Урок по литературе в 9 классе М.Шолохов .Рассказ Судьба человека

Тема урока по литературе в 9 классе « Отражение русского характера в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
Цели урока: познакомить (обзорно) с биографией М.А.Шолохова; выявить смысл названия рассказа « Судьба человека», особенности композиции, художественно – выразительные средства, используемые автором; раскрыть особенности авторской речи и языка героя; воспитывать в учащихся чувство патриотизма.

Ход урока
1.Звучит песня «Нам нужна одна победа».
2. Слово учителя.
-Одним из самых ярких и знаменательных событий в славной летописи нашего государства является победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
9 мая, День Победы Эти слова бесконечно дороги каждому из нас. Проходят годы и десятилетия, но никогда не померкнет в памяти народной подвиг советских людей в битве с гитлеровским фашизмом.
Михаил Александрович Шолохов, рассказ которого мы с вами сейчас изучаем, во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт.
Познакомить нас поближе с жизнью и творчеством писателя было заданием для 1 группы – БИОГРАФОВ.

3. Выступление биографов.
Тема проекта «Интересные факты из жизни М.А.Шолохова». (Выступление сопровождается презентацией».
1 биограф. Перед нами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской. Но и в мировой культуре.
Эпиграфом к нашему проекту мы взяли слова самого Шолохова: «Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу, Родине все свои силы и способности».
24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.
Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.
Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудиться чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».
2 биограф. В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.
В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.
В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М.Горького и А.Серафимовича.
На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссером Герасимовым. Это был трехсерийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.
В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».
3 биограф. Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал знаменитым явлением в литературе.
В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
На слайде вы видите, как шведский король Густав 6 Адольф вручает Шолохову Нобелевскую премию. А так выглядит сам диплом.
За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Тогда М. Шолохов ответил: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой – то мере способствую прославлению своей Родины Это важнее и дороже личных ощущений»
21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А.Шолохова.
Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 – летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего»

4. Слово учителя. (Звучит песня «Родина слышит», слова Долматовского, музыка Шостаковича.)
- Ребята, рассказ Шолохова называется «Судьба человека». А как вы понимаете слово «судьба»?
(-Это складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий всё, что происходит в жизни. Участь, доля.)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла несколько отрывков:
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Р.Рождественский

«И хотелось бы думать, что этот русский человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит, и около
отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,
сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути,
если к этому позовет его Родина».
- Давайте теперь, ребята, мы с вами в ходе анализа рассказа выясним, как в нем отразился русский характер. 2 группа раскроет перед нами художественные особенности рассказа.

5. Выступление ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ.
Дополнительные вопросы по ходу работы:
-Довоенная жизнь. Какая она?
- Какое время года описывается в рассказе? Какую роль она (весна) играет в композиции? (весна как начало новой жизни).
(По ходу делается запись на доске выявляемых основных черт характера Соколова).
Тема проекта: «Художественные особенности рассказа «Судьба человека».
Литературовед 1. История создания рассказа «Судьба человека».
- Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека». Рассказ был опубликован в 1957 году, в газете «Правда».
Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Был весенний паводок. Шолохов отдыхал на берегу небольшой, но бурно размывшейся речки в ожидании переправы. К нему подошел уже немолодой мужчина с мальчиком и, приняв писателя за своего брата – шофера, поведал историю своей жизни.
Запомнился писателю рассказ. Не раз возвращала память его к судьбе солдата. Но лишь через 10 лет был написан рассказ «Судьба человека».
Литературовед 2. Композиция.
- Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».
Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Писатель использовал рассказы двух авторов, начинающихся в разных ключах и приходящих к единству. И это позволило рассказу выбрать в себя огромный материал – жизнь человека, его судьбу на протяжении четверти века, раскрыть типичные черты русского характера.
Рассказ Соколова условно можно разделить на 3 части:
* довоенная жизнь;
* война;
* первые послевоенные годы.
Литературоведы 3. Шолохов так строит исповедь героя, что она западает нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые им события по степени все нарастающего трагического драматизма:
первые часы плена;
месть предателя;
жестокая расплата за первый неудавшийся побег;
картина единоборства пленного солдата с Мюллером – одна из его композиционных вершин. Картина эта обладает относительной внутренней самостоятельностью. У неё своя тема, своя идея и даже свой жанр;
побег с толстым немецким офицером.
Литературовед 4. Я рассматривала вопрос «Особенности авторской речи и языка героя рассказа».
В начале произведения у автора и Соколова « нет ничего общего». Авторский язык заметно отличается от языка Соколова литературностью, живописностью. Драматический ускоренный рассказ Соколова резко контрастирует с замедленным эпическим зачином автора.
В рассказе Соколова очень мало изобразительных эпитетов
Литературовед 5. Выразительные портретные детали и ремарки выражают душевное состояние героя

Литературовед 6: Популярности рассказа в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук, Ванюшу – Павлик Борискин.
Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.
Многие художники сделали иллюстрации к рассказу ( показывает слайды), а это – мои иллюстрации (показывает свои рисунки).

В итоге мы пришли к выводу, что во всем этом виден человек суровой трудовой закалки, отзывчивый, открытый, душевный, дружелюбный, который превыше всего ставит гражданский долг и человеческое достоинство.

4. Учитель. (Звучит песня я вернулся на родину», сл. Матусовского, муз. Фрадкина).
- Характер человека проявляется в его поступках. А что вы можете рассказать о Соколове?
Заданием для третьей группы было исследование вопроса «Какие поступки Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?»
(По ходу работы запись выявляемых основных черт его характера).

7. Выступление АНАЛИТИКОВ.
(рассматриваются разные моменты, при этом демонстрируются эпизоды фильма).
Соколов спешит на выручку бойцам, зная, что идет на верную смерть ( товарищество, отважность)
Первый неудавшийся побег, побег настоящий ( верный родине, не потерял человеческое достоинство);
Эпизод с Мюллером.(чувство долга, мужественность, стойкость).
Усыновление Ванюши (чуткость, доброта, заботливость, сострадание).

8. Слово учителя.
В этой войне Андрей Соколов прошел жесточайшие испытания, лишился близких и дома. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Понимает, что не только с ним так обошлась судьба. И этот человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все- таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни! И в этом тоже, по-моему, проявляется черта русского характера.
- Давайте теперь вернемся к эпиграфу урока.
Чтение 1 эпиграфа. Как вы думаете, что выбрал Соколов? ( Родину)
Чтение 2 эпиграфа. Каким вырастет мальчик, находясь рядом с Соколовым? (Ребенок, воспитываемый человеком, обладающим такими качествами характера, не может вырасти плохим).
- Мы уже с вами говорили, что Шолохов в Андрее Соколове показал типичные черты русского национального характера. И в каждом своем произведении этот писатель утверждает, что именно такие простые люди, солдаты и выиграли войну.
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату».)

- Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации.
Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
9. Домашнее задание. Написать мини – сочинение «Война в судьбе ребенка».













15