Статья Особенности влияния музыки Г.В. Свиридова на формирование личности ребенка.

Ю.C. Муханова
Особенности влияния музыки Г.В. Свиридова на формирование личности и межличностных отношений

Музыка Свиридова –– драгоценная часть нашего духовного мира. Она глубоко почвенна. Не национальный костюм, а народный дух является его сущностью. И так это бывает с произведениями такого рода, где глубинная почвенность сплетается с высокой мыслью.
В. Рубин

Замечательной традицией русской классической музыки всегда была связь с музыкой народной, вокальной. Славянская культура грандиозна, она не перестает поражать своим величием, мощью, своим влиянием на духовность человека. Яркая и глубинная национальная характерность, которая проявляется в особенностях поэтики, принципах формообразования – является доминирующим свойством художественной парадигмы творчества Георгия Васильевича Свиридова.
Его ранние произведения были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича. Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он гениально использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.
Начиная с середины 50-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые имели исключительно русский характер. Музыка Георгия Васильевича долго оставалась малоизвестной на Западе. В России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштабность, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер высказывания.
Г. Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью. Основной путь Г. Свиридова от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности. Поразительно то, что на всех этапах его творчества и сам творец, и герой его возвышен, велик и красив. Всегда в своих произведениях Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято в образах его героев.
Если говорить о влиянии музыки Г.В. Свиридова, то нельзя не отметить, что его творчество направлено на массовость, а не на узкий круг слушателей. Свиридов определенно связывал назначение искусства с духовностью: "Искусство – то, чем питаются духовно" [9, с. 154]. Музыка Г.В. Свиридова воспитывает в людях духовность так как сама является мощной духовной силой, которая способна влиять на человеческую душу и сознание. Сам композитор говорил о «духовности» следующее: «Вот это – погружение в таинство бытия и есть свойство великого искусства, которое всегда исполнено духовности» [9.с. 127].
В этом высказывании Георгия Васильевича заключено обоснование его творческой направленности. Эти слова лишь подчеркивают тот факт, что духовность –– основа его мировоззрения и творчества в целом. Свиридов знал, что постиг истинное различие между духовностью и псевдодуховностью, между культурой и суррогатами культуры, он многократно искал лишь точной формы выражения этих мыслей [9, С. 314].
Ценностное содержание музыки Г.В. Свиридова очевидно. В своем отношении к музыкальному искусству Свиридов ставит высокую, в прямом смысле этого слова, цель –– открыть человеку духовную радость творчества. Он осознает сам и пытается донести до других сущностную мысль о том, что музыкальное искусство может распахнуть Небо, а может и похитить его, погрузив сознание в блуждания по бесконечным лабиринтам хитроумных сплетений человека. Говоря, о процессе нравственного и морального становления личности, важно сказать, что этот процесс длительный и сложный.
Важным направлением в развитии и становления личности, а также формированию межличностных отношений, является воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся школы искусств. Именно она включает в себя богатый спектр разнообразных эмоций, чувств и настроений, которые в большинстве случаев определяют поведение человека [6, С. 31].
При выборе способов воздействия на чувственно эмоциональную сферу личности ученика, как одного из методов формирования полноценной личности, необходимо учитывать эмоциональное развитие, опыт чувственного реагирования на музыкальное искусство. Важным фактором является то, что само восприятие музыки имеет несколько специфических особенностей, учитывающих во-первых, социально-психологический аспект, а во-вторых с непосредственной реакцией при восприятии определенного музыкального произведения композитора. Исходя из того, что свиридовское творчество многогранно и вбирает в себя множество индивидуальных художественных решений, можно отметить и бесконечность многообразия восприятия людьми музыкальных произведений композитора. Но, не смотря на то, что таковая множественность восприятий неустранима, тем не менее она не бесконечна и если всю совокупность ассоциаций, порожденных одним и тем же произведением, то можно проследить проблематику неких общих форм восприятия музыкальных произведений Г.В.Свиридова.

