Сценарий школьного вечера, посвящённого юбилею великого учёного Аль-Фараби.


Сценарий школьного вечера, посвященного юбилею великого учёного Абу –Насра Аль – Фараби.
( за сценой играет кобыз)
1 ведущий
В начале ХХI века, когда мир настолько велик, сложен и тревожен, когда он буквально перенасыщен информацией обо всём и обо всех, когда идёт ежеминутная битва добра и зла, не хотим ли мы все и каждый из нас быть причастным к истокам разума? А не от этого ли желания мы так пристально вглядываемся в историю народов и в историю цивилизаций, а найдя среди редких имён величайших мыслителей человека, который прошёл по той же земле, где ныне живём мы, который родился и жил у тех же рек, у которых родились и мы, видел эту же манящую даль степи, как и мы, не исполняются ли гордостью и трепетным волнением наши сердца? Если бы мы жили без таких идеалов, то и не было бы высоких целей, подобно тому, как если бы человек не изобрёл лук и не пустил бы его вдогонку орлу, то он бы сегодня не гулял по космосу. Но как бы там ни было – древний мудрец вернулся к нам. Он вернулся к нам более чем через тысячелетие, потому что гении не умирают, они живут вечно.
«Гении не умирают». Так называется наш сегодняшний вечер, посвященный жизни и гениальному наследию величайшего учёного, философа, риторика, музыканта, врача, математика и астронома Абу – Насра Мухамеда Ибн – Мухамеда Ибн – Тархана Ибн – Узлакаат Турки.(выступление 6 девочек с табличками)
Ученик в образе ученого рассказывает биографию Аль-Фараби.
2 ведущий:
Особую роль в жизни Аль – Фараба играл город Багдад. Здесь он изучал медицину и философию, суфизм и природоведение, греческий и другие языки(Сохранились сведение, что учёный мог говорить почти на 70 языках), получил необходимые сведения о логике и астрономии, сблизился с известными учёными. Именно здесь в Багдаде ему был присвоен титул «Муалимассана» - «Второй учитель» или «Аристотель Востока». Огромен его вклад в науку. Он оставил около 200 трудов, затрагивающих основы почти всех отраслей раннего средневековья.
Идейное наследие Аль – Фараби необычайно высоко и разнообразно. Он изучал и сравнивал известные в то же время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику т.д. Но на первом месте у него всегда стояли вопросы философии и особенно логики.
(выступление 3 учеников, они рассказывают о трудах Аль – Фараби в области наук, философии, риторики)
1 ведущий:
Настоящей литературы нет без стремления человека и народа ко всё более возвышенному идеалу. Не обошли образ Аль – Фараби современные казахские писатели. В 1980 году в Москве вышла книга известного писателя Ануара Алимжанова «Степное эхо», где был напечатан исторический роман «Возвращение учителя» или повесть о скитаниях Абу – Насра Мухамеда».
Предлагаем вашему вниманию первый отрывок из этого романа.
Время в Дамаске было трудное, скромное. Султан объявил войну всем бунтовщикам и еретикам. Учитель в сопровождении Хасана остановил коня у неприметных ворот. Для Хасана странным было поведение Аль – Фараби, который говорил, что ищет книгу, а сам даже не заглянул в книжный закоулок базара, а приехал сюда и ждёт какого – то Махмуда. Черноволосый юноша впустил их в дом и пригласил в глубь сада у беседки, куда из-за густоты зеленых листьев не пробивались солнечные лучи, его встретил белобородый старик(сцена из романа).
2 ведущий:
Так Абу – Наср постигал знания предков и писал новые книги, вкладывая в них всего себя, свои знания и разум. Таковыми были и есть его трактаты по математике, физике, астрономии. (выступление 2 учеников, которые рассказывают о вкладе Аль – Фараби в математику, астрономию.)
1 ведущий:
А теперь давайте оторвёмся от трудов Аль – Фараби и окунёмся в мир музыки и волшебного танца.(восточный танец)
2 ведущий:
Говорят, что во время скитаний у Аль-Фараби недоставало дирхема, чтобы купить на базаре горсть фиников или кусок ячменной лепёшки, и в такие дни, как гласит легенда, по утрам он шёл на бойню, выпивал пригоршню свежей крови и целый день сидел где – нибудь в уединении, в тени пальмы, оливы,предавшись размышлениям и занося на бумагу свои мечты, мысли, догадки и наблюдения.
