Семинар по музыке на темуФормы организации учебно- исследовательской деятельности на уроках музыки и внеурочных занятиях


Формы организации учебно-исследовательскойдеятельности на уроках и внеурочных занятиях»«Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я научусь.»Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции закреплено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».          Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций.          Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте (макет 2011 года) дается следующее определение понятия.Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.Определенные таким образом цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Именно поэтому одним из приоритетов современного образования является использование технологий проектного обучения. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями. И это объясняется, прежде всего, тем, что у учителя-предметника не всегда есть возможность включить проектно-исследовательскую деятельность (как элемент технологии проектного обучения) на уроке, поскольку её организация требует наличия нескольких компьютеров в кабинете, а также большого количества времени на: 
объяснение теоретических основ данного вида работы (определение темы, постановка гипотезы, формулировка цели, планирование и т.д.),
обучение школьников работе с информацией (отбор, анализ, обобщение и др.),
подготовку к оформлению и защите результатов проекта.
В рамках одного предмета невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость в постепенном освоении проектно- исследовательского подхода через обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении. ^ Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов: 
постановку проблемы, 
изучение теории, посвященной данной проблематике, 
подбор методик исследования и практическое овладение ими, 
сбор собственного материала, его анализ и обобщение, 
научный комментарий,
собственные выводы. 
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.^ Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.^ Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).Таким образом, работа кружка по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся является основой формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства школы. Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности. Информационные компетенции (учебно-познавательные) - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Школьники должны уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог и др.Таким образом, эффективная и грамотная организация деятельности кружка по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся: учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут  обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. «Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе» В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности современное качественное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся. Музыкальное воспитание строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей. На уроках музыки основной целью работы с учащимися является развитие творчества, создание не стандартных уроков, а именно урока – концерта, урока – игры, урока – конкурса в рамках государственной программы. Перед собой я ставила проблему: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому исследовательская деятельность открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. На уроках «музыкальной грамоты и слушания музыки» стараюсь поддерживать доброжелательный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей, заботится о разнообразии методов преподавания учебного материала. Сейчас в российских школах широко используется метод проектов. Метод проектного обучения используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательских и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-4 часа): среднесрочные (12-15 часов): долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательскую активность. Примеры тем проектов используемые мной на уроках «слушания музыки». Во 2 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», я предлагаю учащимся мини- проект «Мой музыкальный инструмент». Индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке « хоровое пение». В третьем классе предлагаю проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях) показываю, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся): 1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка. 2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого. Для учащихся старших классов в преддверии празднования 67-летия Победы был предложен групповой проект « Песни наших отцов». Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет). На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны. Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто- то готовит материал литературный, кто- то музыкальные фрагменты (дается задание). Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто -то разучивает военную песню, кто -то ищет материал про эту песню, кто- то оформляет работу. Четвертый этап. Результаты. Выводы. Пятый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность). Шестой этап. Накануне празднования 70-летия Победы, провести внеклассное мероприятие для учащихся других классов по теме «Песни наших отцов». Вывод: Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны , когда их что то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский) ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОДЯТСЯ. В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ. Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.Используемая литература: Галкова И. В. «КОЛЛЕКЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ»
Волотова В.Л. Материалы по теме.