Повышение ИКТ-компетнтности учащихся через проектную деятельность на уроках информатики


ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИБилибина Ирина Сергеевна,Учитель информатики, МБОУ «СОШ № 86 г. Челябинска» ВВЕДЕНИЕВажнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. ИКТ - компетентность учащихся определяется, как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации.Одной из основных целей, встающих перед учителями информатики, является повышение уровня информационно–коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.ВВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МЕТОД ПРОЕКТОВ)Прое́кт — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.Проектная деятельность или метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, которая направлена на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых продуктов. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные; личностные; социальные; литературно-лингвистические; математические; художественные и технологические.У проекта обязательно должен быть какой-то конечный результат: материальный; действенный; письменный.Продуктом проекта может быть любая из следующих работ:письменная работа;художественная творческая работа;материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;отчетные материалы по проекту.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МЕТОД ПРОЕКТОВ)Проектная деятельность состоит из 4 этапов:1. Выбор темы.2. План работы.3. Сбор информации.4. Завершение проекта.Основные разделы работы: титульный лист, оглавление (содержание), введение, главы основной части, заключение, список используемой литературы, приложения.По итогам создания проекта проходит публичная защита проектов, осуществляемая на школьной конференции. Объектом исследования являются школьники.Цель работы – исследовать возможные причины компьютерной зависимости, выявить психологические и физические признаки зависимости.Задачи:Определить, наблюдается ли зависимость школьника от компьютера.Выявить психологические и физические признаки компьютерной зависимости.Проанализировать основные причины зависимости школьников.Предложить возможное лечение зависимости школьников от компьютера.Исследовательский проект «Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия» Объект исследования: человек.Предмет исследования: психика школьника.Участники исследования: учащиеся 9 классов.Гипотеза исследования: мы предполагаем, что длительная работа за компьютером, долгое пребывание в социальных сетях, компьютерные игры оказывают негативное влияние на психику и физическое состояние современного школьника.Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; сбор информации и анкетирование.Исследовательский проект «Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия» Описание проектаНа первом этапе прошло обсуждение и выбор темы работы, перед учащимися была На втором этапе совместно с ребятами был составлен подробный план работы над проектом.На третьем этапе класс был разделен на подгруппы (3 человека). Каждая подгруппа получила задание для самостоятельного поиска и сбора информации:Исследовательский проект «Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия» 1 группа - Определение ключевых понятий исследуемой темы2 группа - Основные причины компьютерной зависимости3 группа - Признаки компьютерной зависимости4 группа - Лечение компьютерной зависимости5 группа – Анкетирование (в анкетировании принимали участие 20 учащихся 9 класса).На четвертом этапе группы проекта предоставили результаты о проделанной работе. Обсудили препятствия, с которыми ученики столкнулись. В результате исследования составлена памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость». Исследовательский проект «Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия» Исследовательский проект «Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия»Памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость»• втянувшемуся подростку резко перекрывать доступ к компьютеру нельзя; делать это нужно постепенно, подготавливая ребенка вместе с психологом;• будьте честны со своим чадом, дети чувствуют ложь;• старайтесь больше проводить времени с подростком, но не превращайте общение в длинные беседы и нотации;• уважайте индивидуальность ребенка;• подыщите вместе с ним хобби, увлечения;• развивайте личностные качества подростка, любознательность, уверенность в себе, дружелюбность, честность, ответственность за свои поступки, терпение. Задачи проекта:научить школьников собирать, классифицировать и оценивать информацию,привить навыки работы с большими объемами информации,научить школьников наглядному представлению информации,отработать навыки работы в графическом редакторе,повторить и расширить знания по архитектуре компьютера,научить школьников демонстрировать итоги своей работы,научить школьников оценивать свою работу и работы своих одноклассников.Проект «Архитектура персонального компьютера» Примеры индивидуальных тем: Системная плата.Системный блок Порты ввода/вывода.Информационная магистраль.Процессор (АЛУ, УУ).Внутренняя память.Устройства внешней памяти.Звуковая карта.Видеокарта.Устройства ввода.Устройства вывода.Перспективные направления развития компьютеров.Сетевое оборудование.Проект «Архитектура персонального компьютера» Проект «Архитектура персонального компьютера» ЗАКЛЮЧЕНИЕРезультаты в ходе выполнения проектов:1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации и анализа информации; навыки публичного выступления; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли; умение работать в группе; умение работать самостоятельно.2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, проектор, интерактивная доска, микрофон и т.д.)4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. Вывод: Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.Сегодня учитель, учащиеся и родители проходят общий путь повышения ИКТ - компетентности, становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане.ЗАКЛЮЧЕНИЕ