Ттехнологическая карта урока русского языка Начальная форма мглагола


Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
УМК: учебный комплекс Начальная школа 21 века. Учебник Русский язык 4 класс под редакцией С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко.
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цели: ознакомление с начальной формой глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.
.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся.
Говорят друг другу:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы – семья и мы – друзья.
Личностные: положительное отношение друг к другу
Метапредметные: положительное отношение к знаниям, учебной деятельности
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Слайды 1-2
- Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в удивительную страну Глаголию. Сопровождает нас в этом путешествии добрый дядюшка Глагол. Чтобы благополучно добраться до страны Глаголии, мы должны помочь дядюшке справиться с разными препятствиями, которые устраивает на нашем пути Помеха - Неумеха..4 слайд. Задание 1 – «Обобщай».
- А вот и первое задание.
- Какие можете назвать различия?
Ученики читают задание. Находят в них общее.
-Все слова - глаголы, у всех есть приставки, безударные гласные в корне слова.
Глаголы: высадил, уходил, заговорит, сбережет, вытерпел - единственного числа. Глагол сбегут –множественного числа.
Глаголы прошедшего времени: высадил, уходил, вытерпел. Глаголы будущего времени:
сбережет, заговорит, сбегут.
Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3. Создание ситуации успеха. 
4.Словарно-орфографическая работа.
- Догадайтесь, какова тема нашего урока? Конечно же, глагол! Вспомните, что такое глагол. Назовите его грамматические признаки.
-Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с 1 заданием..9 слайд. Задание 2 – «Угадай»
-Новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если поможете дядюшке Глаголу разгадать ребус.
- Запишите это слово. подчеркните и запомните орфограмму непроверяемую безударную гласную Е.
-Подберите к глаголу синонимы.
-Поставьте вопросы к этим глаголам.
-Образуйте от них глаголы ,отвечающие на вопрос что сделать?
-Давайте определим время и число образованных глаголов. Северкать-Что делать?
Сиять, блестеть
-Засверкать, засиять, заблестеть
Определить время и число нельзя Познавательные .Осознанное
построение речевого высказывания в устной форме.
Умение ориентироваться в своей системе знаний.

5.Изучение нового материала Вывод: У глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? нельзя определить время, число, лицо. Такие глаголы имеют неопределенную форму или начальной формой
( инфинитив) . Начальная форма глаголов не изменяется, у неё нет окончания.
Ученики открывают учебник и читают правило.
Ученики дают определение
-Это суффиксы неопр.формы глагола
- Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваемого содержания.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
6 .Закрепление изученного материала. Работа в парах. - Выпишите глаголы в начальной форме, отметьте суффиксы -ть, - ти, - чь.
Учащиеся выполняют упражнение
в парах.
По окончанию работы взаимопроверка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: умение работать в парах, сопереживать другим.
7. Моделирование, продолжение
поиска в решении учебной задачи
Станция 5 – «Раздели». Слайд 15.
Учитель называет глаголы.
Идти, стеречь, писать, пройти, думать, написать, придумать, учить, выучить, говорить, проговорить, посмотреть-Проверка в парах.
-Чем похожи глаголы?
--В чём их различие?
- Давайте выделим приставку в глаголах.
-Что мы еще можем определить у этих глаголов? Ученики записывают глаголы в 2 столбика. Выходят по цепочке к доске и записывают глаголы.

Это глаголы неопределенной формы.
В 1 столбике глаголы без приставок, во 2 –с приставками
Один ученик выходит к доске, остальные делают в тетрадях Познавательные: закрепление полученной ранее информации.Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
8. Самостоятельная работа.
Работа в группах. Задание «Работа с деформированным текстом»
Учитель предлагает.
--Составим из слов предложение.
снег, Утром, густой, выпал
в,пушистые,воздухе,Кружат, снежинки
на ,Снежные, деревьях, хлопья, висят. ледок, реке, Тонкий ,лежит ,на. как. и, Она, в, притихла, сказке ,уснула.
-Проверка
--Из этого текста выберите глаголы и поставьте их в неопределённую форму глагола.
Дети из слов составляют предложения.
Один ученик из группы выходит и зачитывает получившееся предложение.
Один ученик читает весь текст.
Ученики выписывают глаголы и ставят их в неопределенную форму
Проверка работы (Слайд 20)
Выпал-выпадать,
висят-висетькружат-кружить, притихла-притихнуть
укутали-укутать, уснула-уснуть.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: умение работать в группах, сопереживать другим.
9.Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
- Вот и осталось позади последнее препятствие. Мы с вами помогли дядюшке Глаголу добраться до его родины - страны Глаголии. А коварная Помеха - Неумеха осталась с носом. Как вы понимаете это выражение
« остаться с носом » Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
- Как образуется начальная форма глагола?
- На какие вопросы отвечает начальная форма?
- Почему начальную форму называют неопределенной формой
Утверждения
1.Смог(ла) самостоятельно поставить цель
2. Принял(а) участие в коллективном обсуждении.
3.Дополнял(а) ответы других.
4.Смогл(а) разделить глаголы по столбикам, работая в паре.
5.Смогл(а) составить предложение, работая в группе.
6.Я ставлю себе оценку.
Домашнее задание: с.101,упр.3
Для сильных учащихся дополнительно – варианты:
1.составить несколько предложений с этими глаголами.
2. написать лингвистическую сказку о правописании суффиксов глаголов.