Методическая разработка урока ОБЖ 1 курс Тема: «Заболевания передаваемые половым путем»

Министерство образования Республики Карелия
ГАПОУ РК « Сортавальский колледж»






Методическая разработка
Дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема: «Заболевания передаваемые половым путем»

Подготовила преподаватель:
Е.А. Заступневич

Методическая разработка утверждена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин сельскохозяйственного направления
протокол № ____ от ___________
председатель комиссии Т.А.Денисова _________






Сортавала 2015
Аннотация
Представленная методическая разработка урока основы безопасности жизнедеятельности поможет закрепить знания обучающихся, по теме «Заболевания передаваемые половым путем». Задача данного материала заключается в том, чтобы наиболее актуально для настоящего времени осветить вопросы сексуального здоровья. Актуальной проблема развития заболеваний, передающихся половым путем, является ещё и потому, что многие эти инфекции могут в самое кратчайшее время – в результате их не выявления и не лечения – стать основной причиной нарушения репродуктивных функций и у женщин, и у мужчин.
Методический материал предназначен для преподавателей средних специальных учебных заведений.
Методическая разработка сопровождается презентацией.
Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc356941048" 14Введение 13 PAGEREF _Toc356941048 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc356941049" 14Основная часть 13 PAGEREF _Toc356941049 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc356941050" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc356941050 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc356941051" 14Используемая литература: 13 PAGEREF _Toc356941051 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc356941052" 14Приложение 13 PAGEREF _Toc356941052 \h 14201515
15 Введение
Не секрет, что каждый человек хочет жить полноценной жизнью, быть здоровым и красивым, всегда выглядеть молодым.
Современная статистика свидетельствует о том, что в Российской Федерации растёт количество людей, которые страдают различного рода заболеваниями, передающимися половым путём, иначе говоря, ЗППП. Кстати, в группу риска чаще всего попадают молодые девушки в возрасте от 18 и до 25 лет.
Отмечено, что в последние 30 лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Отношение молодых людей к сексу становится все более легким, а различные социальные запреты в этой области легко игнорируются. Разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте. Упрощенное отношение к ранним сексуальным связям, неразборчивые, случайные связи с разными партнерами многократно повышают риск заражения ЗППП. Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах контрацепции и о заболеваниях, передаваемых половым путем (ЗППП), увеличивают риск наступления нежелательной беременности, приводят к росту у девочек-подростков и молодых женщин искусственных абортов или родов и ЗППП.
Список ЗППП достаточно большой, но в последние годы большинство людей знакомы с основными заболеваниями, которые могут передаваться в результате полового акта. Это гонорея, сифилис, гарденелез, трихомониаз, хламидиоз, цитомегаловирус, уреплазмоз, кандидоз и разные папилломовирусы, а также СПИД.
Но такое бывает, когда человек постоянно следит за своим здоровьем, ведет здоровый образ жизни, но как только он срывается, то тут же появляются проблемы, которые отравляют жизнь, а иногда могут привести и к необратимым процессам, и мешать жить не только себе, но и вашим близким.
Цель данного занятия - это просвещение по вопросам контрацепции и ЗППП подростков и молодежи, стимулирование использования презервативов, доступность лечения ЗППП, пропаганда здорового образа жизни, формирование у подрастающего поколения ответственного сексуального поведения.
Основная часть
Дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема: «Заболевания передаваемые половым путем»
Тип занятия: комбинированный урок, изучения нового материала.
Цель занятия: Познакомить обучающихся с признаками основных заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), и причинами их распространения. Обсудить основные меры профилактики ЗППП.
Задачи урока:
Образовательные – -охарактеризовать в доступной форме и дать подробное представление о том, что такое, ЗППП;
- сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека ;
-обосновать необходимость обеспечения безопасности человека;
Развивающие – - развивать мышление;
- развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию;
-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.
Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие):
- формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.
Оборудование урока:
Компьютер;
Книжная выставка;
Плакаты, таблицы;
Мультимедийный проектор;

Метод обучения:

словесный (беседа, объяснение)
наглядный (демонстрация)
контроль знаний (тест)
Место проведения: аудитория колледжа
Норма времени: 90 минут
Оформление, оснащение:
компьютер
мультимедийная аппаратура
компьютерная презентация

2.6 Ход занятия

Организационный момент – 2мин.
Вступительное слово преподавателя – 3 мин.
Изучение нового материала – 68 мин.
Контроль знаний студентов – 10 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Подведение итогов и оценка результатов – 5 мин.

Ход урока. 
 
