Применение симуляционных технологий обучения в среднем медицинском образовании

Применение симуляционных технологий обучения
в среднем медицинском образовании

Переход на стандарты нового поколения требует от медицинских образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения студентов и акцентирование внимания на профессионализме будущего медицинского работника – профессиональных компетенциях. В связи этим главным направлений в сфере среднего профессионального медицинского образования является необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.
В то же время, очевидны определенные проблемы при подготовке среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Среди них: страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов приобщении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры. Нельзя не обратить на внимание на недостаток времени для отработки каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.
Выходом из сложившейся ситуации является создание современных кабинетов практических кабинетов с необходимым комплектом оборудования для выполнения сестринских манипуляций. Важно совершенствовать педагогические технологии обучения, применяя такие, как игровые технологии, контекстное обучение, метод решения ситуационных задач.
Наиболее современным методом обучения студентов практическим навыкам деятельности является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.
В переводе с латинского термин симуля
·ция (simulatio видимость, притворство) создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. То есть это понятие изначально уже использовалось в медицине. Но если есть пациент, симулирующий болезнь, то может быть и медицинский работник, симулирующий лечение. Хотя симуляционное обучение активно начало использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могли привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 70 – е
годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования.
Переход от знаний к умениям, а затем навыкам подразумевает обучение специалистов среднего медицинского звена с внедрением в обучающий процесс системы симуляции или моделирования определенных ситуаций.
Большую роль в достижении поставленной цели может сыграть применение на практических занятиях медицинских фантомов. Одно из объяснений понятия фантом (франц. fantome, от греч. phantasma – видение, призрак) дает Большая советская энциклопедия: модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием.
Основная задача медицинских фантомов - создание клинических ситуаций, максимально приближённых к реальным, происходящим в жизни ситуациям. В Московском областном медицинском колледже № 1 на практических занятиях по профессиональным модулям студенты до начала производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях должны овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовыми манипуляциями в соответствии с программой практических занятий. Преподавателями осознаётся острая необходимость в правильности выстраивания учебного процесса в колледже с учётом освоения студентом в полном объеме теории и отработки на манекенах и тренажёрах-фантомах манипуляций и клинических приемов.
Занятия в колледже выстраиваются по определенному алгоритму. На первом этапе студенты получают теоретические знания. На втором овладевают практическими навыками. Третий же этап посвящен отработке практических манипуляций в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства студента). Обучающиеся под руководством преподавателя путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом, работы в команде, освоения общих и профессиональных компетенций.
Приведем примеры учебных ситуаций, поставленных перед студентами и нацеленной на отработку манипуляций, применяемых в нашем колледже.
Учебная дисциплина: «Основы реаниматологии» (итоговое практическое занятие).

Учебная ситуация: Пациент А. поперхнулся оливкой. Человек хрипит, не может сделать вдох, кожные покровы начинают синеть.

Задача: Оказать неотложную помощь пострадавшему.

Условия проведения манипуляции: Один студент выполняет манипуляцию, остальные наблюдают за его действием и по окончании комментируют допущенные ошибки. Данную манипуляцию выполняет каждый студент по очереди.

Этап №1.
Для оказания помощи человеку, используя соответствующий тренажёр-фантом, студент должен выбрать способ извлечения инородного тела, применить этот способ на практике.

В данной ситуации студенты закрепляют приём Геймлиха.

А) Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся, если он еще на ногах и не потерял сознания: 1. Студенту необходимо встать за спиной пострадавшего, обхватив его руками. 2. Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота). 3. Ладонь другой руки положить поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливать в живот.
Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но грудную клетку пострадавшего не сдавливать.
4. При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Б) Пострадавший без сознания, или к нему нельзя подойти сзади: 1. Положить пострадавшего на спину.
2.Сесть верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове.
Положить одну руку на другую, поместить основание ладони нижней руки между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).
3. Энергично надавить на живот пострадавшего в направлении вверх к диафрагме, используя вес своего тела. Голова пострадавшего не должна быть повернута в сторону.
4. Повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этап №2.
В случае неудачи извлечения инородного тела, у пострадавшего
происходит остановка сердца и дыхания. Студенты (I способ – 1 человек, II способ - 2 человека), используя соответствующий тренажёр-фантом должны провести сердечно-лёгочную реанимацию. Тренажёр-фантом последнего поколения показывает правильность выполнения данной манипуляции при помощи соответствующей индикации, что позволяет студенту своевременно исправить неверные действия.

1. Студент должен проверить признаки клинической смерти у пострадавшего:
- пульс;
- дыхание;
- реакцию зрачка на свет;
- реакцию «кошачий глаз».
2. Выдвинуть нижнюю челюсть пострадавшего.
3. Очистить ротовую полость пострадавшего.
4. Запрокинуть голову пострадавшего.
5. Сделать 2 выдоха в рот пострадавшему.
6. Найти правильное положение для рук (на 2 пальца выше мечевидного отростка, уложить основание ладони на грудину пострадавшего). Сделать 30 резких надавливаний.
7. Через 5 циклов: проверить наличие пульса. При отсутствии пульса продолжать делать надавливания.


 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Этап №3.
При восстановлении сердечной деятельности и дыхания пострадавшего, необходимо ввести венозный катетер и при помощи него ввести лекарственные препараты для поддержания сердечной деятельности, используя соответствующий тренажёр-фантом.
Студент самостоятельно выбирает необходимые оснащение (представленное на манипуляционном столике).

1. Студент должен проверить целостность упаковки и сроки хранения катетера.
2. Наложить жгут пострадавшему на 10-15 см выше предполагаемой зоны катетеризации.
3. Обработать пострадавшему место катетеризации кожным антисептиком в течение 30-60 секунд и дать высохнуть самостоятельно.
4. Зафиксировать вену, прижав ее пальцем ниже предполагаемого места введения катетера.
5. Взять катетер и снять защитный чехол.
6. Ввести катетер на игле под углом к коже 15 градусов, наблюдая за появлением крови в индикаторной камере.
7. Уменьшить угол наклона иглы-стилета при появлении крови в индикаторной камере и ввести иглу в вену на несколько миллиметров.
8. Зафиксировать иглу-стилет, а канюлю медленно до конца сдвинуть с иглы в вену (иглу-стилет полностью из катетера пока не удалять).
9. Снять жгут.
10. Пережать вену на протяжении для снижения кровотечения и окончательно удалить иглу из катетера.
11. Снять заглушку с защитного чехла и закрыть катетер.
12. Зафиксировать катетер на конечности.
13. Ввести 1 мл 0,1% адреналина.



Данная ситуация направлена на закрепление у обучающихся профессиональных умений:
Выработка правильного алгоритма действий для оказания помощи пострадавшему.
Выбор необходимой манипуляции в зависимости от результата предыдущей манипуляции.
Выбор необходимого медицинского оснащения в зависимости от манипуляции.
Выполнение манипуляций в одиночку или с напарником.
Формирование уверенности в своих действиях при оказании помощи пострадавшему.
Анализ действий других студентов и взаимопомощь.

Комплексное использование тренажёров-фантомов позволяет объединить в единое целое медицинских вмешательств теоретические и практические знания, разрозненные манипуляции, способствует выработке уверенности в своих действиях, повышению интереса и мотивации студентов к обучающему процессу.



Список использованной литературы
1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ – ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ // Фундаментальные исследования. – 2015.
2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №2, 2015

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.medsim.ru/ 2. http://www.ugrasu.ru/ 3. http://www.medsim.ru4.
4. http://стенды-плакаты.рф/Fantom.htm

http://www.ugrasu.ru/uploads/images/%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F %D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 firstaid72_ru.jpgРисунок 3Эђ Заголовок 115