Стоит также сказать, что для более полного исследования конфигураций в восприятии музыки, а так же влияния музыки Г.С. Свиридова на формирования личности и межличностных отношений, необходимы многократные замеры, которые давали бы возможность в полной мере охарактеризовать механизмы и закономерности особенностей восприятия музыкальных произведений Свиридова.
Определенное представление о проблемах поиска устройств восприятия музыки и ее ценностного содержания дает вопрос о значимости музыкального искусства на формирование личности и межличностных отношений. Возможно, эта работа будет иметь продолжение и станет одним из звеньев в цепи огромного исследования.
В процессе исследования вопроса особенностей влияния музыкального искусства на формирование личности обучающихся, недопустимо рассматривать музыкальное произведения Г.В. Свиридова только с его акустической стороны. Так же музыкальные произведения нельзя рассматривать и с точки зрения «чистого» искусства – ведь, когда это произведение выходят в свет, они становятся неотъемлемой частью окружающего его мира и обязано рассматриваются только в контексте этого мира, той действительности, того времени, в котором они находятся.
Для этого нужно найти место, которое занимает музыка в современном обществе, и анализировать восприятие музыки в контексте ее положения в окружающем мире.  Цель данной работы обозначить основные факторы влияния музыки на личность и, как результат этого влияния, формирование межличностных отношенный в коллективе. Теперь принципиально важно определить значимость межличностных отношений в формировании личности.
В социально-педагогической литературе представлены разные точки зрения на вопрос о значимости межличностных отношений, но ясно то, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – это их эмоциональная основа, поэтому их можно рассматривать как фактор психологического климата студенческой группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются в результате определенных чувств, которые зарождаются у учеников по отношению друг к другу, аналогично как и основой музыкального восприятия является эмоциональная сфера личности.
Социальная психология и педагогика активно изучает закономерности коллективообразования, взаимоотношений коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных связей и отношений. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
Благодаря педагогическому руководству, коллективной жизнедеятельности стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков [2, С. 41]. В этом отношении роль музыкального искусства Свиридова, просто нельзя переоценить.
Очевидним становиться тот факт, что единого психологического подхода к исследованию данной проблемы, а именно воздействия музыки Г.В. Свиридова на слушателя и как следствие ее воспитательно-формирующей роли –– нет. На сегодняшний день есть необходимость в научном исследовании, который бы учитывал культурологический, эстетический и социально-экономический аспекты данной проблемы. Исходя из изученной литературы, можно сказать, что музыка Г.В. Свиридова обладает различными ценными качествами, которые определяют особенность ее восприятия и выступает как явление, связанное не только с искусством, но и с формированием личности.
«Развлекающемуся» практически во всех жанрах ХХ столетия присущи фрагментарность изложения музыкального материала, в звучании которых преобладает механичность. Этот разрушительный для абсолютной музыки момент достаточно емко охарактеризовал Л. Бернстайн, который в 1966 году написал, что «страшный факт состоит в том, что между композитором и публикой за последние пятьдесят лет раскинулся океан» [3, с. 215].
Но, поскольку количество слушающих людей будет возрастать и дальше, то мы –– педагоги должны стремиться заполнить окружающее нас и наших воспитанников пространство произведениями подлинно духовного, высокохудожественного стиля. Ярким примером подобных произведений, безусловно является музыка Георгия Васильевича Свиридова.
Искусство Георгия Васильевича, в противоположность мысли Л. Бернстайна –– это произведения нашего времени, обращается ли композитор к культуре 20 века или 17, России, Шотландии или Франции. Многие из его сочинений можно отнести к разряду поп-музыки. Ведь каждый российский (да и не только) человек знает музыкальную заставку к информационной программе «Время», так же многие не раз слышали «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». Но в отличии от музыки «механической», произведения Г.. Свиридова призваны не развлекать слушателя, а возвышать его внутренне «Я», формировать высокодуховную личность.

Литература
А. Сохор Статьи о советской музыке. – Ленинградское отделение. Музыка, 1974 – 211 с.
Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М., 1998.
Г.В. Свиридов и судьбы русской культуры // Материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Курск: Изд-во ФГУ «Курский ЦНТИ» - 2008. – 244с.
Земенцовскй И. Фолькльор и композитор. Теоретические этюды. Л., «Советский композитор», 1977-176 с.
Морозов А.В. Психология влияния. – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2009. – 560с.
Нечепоренко Л.С., Подоляк Я.В., Памынок В.Г. Воспитание: Учеб. Пособие. – Х.: основа, 1997. – 232 с.
Никитина Л. Советская музыка. История и современность. – М.: Музыка, 1991-278 с.
Свиридов Г. Музыка как судьба / Сост. А.С. Белоненко. – М.: Молодая гвардия, 2002. – 798 с.
Свиридовские чтения: «Духовно-нравственные основы русской музыкальной культуры». Материалы межрегиональной студенческой конференции (Под ред. М.Ю. Артемова (отв. ред.) Л.И. Чунихиной, Р.В. Белецкой). – Курск: Изд-во Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. 137 с.
Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987. – 174 с.: ил.



15