Урок литературы для 7 класса богатыри земли русской (былины в устном народном творчестве)

Урок литературы для 7 класса « Богатыри земли русской»
(былина в устном народном творчестве)
2 часа (сдвоенные уроки)

Учитель Чумакова З.В.


Цели урока:

Познавательная ( новое на основе повторения). Повторить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества о русских богатырях;
Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах;
Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости. Воспитание чувство гордости за величие своего народа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методические приемы: проверка знаний учеников ( фронтальная беседа), слово учителя, работа с учебником ( анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.

Оборудование урока:
Учебник « Литература» 7 класс, былины , картина В.Васнецова « Три богатыря», иллюстрации к былинам, карточки- таблицы « Устное народное творчество».
Памятка « Художественные особенности былин»

Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М.Горький)

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Расскажем все вместе основное правило вашего поведения на уроке:
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Если надо – отвечаю,
Руку тихо поднимаю.
Хорошее у нас правило, потому что « Слово - золото, а молчанье – серебро». Внимание на доску. Открываем тетради, записываем число, тему урока, эпиграф.

Актуализация опорных знаний.

У вас на столах лежат карточки с таблицей « Устное народное творчество», которые вы заполняли в 5 и 6 классах. С помощью этих карточек мы вспомним, что такое устное народное творчество.
Итак, что же такое устное народное творчество?
Другое название устного народного творчества, заимствованное из английского? (фольклор- народная мудрость).
Кто является творцом фольклора? ( Народ).
В чем проявляется своеобразие народного творчества? ( коллективное создание произведений; устная форма; анонимность, вариативность – разные варианты одного и того же произведения; разговорная речь фольклорных произведений).
С какими жанрами устного народного творчества вы знакомились в 5, 6 классах? (колыбельные песни, загадки, сказки, календарные песни, обрядовые песни, поговорки, пословицы). Ученики при ответах используют таблицу.
Какую мудрость вы услышали в пословице, которую я привела в начале урока: « Слово – золото, молчание - серебро»? ( Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошо подумать.).
Какие вы еще знаете пословицы о мудром и бережном отношении русского народа к слову? Приведите примеры. ( Примеры учеников. « Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и др.)

Работа над темой урока.
Словарная работа.
Учитель. Кто и когда начал сочинять сказки, пословицы, поговорки, петь былины, никто сказать не может. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заповеди, которые чтил народ. Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые ,обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в устном народном творчестве появились богатыри – Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Рассматривание иллюстраций к былинам

В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.
Как вы думаете, почему возникло именно такое название?
( Возможные ответы учеников. « Былина» - от слова «быль». Наверное, людям хотелось очень верить, что такие герои – умные, сильные, добрые- действительно были в давние- предавние времена).

Запись в тетради понятия « былина»
Былина- древнерусская эпическая песня, рассказывающая о подвигах легендарных богатырей.
Богатырь – герой русских былин, совершающий военные подвиги

Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы ответите сами, прочитав статью в учебнике.
Работа со статьей учебника « Былины» ( стр. 23)
Создание опорного конспекта. Вопросы записаны на доске
- О чем повествуют былины?
- Где происходит действие в былинах?
- Что воспевают былины?
- Что показывают нам былины?
- Кого делают предметом изображения?

Через 5 минут ученики отвечают на вопросы и делают краткую запись в тетради.

ОК.
Былина ( от слова «быль») – произведение УНТ.
Повествует о русских богатырях
Действие происходит в древних русских городах, в поле, на границах русского государства.
Показывают реальность древнерусского быта.
Воплощают думы и чувства народа.
Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.

Продолжение работы со статьей учебника. Вопросы ко 2-ой части статьи.
Чем былины отличались от песен русского народа? Что характерно для былин?
На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
Есть ли в былине рифма?
Чем сопровождалось пение былин?
( 5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи в опорном конспекте.

Особенности былин

ОК .
Пелись и рассказывались под гусли
2Для былин характерны грандиозность образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты
Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов

Слово учителя.
Былины возникли позднее сказок . Давайте сравним, чем герои сказок отличаются от героев былин . ( на раздумье 5 минут)

В опорном конспекте еще одна запись
Герои в сказке
Герои в былине

1 Герой спасает девицу, чтобы на ней потом жениться.
Сражается и побеждает разных фантастических чудовищ.
Герой наделен всякими волшебными и фантастическими качествами
Решает чаще всего личные проблемы
Подвиг героя былины бескорыстен
Побеждает врагов земли русской
Необыкновенные качества богатыря
Решает главный вопрос от которого зависит судьба народа.


