Разработка урока Швейная машина, подготовка к работе. Приемы работы на швейной машине


Класс: 5;
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов;
Тема урока: Швейная машина, подготовка к работе. Приемы работы на швейной машине.

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Образовательные:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков подготовки швейной машины к работе и работы на ней.
Способствовать осознанию важности правил организации рабочего места, правил техники безопасности при работе на швейной машине.
Способствовать формированию представления об устройстве бытовой швейной машины.
Развивающие:
Способствовать развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине.
Способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе.
Способствовать развитию моторики мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при заправке верхней и нижней нити.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении лабораторной работы «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины».
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических качеств личности.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.
Профориентационные:
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий легкой промышленности.
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии швея.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер, проектор, экран, презентация;
швейные машины с ручным (3 шт.) и электрическим приводом (2 шт.)
инструменты, приспособления: укладка со швейными принадлежностями,
материалы: шаблоны для выполнения прямых строчек, два лоскута светлой х/б ткани.
Дидактическое обеспечение:
учебник Технология 5 класс, авторы Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе, авторы Н.В. Синица, Н.А. Булгаеваучебно-техническая документация (УТД) :- инструкционные карты (ИК):
«Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка нижней нитки, выведение нижней нитки наверх» (У. с.121-123 )«Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки, закрепка вначале строчки, закрепка в конце строчки, окончание работы, неполадки, связанные с неправильно заправкой ниток, регулирующие механизмы» (У. с. 123-125)
- «Правила безопасной работы» (У. с.125)
образцы строчек;
карточки самоконтроля, взаимоконтроля (Приложение 3);
карточки с домашними заданиями – 1, 2, 3, 4 уровня (Приложение10)
материалы для контроля знаний учащихся
- карточки-задания – К-1, (Приложение7), К-2 (Приложение12),
К-3 (Приложение 14), К-4 (Приложение 14)
- кроссворд (Приложение 13)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: получение и закрепление новых знаний
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихсяМотивационно-целевой этап I. Организационный момент
Цель этапа:
настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока
Личностные УУД Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок (приветствие – стихотворение)
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока
Формируемые способы деятельности:
формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выпол-нения домашнего задания
Цель этапа:
установить правиль-ность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
выяснить степень усвоения заданного на дом материала
определить типичные недостатков в знаниях и их причины
ликвидировать обнаруженных недочётов выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
проверка работы в рабочей тетради (задание 17, №7) (Приложение )проверка качества выполнения образцов (взаимоконтроль)
(Приложение )Личностные УУД Осуществляемые действия:
повторение раннее изученного материала по теме «Ручные швы»
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
контролируют правильность ответов обучающихся при помощи карты самоконтроля
Формируемые способы деятельности:
адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
Самоконтроль и взаимоконтроль учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании Фронтальная беседа:
1. Знакомство с историей создания швейной машины.
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
2. Современные бытовые швейные машины
3. Знакомство с классификацией швейных машин.
(Приложение )заслушивание ответов учащихся
Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
умение слушать одноклассников при беседе
принимать и сохранять учебную цель и задачу
Познавательные УУД Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
формирование умения извлекать информацию из презентации, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
взаимодействие с учителем во время опроса
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Практический этап IV. Проблемное изложения нового знания
Цель этапа:
зафиксировать причину затруднения у учащихся
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
организовать фиксацию преодоления затруднения Правила безопасной работы
(У. с. 125)
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Демонстрация:
Подготовки швейных машин к работе:
- намотать нитку на шпульку,
- заправить  верхнюю и нижнюю нить, выведение нижней нитки наверх
Приемов работы на швейной машине
- начало работы,
-поворот строчки,
-закрепка в начале и конце строчки,
-окончание работы,
-неполадок, связанных с неправильной заправкой ниток.
Демонстрация:
-регулирующих механизмов
(У. с 121-125)
Игра «Светофор»
(Приложение )заслушивание ответов учащихся
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самостоятельное определение темы урока
осознание целей и задач обучения
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения работать индивидуально
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из текста учебника и строить сообщения в устной форме
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
зафиксировать алгоритм выполнения
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах) Закрепление знаний требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Выполнить задание
Работа учащихся с карточкой
(Приложение )Личностные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка (Приложение )VII.Лабораторная работа «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» Цель этапа:
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК) (У. .с. 126)
(Приложение )предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. Личностные УУД Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий при выполнении лабораторной работы
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль при работе в паре, выполнении лабораторной работы
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с ходом лабораторной работы
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
усвоение новых способов умственной деятельности через выполнение практической работы, получения информации
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
сообщение о теме следующего урока
задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение )Познавательные УУД Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме
«Швейная машина, подготовка ее к работе. Приемы работы на швейной машине»
поиск в компьютерных источниках «История создания швейной машины» (в сети Интернет, в электронных книгах)
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
поиск и выделение информации
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение )объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Литература
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119
Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.
Интернет - ресурсы
http://kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/18/ustroystvo-shveynaya-mashina-s-ruchnym-privodom
http://www.myshared.ru/slide/71490/
http://www.uchportal.ru/load/108-1-0-2334
http://festival.1september.ru/articles/585551/
http://journal-bipt.info/load/79-1-0-983
http://festival.1september.ru/authors/228-488-789