I.Работа с карточками « Жизненные ценности».
Из карточки выберите те жизненные ценности, которые являются для вас главными на сегодняшний день и расположите их так: на первое место самое главное – значимое).
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
 
Карточка «Жизненные ценности»


Жизненные ценности

1
Деньги

2
Образование

3
Высокооплачиваемая работа (должность)

4
Семья

5
Карьера

6
Здоровье

7
Недвижимость

8
Престижное образование

9
Престижная работа

10
Счастье

Опрос учащихся:
какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.
Беседа с учащимися.
Человек может иметь великолепное образование, высокооплачиваемою работу, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Семья в жизни каждого человека имеет большое значение, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?
У каждого человека свое представление о счастье, но может ли быть по настоящему счастлив человек, если он неизлечимо болен?
Человек может иметь много деньг или недвижимости, но если он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Фредди Меркьюрри умер в 40 лет от СПИДа. Его состояние было 28 млн. долларов. Но он не смог купить себе здоровье.
Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
ВСЕ ИМЕЕТ СМЫСЛ, ПОКА МЫ ЗДОРОВЫ.
Инфекции, передаваемые половым путем, (ИППП) являются проблемой общественного здравоохранения
По оценкам ВОЗ 2005 года, ежегодно в мире среди взрослых людей в возрасте 15-49 лет происходит 448 миллионов новых случаев излечимых ИППП (сифилиса, гонореи, хламидиоза и трихомониаза). В это число не входят ВИЧ и другие ИППП, продолжающие оказывать неблагоприятное воздействие на жизнь отдельных людей и сообществ во всем мире. В развивающихся странах ИППП и их осложнения входят в пять основных категорий болезней, в связи с которыми взрослые люди обращаются за медицинской помощью.
«Заболевания, передаваемые половым путем»
 Подчеркните название инфекций передаваемых половым путем.

1)     ВИЧ-инфекция;
2)     Бруцеллез;
3)     Трихомоноз;
4)     Корь;
5)     Гонорея
6)     Паратиф;
7)     Сифилис;
8)     Герпес;
9)     Скарлатина;
10)  Цитомегаловирус.

 Просмотрим небольшой мультфильм.
Какие выводы вы для себя сделали?
ЗППП, что означает «заболевания, передающиеся половым путем». Помимо венерических заболеваний, в спектр ЗППП входят и многие другие заболевания, венерические заболевания  лишь часть из всех болезней, которым можно заразиться при половых контактах.
Специалисты различают несколько групп ЗППП:
Известные всем «классические» венерические заболевания;
«Новые» венерические заболевания;
Кожные болезни, передающиеся половым путем;
Заболевания, передающиеся половым путем, с преимущественным поражением других органов.
«Новые» венерические заболевания в медицинской литературе могут обозначаться еще и как «заболевания, передающиеся преимущественно половым путем», или «болезни, передающиеся главным образом половым путем с преимущественным поражением половых органов».
Сегодня науке известно примерно 20–25 болезней, передающихся половым путем. Рассмотрим некоторые из них.
Пути передачи ИППП
Половой путь передачи: любые виды секса
Контактно – бытовой путь: поцелуи, тесные объятия, общее пользование зубной щеткой, бритвой, полотенцем, купание в бассейне, нестерилизованный медицинский инструмент
Внутриутробный путь: при родах, через плаценту во время беременности
Парентеральный путь: попадание инфекции в кровь и на слизистые (внутривенное введение наркотиков, нестерильное переливание крови)
Другие пути: через слюну, мочу, выделения из половых органов, грудное молоко