Иногда он пел под аккомпанемент своей двухструнной кипчаги, которую спустя века назовут казахской домброй, вокруг него собиралась толпа. Порой он вместе с учениками исчезал надолго из городской сутолоки, кто-то видел его в тайных меджлисах учёных или сиживал возле бродяги или паломника, слушая непонятную речь и изъясняясь с ним на непонятном окружающим языке. Он часто выступал на защиту раба, мог отдать последний дирхем, последнюю лепёшку нищему. Иногда замечали его сидящим, глядя в небо, вслушиваясь в говор птиц и течение реки.2 ведущий:
А ещё говорят, что он был высокоморальным чистым человеком, любил дочь главного визиря, вдову знатного вельможи красавицу Бану. Но он отказался от любви этой женщины ради науки, ради познания, ради будущего. Его холодный разум подсказывал ему: если покорится любви, в нем погаснет другая страсть к поискам и познанию. Но Бану всегда искала его, думала о нём, заботилась и защищала. Об одной такой встрече Бану и Абу-Насра в изгнании следующий отрывок из романа.
Приближалось время первого большого сбора урожая. Срезая усохшие лозы винограда, Аль – Фараби думал о своей новой книге « О разделении наук по категориям». Неожиданно у дальних ворот спешились два всадника, один из них, лицо которого было прикрыто нежной белой тканью, решительно зашагал к нему. Лёгкая поступь. Не мужская однако. На плечах накидка из дорогой багдадской ткани. В руках узелок и кувшин.Нет, ошибки быть не могло! Глаза! Это её глаза! Её походку он узнает среди тысячи других. ( сцена из романа)
1 ведущий:
Иногда Аль –Фараби , оторвавшись от очередного трактата, брал в руки кипчаги и, перебирая струны, вспоминал Бану: её чёрные глаза и тонкие руки, её гибкий стан и чарующий голос, а ещё он вспоминал её танец во дворце главного визиря.( танец Бану)
2 ведущий:
Все вы знаете казахский народный инструмент домбру. Кто создал его? Кто стоял у истоков создания инструмента степняков? Сейчас вы узнаете о том, что и здесь не обошлось без чудесной руки музыкального слуха великого учителя.
(выступление 2 учеников о трудах Абу – Насра в области музыки и медицины).
Звучит домбра.
1 ведущий:
Это звучит домбра, прообразом которой был инструмент кипчаги, который создал своими руками Абу – Наср. Юношам Отрара нравился гортанный говор двухструнного инструмента, который в руках музыканта – виртуоза мог воссоздать песни кипчакских степей и топот копыт диких коней. Учитель никогда не расставался со своим кипчаги. Струны хранили тревожные голоса далёкой родины, невольно рождали воспоминания о минувшем, о юности, о лунных ночах и о прекрасных глазах женщины, которую он безумно любил.
2 ведущий:
А сейчас викторина. И приз за лучшую стенгазету. Вопросы викторины вам будет задавать сам Абу –Наср.
1 ведущий:
Лучшие годы своей жизни Аль – Фараби провёл в Сирии, где повелителем, « карающим мечом государства» был Саифат – Даула Хамдани, покровитель наук и учёных. О том, как произошла встреча султана и учёного вы узнаете из последнего отрывка романа Ануара Алимжанова.
Это было в четверг, в день, предназначенный самим султаном для встреч и бесед с книгами. Сам султан редко бывал на таких меджлисах. Но в тот день, когда Абу – Исхак привёл Абу – Насра во дворец Саиф –Ат – Даула, решил посетить меджлис.( Сцена из романа).
2 ведущий:
Гении не умирают. Они живут вечно. Их разум сопровождает нас всегда и повсюду. Если бы мы жили без таких идеалов, то и не было бы высоких целей. Одним словом, нет конца стремлениям человека и народа ко всё более возвышенному идеалу.Человек всегда искал и ищет полноты восприятия и глубины познания своей собственной истории и через неё и истории человечества.
1 ведущий:
И мы надеемся, что сегодня вы ощутили своё высшее человеческое я, своё родство с нашим великим предком Абу – Насром Аль – Фараби, жизнь и деяния которого должны стать для всех нас ярчайшим примером беззаветного служения истине, науке, познаниям, Родине.
Спасибо за внимание!