьёв,
трясогузок Иллюстрация страусов,
пингвинов

7
Птицы зимой. Экскурсия в зимний лес. НРК.
Наблюдение за птицами и составление отчёта



8
Потомство птиц.

Домашние куры.


Домашние утки и гуси.

Птицеводство.
Стр.124-126 описание по плану
Стр. 127-129 выборочное описание

Стр.130-131,сранительное описание
Стр.131-134 иллюстративный пересказ, заочная экскурсия
птенцы

Гребень,
Шпоры
Водоплавающие
Инкубатор,несушки,
транспортер
птицефабрика
Иллюстрации птенцов Иллюстрации различных пород кур
Иллюстрации уток и гусей

Иллюстрации цехов птицефабрики

9
Птицы нашего края. Охрана птиц. НРК. Тест.
Реферат

Карта Коми

Млекопитающие (10ч)

10
Общие признаки млекопитающих.
Внешнее строение млекопитающих.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Стр.136-140 описание по плану


Стр.140-142 определение частей скелета, сравнение с пресмыкающимися
Стр.143-145 составление схемы строения внутренних органов млекопитающих.
Млекопитающие
шерсть,
туловище




Пищеварение,
кровеносная система,
брюшная полость
Иллюстрации млекопитающих

Иллюстрации скелета млекопитающих.
Иллюстрации и экземпляры тутового шелкопряда

11
Грызуны.





Значение грызунов в природе и жизни человека.

Зайцеобразные





Разведение домашних кроликов.
Стр.146-148 составление таблицы «приспособление грызунов к условиям жизни», определение цепей питания
Стр.149-150
составление таблицы «Вред и Польза»


Стр.151-153,
определение признаков зайцеобразных, сравнение с грызунами
Стр.153-157 заочная экскурсия, составление правил ухода за кроликами
Растительноядные
Мышь-полёвка, ласка,
ондатра
Растительноядные,
заяц-беляк,
заяц-русак

Молодняк
кролиководческая ферма
Иллюстрации разнообразных грызунов



Иллюстрации мыши-полёвки, ласки,
ондатры

Иллюстрации заяц-беляк,
заяц-русак, кролики


Иллюстрации различных пород кроликов

III триместр (13ч)

1
Хищные звери.
Стр.159-165 исследования «Хищники нашего края»

Иллюстрации хищных зверей.

2
Дикие пушные хищные звери.



Разведение норки на зверофермах.
с.165-168 определение особенностей поведения и условий жизни пушных зверей.
с.168-171 заочная экскурсия, составление правил ухода за норками
Звероферма
Иллюстрации соболь, лесная куница,
лисица, ласка

Иллюстрации норки, ласки

3
Домашние хищные звери.
с.172-176,урок-выставка, описание по плану

Иллюстрации различных пород кошек и собак

4
Проверочная работа по теме «Млекопитающие: общие признаки и отличительные особенности».
тестирование
Все изученные слова


5
Ластоногие.
Стр.176-178 сравнение с другими млекопитающими,
сравнение с разными видами ластоногих
Ластоногие, дыхало
Иллюстрации кит, дельфин,

6
Парнокопытные.







Непарнокопытные.
Стр.181-186 определение признаков парнокопытных,
описание по плану, исследование парнокопытные Кировской обл.
Стр.186-189 выявление сходства и различий непарнокопытных и парнокопытных
Парнокопытные
Непарнокопытные




Стр. 192 травоядные табун
Иллюстрации парнокопытных.
кабан,
лось



Иллюстрации непарнокопытных, лошадь, зебра, осёл.