Задание: Заполнить таблицу
 
Сифилис
Генитальный герпес
Гонорея
Хламидиоз

Возбудитель





Пути передачи





Симптомы






Сифилис
Первый признак заболевания сифилисом появление маленькой ссадинки, или язвочки, которую называют твердым шанкром («шанкр» по-французски язвочка, а твердый, потому что дно язвочки действительно плотное). Где же возникает твердый шанкр? Французские врачи говорят об этом с юмором: «он возникает на том месте, которым грешил». Величина шанкра от размера просяного семечка до величины ногтя мизинца. Язвочка заполнена жидкостью, в которой при анализе обнаруживают большое количество бледных спирохет. С момента появления твердого шанкра больной сифилисом становится заразным.
Стадии развития
Инкубационный период – от момента проникновения возбудителя в организм до появления твердого шанкра. Длится 3-4 недели, но может уменьшится до 8-10 дней, или увеличиться до 108-109 дней
Первичный период заболевания – с момента появления твердого шанкра до возникновения на коже и слизистых специфической сыпи. Длится 6-7 недель с поражением близлежащих лимфатических узлов
Вторичный сифилис – высыпания на коже, поражение нервной системы, костей, печени, почек.
Третичный сифилис – поражение всех органов и систем организма
гонококк
Гонорея
Гонорею вызывает микроорганизм, который называется "гонококк". Иногда этот организм может находиться в организме не вызывая никаких симптомов. Около 2% женщин являются бессимптомными носителями гонококка.
Гонорея - передается преимущественно половым и контактным путем (контактный путь - при передаче от матери к новорожденному в родах). Заражение бытовым путем происходит редко, хотя бактерия может сохраняться на неповрежденной, сухой коже около 4 часов.
Гонорея опасна тем, что может привести к бесплодию, также поражаются мочевой пузырь и почки. У новорожденных чаще наблюдается поражение глаз, которое может приводить к слепоте.
Первые симптомы заболевания возникают через 2-5 дней после контакта с больным партнером. Обычно первый признак - это чувство жжения и боли в мочеиспускательном канале при мочеиспускании. Иммунная память на это заболевание отсутствует.
Герпес генитальный.
Заболевание вызывается вирусом простого герпеса человека.
Всего существует 7 типов этого вируса. В последнее время появились данные о том, что вирусы герпеса разных типов могут переходить один в другой. По статистике человеческой смертности от вирусных инфекций герпес занимает второе место после гриппа (СПИД вне конкурса, от него умирают все заразившиеся).
Герпесу все возрасты покорны, все народы и государства. По оценкам ВОЗ, практически все население Земли является носителем того или иного типа вируса или сразу нескольких.
Заражение вирусом происходит не только при половом контакте с больным.
Заразиться также можно при поцелуе, при пользовании общей посудой, полотенцами, бельем, то есть бытовым путем.
Вирусы герпеса обнаружены в материнском молоке. Если был контакт с больным человеком, то вероятность заражения очень высока.
Инкубационный период составляет 3-7 дней.
Точно известно, что 3% ДНК генома вируса – онкоген.
Вирусы герпеса провоцируют большое количество самых разных заболеваний.
Герпес вызывает: поражение глаз (конъюнктивиты); поражение слизистых оболочек (стоматиты); поражение кожи (губ, лица, рук; поражение нервной системы.
Кроме кожи и слизистых оболочек болезнью могут поражаться и роговицы глаза, а также печень, мозг и другие органы.
Лечение герпеса на сегодняшний день не очень эффективно. Препараты не позволяют полностью избавить больного от вируса, а лишь позволяют избежать рецидивов.
Рецидив заболевания может быть связан со стрессом, нарушением иммунитета, простудой, нарушением питания.
Генитальный герпес приводит к бесплодию, патологии беременности, гибели плода.
Хламидиоз
Ежегодно в мире регистрируется 89 млн. новых случаев хламидиоза. Хламидиоз в настоящее время является самым распространенным заболеванием.
Современные методы лабораторной диагностики выявляют хламидии у 50% женщин с воспалительными заболеваниями мочеполовой сферы . Хламидиоз мог бы отвоевать звание ласкового убийцы у гепатита, но от хламидиоза умирают очень редко.
Вызывается заболевание внутриклеточным паразитом- хламидией – неподвижной бактерий небольших размеров.
Хламидия погибает лишь при температуре кипения воды.
Хламидиоз вызывает множество разнообразных заболеваний. Попав в организм, хламидиоз незаметно делает человека старым больным, бесплодным, слепым, хромым
Хламидийная инфекция угрожает здоровью не только взрослых людей,
но и детей, новорожденных и еще не рожденных малышей.
У детей хламидии вызывают целый букет хронических болезней, делая их слабыми. Хламидии у них вызывают даже воспалительные заболевания половой сферы.
Новорожденные по вине хламидиоза страдают конъюнктивитами, пневмониями, заболеваниями носа и глотки
Все эти болезни малыш может получить при внутриутробном развитии от зараженной матери, а может и вообще не родиться .
Если мать болеет хламидиозом, риск заразить хламидиозом своего ребенка при родах – не менее 50%.
По данным статистики молодых людей, инфицированных хламидиями около 30 % . Хламидиозом страдают 60% женщин и 50% мужчин. И число инфицированных постоянно растет.
Хламидиоз часто протекает без выраженных признаков или вообще никак не проявляется. Без лечения хламидиоз как бы "консервируется" в организме.
У человека нет естественной невосприимчивости к хламидийной инфекции и нет приобретенного иммунитета.
Эпидемическая ситуация по заболеваниям, обусловленным инфекциями, передаваемыми половым путем (далее - ИППП), в Республике Карелия сохраняется напряженной, несмотря на положительную динамику снижения.
Неблагоприятным прогностическим фактором остается высокий удельный вес лиц до 29 лет, заболевших ИППП, ежегодная регистрация врожденного сифилиса, сифилиса у беременных женщин. Снизилась выявляемость гонорейной инфекции у женщин врачами-акушерами-гинекологами и дерматовенерологами.
Игра коробочка
ФИЛЬМ ЧТО ТАКОЕ СПИД.
Раздать карточки «Степень риска для заражения ВИЧ», попросить определить степень риска заражения ВИЧ.
На 1 октября 2012 года в Карелии зарегистрировано более 1100 инфицированных ВИЧ, из них около 900 – жители республики. Большая часть инфицированных – это молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. Отмечается снижение доли вновь выявленных в данной возрастной группе и увеличение среди лиц старше 30 и 40 лет. Об этом сообщили в региональном министерстве здравоохранения. В текущем году выявлено 122 ВИЧ-инфицированных (в том числе жителей Карелии – 94). Более 30 процентов из них составляют женщины. Ведущим среди установленных путей передачи является половой путь заражения – в 54,9 процента случаев. Среди районов республики лидерами по заболеваемости остаются Лоухский и Сортавальский районы и город Костомукша.
Фильм СПИД (ВИЧ)
ИГРА «СВЕТОФОР»
Подводим итог
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА «КРУИЗ» (приложение )
Задача: выработка собственной модели поведения в критической ситуации.
Инструкция:
Перед вами компания подростков. У каждого из них номер от 1 до 18. Известно, что:
        № 7 и № 16–соблюдают целомудрие (такие люди есть в любой компании).
        №№ 1 и 2; 3 и 4 – влюблены и хранят верность друг другу.
Остальные подростки сексуально “общаются”. Они легкомысленно меняют партнеров.
Соединим линиями партнеров (кроме № 1,2,3,4,7 и 16).
№ 14 ИНФИЦИРОВАН ВИЧ
Теперь отметь тех, кто контактировал с ВИЧ–инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.
Какой получился результат?
Почему некоторые участники «КРУИЗА» избежали заражения?
№ № 1,2,3,4,7 и 16 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны.
А остальные?
Обратите внимание на темпы распространения ВИЧ-инфекции и меры, которые помогли некоторым участникам игры не заразиться ВИЧ.
ТЕСТ
Упражнение "Легенда о Чингисхане".
Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценивать те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных отношений.
Учащимся зачитывает текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление о трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.
Легенда
“... Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря. Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее. День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху. Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться. Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, как вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, своего любимца, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой. Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью. Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: "Как ты посмел разлить мою воду!1' Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: "Только попадись мне, и я сверну тебе шею!" Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. "Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, – сказал он соколу, – поплатишься жизнью!" Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднёс чашу к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина и, не сводя с него полных любви глаз, истек кровью. "Ты получил то, что заслужил”, – сказал "Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать. "Ничего, – подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику". И хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу, "Этой птице я обязан жизнью, –подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его". Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой.”
Вопросы к учащимися для обсуждения:
Какое отношение они имеют к нам?
Какие уроки можно извлечь из этой легенды?
А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей?
Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?
Слова учителя: Для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.



