«Самостоятельная деятельность дошкольников через организацию детской журналистики в дошкольном учреждении»


«Самостоятельная деятельность дошкольников через организацию детской журналистики в дошкольном учреждении»
Наталья Алексеевна Глебова, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» г. Железногорск Курской области
Необходимость формирования и развития самостоятельности личности человека диктуется потребностями современного общества. Люди, умеющие самостоятельно творчески и нестандартно мыслить, всегда востребованы. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей является первостепенной. Из практики работы я знаю, что умеющий самостоятельно действовать и думать ребёнок сам способен организовать себя, своих друзей и совместную деятельность с ними. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности. Согласно концепции Льва Семеновича Выгодского, любая деятельность сначала осуществляется совместно со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.  При этом воспитатель создаёт разнообразную предметно-развивающую среду и может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтов, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Из опыта работы я знаю, что самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Развитию самостоятельности моих воспитанников способствует освоение ими умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Самостоятельная деятельность дошкольников может быть разделена условно на два вида:
- направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач;
- свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.
Я считаю, что их общей особенностью является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержку интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.
Образовательную деятельность с дошкольниками строю в процессе интеграции с самостоятельной детской деятельностью. Для этого создаю специальные условия в группе. Предметно-развивающая среда у нас организована таким образом, что у детей стимулируется проявление самостоятельности и творчества. Для организации самостоятельной деятельности ребят у нас в группе созданы различные центры активности, такие как:
 - «Центр познания». Здесь обеспечивается решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
- «Центр творчества». Он обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
 - «Игровой центр», в котором мои воспитанники организуют самостоятельные сюжетно-ролевые игры;
 - «Литературный центр». Здесь ребята могут познакомиться с литературой различной тематики.
- в «Спортивном центре» дети могут поиграть в спортивные игры. Здесь также осуществляется организация здоровьесберегающей деятельности.
- «Центр журналистики». Мы его часто называем «пресс-центр». Здесь происходит организация детской журналистики.
 Темы и наполняемость центров активности в группе формирую соответственно возрасту и интересам моих воспитанников.
В практике работы постоянно использую специальные технологии, методы и приемы, побуждающие к проявлению моими воспитанниками самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из таких технологий. Это организация детской журналистики. Данную технологию предложили кандидат педагогических наук С.М.Жарков, доктор педагогических наук А.Н.Орлов и кандидат педагогических наук А.Ю.Дейкина.
Детская журналистика подразумевает создание детьми собственных периодических изданий и организация самостоятельных репортажей и интервью. Эта деятельность в старшем дошкольном возрасте поддерживается многими учеными.
Мои воспитанники во время работы над газетой получают новый познавательный опыт. У них прививаются начальные навыки учения, способствующие развитию любознательности, наблюдательности, организованности и дисциплины. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Данная технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами и газетами, их целенаправленным рассматриванием. Например: «Мурзилка», «Непоседа», «Тридевятое царство», «Солнечный зайчик», «Веселые картинки», «Миша». В беседе с детьми специально отмечаю особенности размещения материалов, его оформление, нумерацию экземпляров.
2 направление работы – знакомство с газетными жанрами и некоторыми понятиями. В силу возрастной специфики теоретическое объяснение делаю доступным и кратким. Знакомлю моих воспитанников с несложными понятиями, такими как газета, журнал, альманах.
3 направление – создание условий. После обсуждения с ребятами особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов переходим в наш «пресс-центр». Здесь уже приготовлены такие атрибуты, как фотоаппарат, блокноты, бейджики с символами выполняемых функций, микрофоны, бескозырки, косынки, блокноты, образцы журналов. По мере выкладывания атрибутов, с детьми обсуждаем, как и для чего они используются.
Следующий этап детской журналистики - это «Деятельностный блок».
Мы с детьми обсуждаем и выбираем тему и название нашей газеты. Можно это делать при помощи волшебного мешочка или приема мозгового штурма. Пока сыпется песок в песочных часах, предлагаю ребятам назвать любые названия, даже фантастические. При выборе рубрик газеты использую модели. Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. У нас это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий. Для выбора рубрик можно использовать вариант игры «Хорошо - плохо». Так обсуждаем с детьми все рубрики, а после обсуждения дети зелеными фишками голосуют за понравившиеся рубрики. Далее по желанию мы определяем ответственных за рубрику и редактора. Следующий этап технологии – анализ. Для этого мы используем презентацию страниц. Журналисты рассказывают, что, как они оформили на своих страничках. А редактор высказывает своё мнение после них. Если особых замечаний нет, мы «верстаем» наш номер и предлагаем для чтения другим группам, родителям. Завершающим в работе является составление нового номера газеты, т.е. снова определяются тема, название газеты, рубрики, ответственные за рубрики. В завершении я хочу отметить, что организация такой работы очень увлекательна для детей, Она развивает речь ребенка, и творческие способности.
Развитие самостоятельности у моих воспитанников – это важный показатель готовности ребенка к школе. У детей формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6-7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.
Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Я считаю, что организации самостоятельной деятельности детей необходимо отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
Я надеюсь, что материал, который мною применяется в работе, пригодится и вам, уважаемые коллеги, спасибо за внимание.
Список литературы:
Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982
Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. Русская школа, 1981, №4, с. 117-118.
Коханая Ольга Евгеньевна, Детская журналистика как творческий процесс, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 2 (52) / 2013
Дейкина Анна Юрьевна, Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования, автореферат, Барнаул, 2000