7
Приматы.
Стр.190-192 определение основных признаков приматов ,определение особенностей поведения и условий жизни приматов
Мартышки, макаки,
Орангутанг шимпанзе горилла.
Иллюстрации приматов

8
Млекопитающие республики Коми»
Урок - деловая игра



Сельскохозяйственные животные.(5 ч)

9
Сельскохозяйственные животные. Коровы.
Экскурсия на животноводческую ферму. «Содержание коров на фермах и выращивание телят». НРК.
Стр.194-197 составление схемы одомашнивания коровы, выявление значения для человека.
экскурсия, определение особенностей ухода за коровами.
Травоядное млекопитающее
Коровник,
привязь,
беспривязное содержание
Иллюстрация различных пород коров

10
Овцы и их содержание.
Стр.202-205определение распространения овец, особенностей внешнего строения и питания.
Овцеводство
тонкорунные овцы
полугрубошерстные овцы
Иллюстрации различных пород овец

11
Верблюды и их содержание.




Северные олени и их содержание.
Стр.207-209 сравнение с парнокопытными,
определение особенностей жизни и внешнего строения
Стр. 209-211 определение особенностей и условий жизни оленей, значение для человека
Жвачные животные




Парнокопытные
нарты
Иллюстрации верблюдов




Иллюстрации северных оленей

12
Домашние свиньи и уход за ними.




Домашние лошади и их содержание.
Стр. 211-215 рассматр. современных свиноводческих ферм и оборудования


Стр.219-222 выявление предков домашних лошадей ,значение лошадей в сельском хозяйстве
Парнокопытные нежвачные,
щетина,
свинарник,
свиноматка
Конюшня, конюх,
Медиафайлы





Иллюстрации различных пород лошадей

13
Проверочная работа по теме «Млекопитающие. Сельскохозяйственные животные».
Обобщающий урок «Что мы знаем о животных?»
Определение общих признаков групп животных, нахождение признаков сходства и различия, стратегия охраны за дикими животными и особенности ухода за домашними животными.
Все изученные слова






Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира, получают сведения о внешнем и внутреннем строении организма животных и приспособленности их к условиям среды.

Учащиеся 1 уровня должны знать:
- основные отличия животных от растений;
-общие признаки животных;
-названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных; 
-особенности внешнего и внутреннего строения;
-места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
-основные требования ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.
Отметка«5»
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка«4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка«3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Мониторинг осуществляется через:
· Пересказ в соответствии с планом.
· Ответы на вопросы.
· Использование учебника как справочника.
· Самостоятельные работы.
· Тестовый материал.
· Экскурсии.
· Наблюдения.

Ф.И.
Умение пользоваться учебником
Наблюдать за природой, растениями и животными
Узнавать, называть растения, животных органы человека.
Различать, сравнивать живые объекты.
Отвечать на вопросы
Составлять рассказ по плану
Составлять описание по рисунку
Понимать простые схематические рисунки
Понимать закономерности в природе
Устанавливать причинно-следственные связи
Правильно вести себя в природе

Оценка лабораторных и практических работ:
Оценка за лабораторные и практические работы выставляется на основе наблюдений за работой учащихся и их письменного отчета.
В практическом задании учитываются умения:
- сформулировать цель;
- выполнить практическое действие в определенной последовательности;
- сделать вывод;
- соблюдать правила техники безопасности.

Оценка «5»:
- учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности;
- соблюдал требования безопасности;
- самостоятельно сформулировал выводы;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы и рисунки.



Оценка «4»:
- учащийся допускает 1-2 несущественные ошибки в работе;
- допустил небольшие неточности в описании результатов работы.

Оценка «3»:
- за правильно выполненные действия и выводы;
- в ходе проведения работы были допущены ошибки;
- недостаточная самостоятельность при применении знаний в
практической деятельности.

Оценка «2»:
-учащийся не может провести необходимые действия даже с помощью учителя;
-результаты работы не позволяют сделать правильный вывод;
-отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения.

Критерии по оценке тестовых заданий:

Отметка за тест (при количестве вопросов 30)

93 % - 100% (28-30) - «5»
83% - 92% (25 -27) -«4»
75%-82% (21 -24)-«3»
менее 74% (менее20)-«2»











Учебно-методические средства обучения:
Учебник: А. И. Никишов, А. В. Теремов. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2004. Рабочая тетрадь.
 Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001 г.
Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.


