Занятие по основам детской журналистики Письмо-отзыв другу

Занятие по основам детской журналистики
Письмо-отзыв другу
Основные задачи:
-закрепить умение писать в газетном жанре «отзыв»;
-учить высказывать свои чувства от прочитанного в письме другу;
-воспитывать качества необходимые для настоящей дружбы.
Оборудование:
-бумажное дерево;
-карточка со словом ДРУЖБА;
-плакат со словами: «Зорко одно лишь сердце»;
-«микрофон»
-плакат «Пресс-конференция»;
-каждому ребенку – конверт.
Музыкальный ряд:
-песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского;
-классическая музыка.
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие.
Хорошая речевая разминка.
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она!
Основная часть
Беседа «С чем сравнить дружбу?».
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (Овеет детей.)
- Конечно, о дружбе. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом ДРУЖБА.)
-С чем в стихотворении автор сравнивает дружбу? (Со светом солнца.)
- А с чем еще можно сравнивать дружбу? (Каждый ребенок дает ответ.)
-Нарисуйте в рабочей тетради то, с чем бы вы сравнили дружбу, и раскрасьте слово ДРУЖБА.
-Посмотрите, каждый из вас выбрал свой цвет. Объясните свой выбор. (Ответы детей.)
2) Дерево дружбы.
-А можно представить дружбу в виде дерева? (Ответы детей.) Учитель прикрепляет на доску бумажное дерево.
- В пословице говорится: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
- Имена самых близких друзей напишите на ветвях дерева. (Дети работают, звучит песня «Настоящий друг».)
3) Шифровка «Качества друга».
-Для настоящей дружбы человеку нужны многие хорошие качества. На стр. 23 зашифрованы некоторые из них. Расшифруйте их и запишите на ступеньках лестницы.
Для учителя.
Шифром является русский алфавит, записанный в две строки. В шифровке каждая буква заменяется той, которая вверху (или внизу).
4)Краткая беседа «Зорко одно лишь сердце».
- Ребята, а что вы почувствовали, когда вспомнили своих друзей? (Ответы детей.)
- Чем вы почувствовали? (Сердцем.)
- Давайте вспомним, что сказал о сердце Маленький принц? («Зорко одно лишь сердце». Плакат со словами – на доску.)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
-Да именно сердце чутко реагирует на малейшие изменения в нашей жизни. Народ всегда связывал с сердцем самые лучшие человеческие качества.
5) Объяснение учителя.
-Сегодня на занятии мы прочитаем еще один отрывок из «Маленького принца». Но сначала я хочу немного рассказать вам об авторе этой замечательной сказки.
Антуан де Сент-Экзюпери родился и вырос во Франции. Он был летчиком. Пока не началась война, он развозил почту и считал это очень важным и нужным делом. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
-Конечно, письма объединяют людей. Экзюпери хотел объединить добротой и дружбой все человечество. Ведь больше всего в жизни он ценил друзей и писал им добрые письма.
-Сегодня на занятии вы тоже напишите письмо другу. Но сначала давайте прочитаем еще один отрывок из «Маленького принца».
6)Чтение отрывка из сказки «Маленький принц».
7)Объяснение учителя.
-Почему затронула ваше сердце эта история? (Ответы детей.)
-А может быть, у вас возникли вопросы? Чтобы дать на них ответы, давайте проведем пресс-конференцию. Пресс-конференция – это встреча с журналистами для ответов на их вопросы. (Учитель прикрепляет на доску плакат «Пресс-конференция».)
-Давайте создадим группу из 4-5 человек, которая постарается дать ответы на возникшие у вас вопросы после прочтения отрывка сказки. (Группа детей садится перед классом. Остальные дети выполняют роль журналистов.)
-Перед тем как задать вопросы, журналисты должны взять микрофон, сказать свое имя и название газеты, которую они представляют. Например: Лена Ивановна, газета «Звонок».
8) Пресс-конференция.
-Итак, пресс-конференция начинает свою работу.
Примерные вопросы:
1.Почему Роза стала близка Маленькому принцу?
2.Что значит «приручить»?
3.Почему человек должен быть ответственным за тех, кого приручил?
4.Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу?
5.Почему «самого главного глазами не увидишь»?
6.Как вы понимаете фразу «Зорко одно лишь сердце»?
7.Чему учит этот отрывок из сказки?
-Завершить нашу пресс-конференцию хочется словами Лиса: «Люди забыли эту истину, но ты не забывай: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
-Какой вывод мы должны сделать из нашей пресс-конференции? (Ответы детей.)
-Правильно, мы всегда в ответе за все, что нас окружает, и мы должны во всем искать истину.
9) Письмо другу.
-А что можем сделать мы, чтобы люди вспомнили истину, раскрытую Лисом Маленькому принцу? (Ответы детей.)
-Да мы можем посоветовать прочитать эту сказку, рассказать о том, что узнали, а можем написать письмо – отзыв. Ваши письма мы передадим

Варианты:
В другой класс нашей школы,
Детям из другой школы.
-А если вы напишите письмо своему другу, то передадите его сами.
При написании письма вы можете воспользоваться схемой на стр. 23 рабочей тетради. (Дети пишут письмо. Звучит музыка.)
3.Завершение занятия
-Положите свои письма-отзывы в конверт. Может быть, человек, прочитавший ваше письмо, станет вам настоящим другом.
Вы можете воспользоваться этой же схемой для написания письма-отзыва к отрывку из сказки «Маленький принц» своим родителям. Поместите это письмо в авторскую книгу.
-Спасибо за занятие!
15