Заключение
Современные достижения медицинской науки позволяют эффективно излечивать ЗППП. Все зависит от своевременности обращения к врачу, аккуратности лечения, доведения его до конца. В России имеются все условия для полной ликвидации заболеваний передаваемых половым путем. Во всех лечебно-профилактических учреждениях РФ проводятся одновременно и лечебные мероприятия в отношении выявленных больных, и все меры профилактики ЗППП: выявление и привлечение к лечению лица, заразившего другого человека; обследование членов семьи заболевшего и всех, с кем он имел контакт; госпитализация всех больных заразной формой сифилиса.
При планировании данного урока, учитывались возрастные особенности обучаемых. На занятии реализованы следующие дидактические принципы:
системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса.
Я стремилась к тому, чтобы на уроке преобладал диалог учителя с детьми, а не монолог, обучаемые активно выдвигали свои версии, аргументировали их. Большинство были заинтересованы в течение всего урока. Работали как самостоятельно, так и в группах. Я думаю, что тема урока была понятна благодаря наглядности. На уроке действовал принцип комфортности. В аудитории была создана и поддерживалась атмосфера доброжелательности, увлеченности.
Считаю, что результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к проблеме связанной с сексуальным здоровьем.
Используемая литература:
Касаткин В.Н. Профилактика ВИЧ – инфекции у подростков: Методическое пособие. М.: «Образование и здоровье», 2005 год.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П, Тихомирова А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.М.:, «Образование и здоровье», 2005 год.
Покровский В.И., Покровсикй В.В. СПИД. Синдром приобретенного иммунодефицита. М.:Медицина, 1988год.
Чайка Н.А. Клевакин В.М. СПИД – чума XX века. Лениздат. 1989год.




Приложение








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 715