Формирование условий для социализации учащихся в условиях реализации инновационного проекта


ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Фунтикова Г.Д.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ№2 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Губкин Белгородской области
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Главной целью гражданского образования, сформулированной в федеральных нормативных документах и программах, таких как, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные образовательные стандарты второго поколения, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и др., является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать развитыми способностями, определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Для решения этой и других первоочередных задач в Белгородской области разработана Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования до 2020 года. Главная цель Стратегии – формирование образованного, творческого и социально зрелого молодого поколения, которое станет основой экономического роста и социального развития региона, благополучия и безопасности белгородцев.
Разработка стратегии была обусловлена рядом серьезных объективных проблем, существующих в региональной сфере образования. В их числе - низкий уровень социализации и формирования у школьников позитивных социальных установок. Для решения проблемы были определены цели нового этапа развития образования в регионе: обеспечить позитивную социализацию и учебную успешность каждого ребенка, усилить вклад образования в инновационное развитие Белгородской области, дать ответ на изменившуюся культурную, социальную и технологическую среду.
МАОУ «СОШ№2 с УИОП» г.Губкина Белгородской области активно включилось в решение задач, определенных в Стратегии. В образовательном учреждении в 2014г. был разработан проект «Формирование активной гражданской позиции учащихся («Общественно-активная школа «Я – Гражданин»), целью которого стало развитие одаренной, социально-активной личности, обладающей опытом продуктивной творческой деятельности, а способом достижения цели - создание «Общественно-активной школы «Я -Гражданин» с ежегодным количеством участников не менее 150 человек к концу 2016 года.
Проект реализуется на муниципальном уровне, соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, основан на современных образовательных технологиях, способствующих развитию детской одаренности.
В качестве направлений реализации проекта предусмотрены:
- модульность построения с учетом уровня подготовки детей;
- направленность на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
- направленность на овладение социальным опытом, опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля, продуктивной творческой деятельности.
Определены перспективы реализации проекта, среди которых:
- подготовка и реализация образовательных проектов путем привлечения специалистов вузов региона,
- сотрудничество по проведению мастер-классов, лекций, конференций и интеллектуальных игр для обучающихся – участников проекта,
- расширение доступа детей к передовым образовательным и исследовательским технологиям,
- проведение PR-кампании, направленной на повышение имиджа школьника с учебной и социальной мотивацией, престижа интеллектуальной и социально-творческой деятельности,
- раскрытие и применение гражданских качеств личности, создание и расширение школьных инициативных групп, занимающихся спортивной, туристской, экологической деятельностью.
Для достижения поставленной цели были сформированы группы учащихся для обучения в «Общественно-активной школе «Я – Гражданин» по направлениям: социально-творческое ( Школа социального роста «Идеи без границ»), интеллектуальное («Школа интеллектуального роста «Зимняя академия»), фольклорно-этнографическое («Школа экскурсоводов») и экологическое направление («Лето открытий»).
В рамках проекта организуется участие одаренных, активных и творческих детей в акциях, проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, экскурсиях и других полезных и интересных для детей делах. Для проведения мероприятий с участием заинтересованных детей привлекаются специалисты учреждений дополнительного образования, сотрудники музеев, библиотек, общественных организаций.
В рамках Школы социального роста «Идеи без границ» организуются события, участие в которых способствует формированию у детей чувства патриотизма, национального самосознания, толерантной культуры. Участвуя в социальных проектах, таких как волонтерские акции «Помоги школьнику из Украины», «Мы с тобой одно целое», «Передай добро по кругу» и других, дети учатся решать социальные проблемы конкретного сообщества, принимать на себя ответственность за будущее своего родного города, тем самым развивают в себе качества гражданина, личности с большой буквы.
В условиях реализации ФГОС особую актуальность приобретает работа по созданию условий для формирования у школьников лидерских качеств, их участия в реализации социальных проектов и программ, что стимулирует школу на расширение спектра предоставляемых образовательных услуг. Учитывая новые социальные требования, выдвинутые государством к системе образования, призванные обеспечить воспитание инициативных, коммуникабельных и социально активных граждан, для учащихся организовано проведение имитационно-ролевых игр «Поверь в себя», «Мастерство общения», создана и успешно функционирует «Школа ораторского искусства», где старшеклассники обучаются риторике публичного выступления.
Особое значение в рамках проектной деятельности придается развитию интеллектуальных способностей детей, поскольку интеллектуальное развитие является сегодня одним из наиболее важных направлений современного отечественного образования. В целях решения задачи развития интеллектуального потенциала личности, в школе проводятся интеллектуальные турниры, такие как «За страницами учебников истории», «Вехи истории» и др., организована работа школы для молодых исследователей «Введение в исследовательскую деятельность».
Большой интерес у учащихся вызывает обучение в «Школе экскурсоводов», после которого они становятся не только участниками экскурсий по памятным и святым местам родного края, но и самостоятельными экскурсоводами.
В целях выявления и ознакомления с семейными традициями организована работа родительского всеобуча «Моя родословная». Это не формальное, а интересное мероприятие, при проведении которого встречаются родители, имеющие опыт сохранения семейных ценностей. Родители учеников не просто делятся знаниями и сведениями, но приглашают в свои семейные музеи, демонстрируют удивительные и редкие семейные реликвии. Большой интерес у детей и взрослых вызвал семейный музей семьи Поданевых, среди экспонатов которого много вещей XVIII и XIX веков.
Участие детей и взрослых в подобных мероприятиях подчеркивает важную роль семьи в духовно-нравственном воспитании, убеждает в мысли, что крепость семьи определяется не только единым вероисповеданием, единой национальностью, но и непреходящими нравственными ценностями: любовью друг к другу и к Родине, терпимостью, уважением к традициям и к памяти своих предков. Все это является важным этапом обретения социального опыта.
Оценивая значимость результатов работы по реализации проекта, следует отметить, что участие школьников в мероприятиях разнообразной направленности способствует росту числа детей с активной социальной позицией, позволяет учащимся развивать одаренность, приобретать опыт социализации, опыт организационной, управленческой и самостоятельной деятельности, развивать в себе социально значимые качества (активность, ответственность, толерантность), осваивать новые социальные роли.