Перечень учебно – методического обеспечения по биологии.
I. Таблицы – печатные пособия:
Стационарные стенды «Группы животных»

II. Объекты натуральные:
1. Коллекции:
Вредители леса;
Шерсть (3);
Развитие насекомого;
Шелк. Тутовый шелкопряд (2);

2. Муляжи и модели:
Строение яйца птицы;

3. Препараты:
Сухой зоопрепарат «Пчела медоносная»;
Зоопрепарат влажный «Внутреннее строение лягушки»;
Влажный препарат «Развитее лягушки»;
Влажный зоопрепарат «Аскарида»;
«Гадюка»;

4. Магнитные модели – аппликации:
Классификация растений и животных;
Развитие животных;
III. Дидактический материал:
Дидактические задания для учащихся (карточки) по биологии.
























ПРИЛОЖЕНИЯ

Итоговый тест. Биология (для основной части учащихся) 8 класс
1.Выпиши в два столбика группы животных « беспозвоночных» и позвоночных»:
а) рыбы; б) черви; в) земноводные; г) птицы; д) насекомые; е) пресмыкающиеся; ж) млекопитающие.
2. Выбери общие признаки червей:
а) позвоночные животные; б) беспозвоночные животные; в) тело вытянутое и заострённое; г) тело имеет разнообразную форму; д) тело состоит из внешне одинаковых члеников.
3. Назови представителей червей.
4. Выбери общие признаки насекомых:
а) тело слитное; б) тело состоит из головы, груди, брюшка; в) имеются ноги; г) ног нет; д) органов зрения нет; е) имеются глаза; ж) дышат через дыхальца; з) органов дыхания не имеют.
5.Назови представителей насекомых.
6. Выбери общие признаки рыб:
а) тело имеет обтекаемую форму; б) тело разделено на голову и туловище; в) тело разделено на голову, туловище и хвост; г) имеются парные конечности; д) имеются плавники; е) тело покрыто чешуёй и слизью; ж) дышат при помощи жабер;
7. Назови представителей рыб.
8.Выпиши сведения о ящерице:
а) живёт в воде и на суше; б) живёт на суше; в) тело стройное, вытянутое;
г) тело приплюснутое; д) у многих по бокам тела расположены две пары ног; е)передвигается по земле прыжками; ж) передвигается шагами; з) тело покрыто чешуёй; и) тело покрыто роговой чешуёй; к)размножение яйцами.
9. Прочитай названия животных и реши, кто из них лишний в каждом ряду. Объясни, почему это животное лишнее:
а) деревенская ласточка, сорока, городская ласточка, стриж.
б) орёл, дятел, сова, синица.
в) голуби, воробьи, вороны, страусы.
10. Объясни слово инкубатор
11.Выбери общие признаки млекопитающих:
а) тело покрыто перьями; б) тело покрыто шерстью; в) ноги расположены под туловищем; г) ноги расположены по бокам тела; д) имеются ушные раковины; е) ушных раковин не имеют; ж) рождают детёнышей; з) размножаются яйцами; и) детёнышей вскармливают насекомыми; к) детёнышей вскармливают молоком.
12. Прочитай названия животных и реши, кто из них лишний в каждом ряду. Объясни, почему это животное лишнее:
а) полевая мышь, заяц, белка, бобр;
б) суслик, заяц-русак, беляк, кролик;
в) лесная куница, лев, лисица, норка;
г) морж, пингвин, тюлень, морской котик;
д) кашалот, кит, дельфин, морж.
13. Выпиши представителей парнокопытных животных:
Лось, зебра, кабан, осёл, баран, корова, коза, горный козёл; жираф, верблюд.
14. Объясни слово приматы. Приведи примеры.
15. Можно ли животных делить на вредных и полезных? Объясни свой ответ.

15