Урок химии по теме Окислительно-восстановительные реакции (8 класс)

Урок "Окислительно-восстановительные реакции"
( 8-й класс)
Цели:
закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;
закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Оборудование:
карточки дифференцированных заданий для работы в парах, индивидуальной работы; раздаточный материал: Таблица Менделеева.
Ход урока:
Фронтальный опрос по теме “Степень окисления”
Что называют степенью окисления?
Чему численно равна степень окисления?
Когда степень окисления “+”, когда “-”?
Чему равна суммарная степень окисления в молекуле?
Как определить мах положительную СО и мin отрицательную?
Назовите правила располагающие элементы по “старшинству” при определении С\О в бинарном и других соединениях.
Как определить степень окисления элемента в соединении на примере K2 Cr2 O7.? Объясните алгоритм действий.
Работа по закреплению навыков: Работа в тетрадях с последующей проверкой.
Задание1: (на доске, по вариантам):
Даны вещества. Определить степень окисления каждого элемента в соединении:
1 вариант:ALCL3, HF, NH3, CaBr2, NO2, IF7, H2SO4 2 вариант: PH3, CO2, Mg3 N2, N2, KCL, Na2 MnO4 .
Задание2:
Закончить уравнения химических реакций, расставить коэффициенты, определить тип химической реакции, и являются ли данные реакции окислительно-восстановительными (почему):
HgO ? + O2 -Q HCL +KOH ? +? Zn + HCl ZnCL2 +? SO3 + H2O ? C+O2 CO2 +Q.
На этом этапе дети сначала самостоятельно работают на местах, затем, по мере выполнения, желающие выходят к доске и пишут по одному уравнению. По окончанию работы проводим анализ - замечания, уточнения, исправления, вывод.
3. Записываем в тетрадях вывод:
Все химические реакции согласно электронной теории можно разделить на 2 группы:
идущие с изменением степеней окисления (соответственно ок-вос)
идущие без изменения степеней окисления.
4. Беседа по теоретическому материалу “Окислительно-восстановительные реакции”:
Какие реакции называют О/В?
Какой процесс называют окислением?
Какой процесс называют восстановлением?
Что такое окислитель?
Что такое восстановитель?
5. Поисковая работа:
Основывается на проверке решения домашнего задания с введением элемента поиска. На доске ученик записывает решение домашней “Цепочки”: Осуществить превращения: Cs Cs
·OH CsCl
Группа получает задание в тетрадях:
Определить, какая из этих реакций является окислительно-восстановительной, проверить расстановку коэффициентов в ней, используя метод электронного баланса.
Затем проверяем работу.
6. Отработка навыков определения степени окисления, составления схем окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса (работа у доски и в тетрадях) с развитием навыков рассуждения и анализа через комментарии ответов учащимися:
K+H2 O KOH+H2 F +H2 O HF +O2 Ca + HCCaCl2 + H2
7. Выводы по данной работе оформляем в тетради в виде памятки.
Памятка:
Если степень окисления повышается, то идет процесс окисления - отдача электронов.
Если степень окисления понижается, то идет процесс восстановления - присоединение электронов.
8. Организация творческой работы на последнем этапе урока дает возможность наиболее полно закрепить и обобщить знания, приобретенные при изучении темы. (Используются дифференцированные задания) 1-я пара “Теоретики”: прочитать лекцию 8-классникам, используя понятия “С\О, окисление, восстановление, окислительно-восстановительные реакции”. Демострируют таблички с этими понятиями . 2-я пара “Экспериментаторы” Задание: В химической лаборатории наводнение. Дневники с записями попали в воду, и некоторые записи утеряны. Помогите химикам восстановите их, вставив вместо точек необходимые записи:
а)..
3-я “Аналитики”. Даны электронные уравнения, выражающие процесс окисления и восстановления. Помогите ученику распределить их соответственно в 2 столбика
процесс
окисление
Восстановление

С0------------С+4
 
 

S0 ---------------S-2
 
 

Cu+2--------------Cu0
 
 

Cl0 ---------------Cl-1
 
 

S+4 -----------------S+6
 
 

K0 -----------------K+1
 
 

Остальные ребята работают по индивидуальным карточкам, выборочно в конце урока собираются тетради у 4-5 человек.
9. Затем все слушают ответы учеников.
10. Выставляются оценки за урок и дается домашнее задание.










Рисунок 26Рисунок 27Рисунок 28Рисунок 29Рисунок 30Рисунок 31Рисунок 32Рисунок 33Рисунок 34Рисунок 35Рисунок 36 Заголовок 115