Программа с календарно-тематическим планированием: АОП Предметно-практические действия(1-й год обучения)

Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционн
·й) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательн
·й учреждение


РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» _______2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________2016 г.







ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

1-ый год обучения






Срок реализации
программы:
1 год




Разработчик программы:
Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения









с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия» составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 2.

Цели коррекционного курса:
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Задачи:
Предметные
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
формирование положительного отношения к обучению и труду;
развитие активности и самостоятельности , навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
Коррекционные :
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.


Коррекционный курс "Предметно - практические действия" (ППД) это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
«Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы - орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа состоит из следующих разделов:
Предметно-практические действия
Конструирование
Работа с мозаикой
Работа с пластическими материалами
Работа с бумагой и фольгой
Работа с нитками и тканью
Работа с природными материалами.

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями.
Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнение;
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
повторение полученных знаний;
комбинированный.




Календарно - тематический план


п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Информационное сопровождение

I семестр

1
Диагностика. Предметно – манипулятивные действия с предметами разного цвета, формы, величины.
2


2
Выполнение простых подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». Выполнение подражательных действий со сменой движений (стучим-прячем). Воспроизведение по подражанию действий с предметами
2
Музыкальное сопровождение

3
Обследование предмета (зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое). Узнавание предмета по словесной инструкции учителя и с его помощью.
2
Наглядный материал, практический материал

4
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами: перекладывание, складывание, встряхивание.
2
Практический материал: формочки для льда, бусы

5
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами: перекладывание, складывание, встряхивание.
2
Практический материал: баночки с отверстием, фасоль

II семестр

6
Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов. «Пчелки»
2
Практический материал:
соты, цветок, прищепка, палочки, нектар.

7
Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов. «Полянка»
2
Практический материал:
зеленый коврик, прищепка, палочки, насекомые.

8
Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов в воде и раскладывание по цвету «Рыбалка».
2
Практический материал:
ёмкость с водой, цветные крышечки, палочки.

9
Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». Нанизывание бусин на палку.
2
Практический материал:
Пирамиды (большая и маленькая), стержень, разрезные трубочки.

10
Нанизывание крупных бусин на шнурок, ленту.
2
Практический материал:шнурок, лента, цветные бусы.


III семестр

11
Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: плетение
2
Практический материал:решетка, лента.

12
Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. «Отыщи в крупе картинку», «Откапай и разложи по цвету»
2
Практический материал:крупа, цветные бусины, цветные стаканчики.

13
Наполнение предметов песком, крупой. Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.
2
Практический материал: ёмкости для наполнения с мерками, ложки.

14
Наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую.
2
Практический материал: ёмкости для наполнения с мерками, шприц, спринцовка.

15
Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках. «Цветок», «Божьи коровки», «Юла».
2
Практический материал

IV семестр

16
Выдувание мыльных пузырей. Надувание воздушных шаров. Вертушка.
2
Практический материал: мыльные пузыри, воздушные шары, вертушка.

17
Шнуровка. Шнуровка пуговиц на рубашки, крестообразным и параллельным плетением.
2
Практический материал:
рубашки, пуговицы, шнурки.

18
Завязывание и развязывание узлов: «Солнечные лучики».
2
Практический материал:
заготовки солнышек, шнурки.

19
Застегивание и расстегивание пуговиц: «Цветочная поляна».
2
Практический материал

20
«Подбор к фону», «Разложи в ряд»
2
Дидактические игры

21
«Грибки», «Предметное цветовое лото», «Куда подходит».
2
Дидактические игры

V семестр

22
«Разложи в ряд» (по форме, величине)
2
Дидактические игры

23
«Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
2
Дидактические игры

24
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться).
2
Дидактические игры

25
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
2
Дидактические игры

26
«Что убрали», «Что изменилось» запомнить и назвать предметы, игрушки или значительные изменения в них.
2
Дидактические игры


VI семестр



27
Складывание простейших фигур из счетных палочек с помощью шаблона, а затем самостоятельно (солнышко, школа, дом).

1
Счетные палочки, шаблон из сч.палочек


28
Складывание простейших фигур из счетных палочек с помощью шаблона, а затем самостоятельно (паровозик с вагоном забор и домик для собаки).

1
Счетные палочки, шаблон из сч.палочек


29
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Молоток, ворота, дом, окно.
2
Счетные палочки

30
Крепление скрепок для завершения образа «Ёжик», «Солнышко», «Дождливая туча»
2
Практический материал, скрепки.

31
Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали (фрукты, овощи)
1
Разрезные картинки, пазл

32
Конструирование простейших фигур с помощью прищепок.
1
Практический материал: прищепки.

33
Конструирование с помощью резиночек (геометрические фигуры).
1
Практический материал: деревянные заготовки, резиночки.

34
Конструирование с помощью резиночек (кораблик).
1
Практический материал: деревянные заготовки, резиночки.

35
Конструирование с помощью резиночек (бабочка).
1
Практический материал: деревянные заготовки, резиночки.

36
Диагностика по окончании курса
3


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.



Предметные результаты:

Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
-уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
-формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.






























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  
- звучащие   предметы   для   встряхивания;
- предметы   для   сжимания (мячи   различной
·   фактуры, разного   диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой
· величины);
- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);
- наборы   предметов для занятии
· (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 
- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей
· (до   10);
- мозаики;
- пиктограммы   с   изображениями   занятии
· моментов и др. событии
·
·
Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной
· формы, величины, цвета;
- изображении
· предметов, людеи
·, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).


Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 515