Из опыта работы руководителя регионального проекта по взаимодействию школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России»


Из опыта работы руководителя регионального проекта
по взаимодействию школьников и судей
«Знакомьтесь, судебная система России»
учителя истории и обществознания Андреевой Н.И.
МБОУ «Школа 3 «Центр развития образования» г. Рязани
Построение правового государства
и гражданского общества невозможно
без планомерного систематического
воспитания всех его членов.
С 2006 года в Рязанской области одним из важнейших и приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения является региональный проект "Знакомьтесь, судебная система России". И с первых дней существования его участниками являются учащиеся 9 - 10 классов Школы №3 "Центр развития образования" г. Рязани.
Зачем? Считаю, что этот проект инновационно - педагогический, многогранный, сложный, многоступенчатый. Программа предполагает вариативность и наиболее продуктивно вписывается в воспитательно-обучающую модель внеклассной работы. Его реализация позволяет соединять в себе формирование правовых знаний, сознание, вырабатывать устойчивые стереотипы, сложившиеся по отношению к тем или иным правовым явлениям и к закону вообще. Таким образом, проект формирует и правовую идеологию, и правовую психологию учащихся.
Главное внимание на начальном этапе уделяю изучению законодательной базы РФ через элективные курсы "Основы правовых знаний", "Изучаем Конституцию", "Я и современный мир", "Основы конституционного права", "Избирательное право", более глубокое изучение политико-правовой сферы в курсе предмета "Обществознание". Уровень знаний учащиеся подтвердили на открытых уроках по темам: "Правосудие в современной России" - 9 класс, "Правовые и нравственные основы брака и семьи" - 10 класс, "Альтернативы послевоенного устройства СССР" - 11 класс, "Суд над Петром I" и другие.
Проект состоит из 7 основных этапов:
1 этап. В октябре месяце ребята присутствуют на стартовом совещании, на котором обсуждается план работы на год, пожелания участников команд и партнеров. Среди них: Арбитражный суд Рязанской области, Лаборатория судебной экспертизы Минюста России в Рязанской области, региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", областная детская библиотека, компании "Гарант-Рязань" и "Консультант-Ока", Академия ФСИН России.
2 этап насыщен мероприятиями. Мы побывали на экскурсии в здании областного суда, которую провела начальник отдела по связям со СМИ , руководитель пресс-службы областного суда Матвеева И.С. и зам. начальника отдела Короблина Н.А.. Позже присутствовали на аппеляционном заседании по уголовным делам. По итогам посещения работниками пресс-службы проведена рефлексия с ребятами.
3 этап. Знакомство с работой Железнодорожного районного суда. Анкетирование участников, которое провела пресс-секретарь Орлова Т.Ю. и присутствие в судебном заседании по гражданскому делу. Здесь мы так же получили консультации по подготовке сочинений для данного проекта.
В итоге ученицы 11Б класса - Мирошина Кристина заняла I место, Васюкова Анастасия третье, Анна Румянцева стала лауреатом-дипломантом конкурса эссе в рамках юбилейного, десятого сезона регионального проекта во взаимодействии школьников и судей "Знакомьтесь, судебная система России" по итогам 2015/2016 учебного года.
Присутствие на судебных заседаниях позволило ребятам увидеть за решеткой практически своих ровесников, посмотреть на несчастных родителей этих подростков и, наверное, именно этот этап проекта оказывал самое сильное воспитательное воздействие.
Вот только некоторые примеры из письменных отзывов ребят после посещения кассационной инстанции (орфография сохранена):
«Раньше я даже не задумывался, что так тяжело родным и близким подсудимого или потерпевшего. Я не хочу чтоб мои родные оказались в такой ситуации. И я не хочу попасть туда в качестве подсудимого или потерпевшего».
«Я понял что суд - это сила, которая поставит нарушителей на место. Я понял, что законы нельзя нарушать. От этого может быть плохо и окружающим и мне».
«Там было жутко и я сразу понял, что никогда не хотел бы оказаться обвиняемым. Всем надо изучать законы и не нарушать их».
«На подсудимых было жалко смотреть, некоторые раскаивались, а многим было все равно. Но я все равно понял, что за свое поведение нужно отвечать. И теперь стараюсь не нарушать законы!»
«Этот судебный процесс произвел на меня сильное впечатление. Мне бы очень не хотелось оказаться на месте преступника и сидеть в клетке будто зверь, а не человек. Я буду стараться жить по закону, хорошо относится к людям, чтобы никогда не оказаться в подобной ситуации».
Интересна была реакция родителей, т.к. согласно ст. 241 п.6 УПК РФ, лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего. По рекомендации председательствующего судьи с родителей учащихся собирались расписки в том, что они не возражают против того, чтобы их дети присутствовали на судебном заседании при рассмотрении уголовных дел. Родители не просто давали свое письменное разрешение, но и выдвигали предложения и просьбы организовать для ребят экскурсию в СИЗО, Льговскую колонию, инспекцию по делам несовершеннолетних. Были и такие, кто вызвался сопровождать своего ребенка в суд. А прочитав отзывы и понаблюдав за своими детьми, некоторые родители отметили, что ребята стали серьезней относиться к учебе, реже пропускать занятия в школе без уважительных причин, записались в кружки и секции в свободное время, стали задумываться перед тем, как совершить тот или иной поступок, осознают ответственность за свои действия, и даже изучают юридическую литературу. За все это родители уже благодарны всем, кто причастен к разработке и реализации проекта.
В течении ноября-апреля месяца ребята побывали в Рязанской лаборатории судебной экспертизы Минюста России. В 2013-2014 учебном году в нашем игровом проекте по уголовному делу мы использовали и грамотно представили результаты заключения экспертизы, что было высоко оценено судейской коллегией.
