План-конспект 11 класс Выбор профессии. Виды и формы получения профессионального образования.

конспект
открытого урока по технологии в 11 классе.
На доске: «Если ты не знаешь куда плыть, то ни один ветер не будет тебе попутным». Сенека

Тема: Выбор профессии. Виды и формы получения профессионального образования.
Цель:
Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
Образовательная
Дать новые понятия: специальность, специализация»
Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Развивающая
Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.
Воспитательная
Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности.
Тип урока: комбинированный

Формы организации занятия: групповые и индивидуальные
Методы: преобладание активных методов - активизация творческого мышления, проблемный.
Оборудование: проектор, ПК, учебник, тетрадь.

Ход урока:
Организационный момент
Актуализация.
Фронтальный опрос учащихся «Кто определился, какую профессию хочет приобрести, а кто ещё сомневается». Беседа об условиях самоопределения.
Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно научиться выбирать сознательно, мотивируя свой выбор.
Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и свои способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.
Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.  
III Сообщение темы и цели урока
«Выбор профессии. Виды и формы получения профессионального образования».
IV Повторение ранее изученного

Давайте вспомним, что такое «профессия»? (учащиеся высказывают свои версии), затем открывается

СЛАЙД №5.
V Новый материал.
Объяснение понятий "специальность" "квалификация" "должность"

Специальность (от лат. species род, вид) вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся па родственный вид дисциплин (например, профессия врач, специальность терапевт, педиатр; профессия учитель, специальность математика, физика);
Квалификация уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник н которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную кв&ппфикацию уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.
Должность наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (п. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).
В чем же различие «профессии» и «специальности», «специализации»? Приведите примеры
Предполагаемый ответ
Итак, Профессия более широкое понятие, а специальность - более узкое. Проще сразу начать с примеров. Есть профессия - врач. Но она делится на специальности: терапевт, хирург, окулист, невропатолог.... Профессия учитель - специальности: учитель математики, учитель химии, учитель литературы... Профессия инженер - специальности: инженер химик-технолог, инженер проектировщик( чего угодно), инженер-строитель... Собственно, примерами можно и закончить.
Профессия - это более широкое направление, чем занимается тот или иной человек. Специальность - это специальность, полученная в учебном заведении, которой человек обучен. Профессия: системный администратор. Специальность: Автоматизированные системы управления.
Специализация. - Более узкое направление деятельности в рамках какой-то специальности. Специализация – это специальность в рамках специальности.

  Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни. Сегодня насчитывается примерно 50 000 профессий, причём ежегодно появляются около 500 новых и столько же отмирает либо меняются.
Как выбрать профессию?

- факторы, влияющие на выбор профессии;
- типология профессии; (групповая работа по карточкам – выбрать профессии относящиеся к заданному типу, почему выбранные профессии относятся к данному типу)
- мотивы при выборе профессии
(учащиеся высказываются).
При выборе профессии важно не ошибиться! Статистическая справка: безработица среди специалистов в 3 раза ниже, чем безработица среди молодёжи, потому что учатся на одну профессию, а ищут работу по другой.
Кто больше всего доволен своей работой?
Косметолог
Парикмахер
Военнослужащий
Шеф-повар
Розничный торговец
Учитель
Специалист по связям с общественностью, пиарщик
Бухгалтер
Секретарь
Водопроводчик
Инженер
Архитектор
Журналист
Автомеханик
Специалист по набору персонала
Няня
Топ-менеджер, руководитель
Банкир , экономист
Строитель
Чиновник низшего и среднего звена, государственный служащий


Однако, прежде, чем делать выбор, неплохо бы знать ситуацию на рынке труда.
Физкульт минутка
VI. Самостоятельная работа в группах. (Сбор информации о рынке труда – было задано домашнее задание)
Подготовить информацию о рынке труда, определить выступающего.
Слушаем выступающих
Типичные ошибки при выборе профессии (с помощью учащихся). СЛАЙД 14
Закрепить этого материала в памяти» ( работа в группах по карточкам)
Карточка 1.
Девушка поступила в педагогический колледж: хочет работать учителем начальных классов, как её любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом? Какую ошибку она допустила?
---------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 2
Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил его поступить в ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя?

Карточка 3
Андрей мечтал стать военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо, но у него часто кружилась голова и наблюдалась одышка. О своём недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?

Карточка 4
Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается поступить в школу полиции по совету друга, который хочет работать полицейским. Юноша имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше?
---------------------------------------------------------------------------------------
Работа с учебником. (стр 178-180)
Виды и формы получения профессионального образования в России. Прочитайте на стр.180 «Ступени высшего образования»
Запишем в тетради формы получения образования: (Очная –заочная – дистанционная, дневная, вечерняя)
VI Индивидуальная самостоятельная работа (закрепление материала)

Заполнить таблицу «Типология профессий»
Работа по карточкам (группировать по профессия- специальность-специализация-квалификация.
VII. Окончание урока (рефлексия)
Упражнение «Профессия на букву».
Домашнее задание.
Спасибо за урок. До свидания.
15