Одним из партнеров проекта в течении всего времени являются компании "Гарант-Рязань" и "Консультант-Ока". Они ежегодно бесплатно устанавливают в школе справочно-правовую систему, организовывают и проводят обучение в необходимом объеме для учащихся выпускных классов (9-11) по работе с системой "Гарант" и "Консультант". По итогам обучения на базе школы проведена олимпиада. Победители получили фирменные подарки от компаний. Все участники проекта были обеспечены дисками "ГАРАНТ-СТУДЕНТ" в необходимом количестве.
Побывав в Академии Права и Управления ФСИН, встретились с преподавателями, курсантами, познакомились с УМК и базой академии. А каким увлекательным и познавательным было участие команды школы в областной правовой квест - игре "На весах Фемиды". Как отмечают ребята, по мере погружения в работу они понимают и оценивают возможности, которые предоставляет им проект для личностного развития.
Привожу некоторые выдержки из рефлексивных анкет участников проекта, в которых я предложила им закончить тезис "Участие в региональном проекте "Знакомьтесь, судебная система России"...".
«...Было полезным, необходимым, интересным, познавательным и серьезным шагом в нашей правовой деятельности».
«...Убедило в том, что всегда нужно не бояться отстаивать свои права. После нескольких посещений районного и областного судов боязнь зайти в суд совершенно пропала, появилось чувство уверенности и защищенности. Я считаю, что подобные проекты научат школьников «выживать» в наше сложное время».
«...Очень интересное и полезное дело, каждому это может пригодиться».
«...Дало мне знания и практику, которые в будущем могут быть применены в реальном суде».
«...Необходимо ученику, который в будущем хочет иметь юридическую профессию».
Особый интерес у участников проекта вызвала встреча в областном суде с сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области. Беседа была посвящена вопросам правового регулирования Интернета и правилам поведения пользователей. Ребята узнали о том, какие государственные структуры наделены правом блокировать сайты с запрещенным контентом, какой контент должен быть заблокирован, как лучше обезопасить свой аккаунт с помощью надежных паролей, на каком сервере лучше завести ящик электронной почты и т.д. Гости ответили, на многочисленные вопросы школьников. Ребята поняли, что необходимо задумываться о предоставляемой о себе информации во всемирную сеть, и узнали о том, что в нашей стране существует волонтерское движение, ставящее своей задачей чистоту Интернета.
18 мая 2016 года мы побывали в Верховном Суде РФ. Поездка была организована Рязанским областным судом и Рязанским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" для победителей и самых активных участников проекта в качестве поощрения.
О становлении и развитии судебной системы в России участникам экскурсии рассказал Советник председателя Верховного Суда, к.ю.н., доцент, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия Владимир Александрович Бобренев.
Начальник отдела по организационному обеспечению контроля исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека и решений Конституционного Суда Российской Федерации Верховного Суда Ольга Николаевна Братусева рассказала об истории создания, компетенции и полномочиях ВС ВФ. Она обратила внимание на особенности коллегиального рассмотрения дел в ВС РФ.
Ребята посетили несколько залов судебных заседаний, в том числе зал Пленума Верховного Суда, где принимаются постановления Пленума ВС РФ, разрабатываются разъяснения по изменившемуся законодательству. Но больше всего ребят поразил Мраморный зал, где собраны портреты всех председателей Верховного Суда. Портрет нашего земляка Анатолия Тимофеевича Рубичева - первого председателя Рязанского областного суда, который дважды был назначен на пост председателя Верховного Суда, был министром юстиции СССР, занимает достойное место в галерее портретов председателей.
4 этап. Подготовка к проведению игрового процесса. Познакомившись с предложенными фабулами игровых судов и определившись с выбором процесса, мы столкнулись с массой вопросов. Ребятам, вместе со мной пришлось "покопаться", более глубоко покопаться в Уголовно-процессуальном кодексе, других нормативно-правовых документах. Читали, спорили, составляли проект судебного процесса. Ребята стали главными действующими лицами, взявшись за роль судьи, прокурора, адвоката, свидетеля, нарушителя. И здесь для нас открылась еще одна сторона проекта: он учит работать в команде, понимать, как важно слышать друг друга. Мы вместе разбирали дело и на каждый вопрос, реплику со стороны прокурора, адвоката ... ребята пытались найти аргумент и наоборот. Вот в таком диалоге мы и выстраивали свои линии обвинения, защиты ..., руководствуясь законодательными актами. Нам пришлось знакомиться со многими нормативно-правовыми актами, речами известных адвокатов, спецификой работы юристов 20-21 вв., судебной практикой областного и районного судов. Формат проекта требует точности в каждой детали точное следование закону. На этом этапе работы нам неоценимую помощь оказали компании "Гарант-Рязань" и "Консультант-Ока".
5 этап. Проведение игрового процесса. Он проходил в здании областного суда в рамках фестиваля игровых судов.
Игровой суд является кульминацией и одновременно самым важным практическим этапом проекта. В этом году у нас была фабула, связанная с кражей мобильного телефона. Ценность работы над фабулой и участие в фестивале игровых судов состоит еще и в том, что в нем принимали участие так называемые "трудные подростки", оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы найти дополнительные возможности и средства, направленные на коррекцию их поведенческих установок, адаптацию к жизни в современном правовом государстве. Столкновение "трудных подростков" с реальными судебными делами, особенно уголовными, заставляет иначе с большей ответственностью взглянуть на собственные поступки.
Данный проект отличает не только сильная воспитательная составляющая, ставящая в качестве приоритета формирование гражданского патриотизма и преодоление правового нигилизма, но и профориентирование. Убедительным примером является поступление выпускника школы этого года - Чаплина Дмитрия на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.