Работа с иллюстрацией картины В.М.Васнецова « Три богатыря»

Как вы думаете, каких богатырей изобразил на своей картине известный русский художник В.Васнецов? (Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович)
Что вы знаете о них? ( Илья Муромец прославился своей силой; Никита Добрынич – умом, а Алеша Попович – хитростью)
Почему у богатырей такие встревоженные лица? Посмотрите, с каким напряжением они вглядываются в даль поля. ( Богатыри опасаются появления врагов, которые часто нападали на Русь. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили)
Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович действительно жили в то время? ( Возможно, и жили. Сказители наделили их лучшими чертами, которыми, по их мнению, должен обладать человек, вставший на защиту Родину. Это лучшие люди Древней Руси)

Поразмышляйте , с какой целью художник создал эту картину? ( Чтобы мы брали пример с богатырей, учились защищать родную землю, любили ее)

Слово учителя.
Основная идея былин – единение Русской земли, ослабленной междоусобными войнами князей. Русские люди прекрасно понимали свою роль в историческом развитии родины. В былинах народ – позитивный образ, а князья чаще всего – негативный.
Первые былины датируются VIII-IX веками. Расцвет былинного эпоса выпадает на XIII-XV в.
Местом, куда съезжались былинные богатыри, были два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делятся на два цикла: киевский и новгородский.
Внимательно рассмотрите таблицу, которая висит на доске.
Киевский

Новгородский

Место действия
Киев или места, связанные с ним
Новгород ( герой родился в городе или жил в нем)

Герои:
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Киевский князь Владимир
Садко
Василий Буслаев

ц° Основная тема
Защита Русской земли от нападения врагов
Жизнь города Новгорода, его внешние связи.


Учитель. Историки поведают нам о тех местах, в которых происходили события, воспетые в былинах. ( заранее подготовленные ученики рассказывают о городах Киеве и Новгороде)

Первый историк.
Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри – витязи, а новгородского – купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом решало вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. Со всей Руси везли в него ценные товары, производимые в бескрайних северных и сибирских просторах. Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек и другие города.

Второй историк. Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем « Поучении»: « Тем ведь путем шли деды и отцы наши Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».

Учитель. И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина Задумчиво перебирает певец струны гуслей Проходит минута- другая, и сказитель негромким напевным голосом начинает:
Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю
Так начинали сказывать былины. Напевно и протяжно.



IV. Коллективное выразительное чтение былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник» (методом цепочки).
Беседа по содержанию былины с использованием метода « Пресс».
( Ответы учащихся должны начинаться со словосочетаний: я думаю; потому что; например).
- Понравилась ли вам былина?
- Какая часть произведения произвела наибольшее впечатление?
- Кто такой Илья Муромец?
- Почему он покинул свой родной Муром?
- Какие подвиги он совершил по дороге до Киева?
- О чем предупреждали богатыря? Как его характеризует решение ехать ближней дорогой?
- Зачитайте про первый подвиг Ильи. Какую картину мы можем представить? С помощью каких слов ее легче всего нарисовать? ( Черный день, черные мысли, черное предательство
- Каким вы представляете себе врага, который встретился Илье?
- Как повел себя Илья Муромец, столкнувшись с Соловьем Разбойником?
- Какие слова в произведении подчеркивают героизм богатыря в битве с врагом? Какое они имеют значение – прямое или переносное? ( « Закричал разбойник по-звериному- Маковки на теремах покривились. А околенки во теремах рассыпались».)

2.Исследовательская работа

- Опираясь на текст былины, докажите что это произведение – былина ( в работе используются памятки « Художественные особенности былин». ( на работу отводится 10 минут)
Работа в группах
1-ая группа – композиция.
2-я группа - поэтический стиль.
3-я группа - стихотворный ритм.
4-ая группа – способы создания образа героя ( Ильи Муромца )
5-ая группа - способы создания образа героя ( Соловей Разбойник)
6-ая группа – способы создания образа героя ( Князь Владимир )
7-ая группа – доказать, что это произведение относится к былинам Киевского цикла.

Сообщения.

1 группа. Экспозиция – как Илья Муромец « сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка – богатырь в Чернигове, кульминация – битва с Соловьем Разбойником. Развязка – Илья Муромец в стольном граде Киеве, у Князя Владимира Красно Солнышко. Концовка завершает былину – расправа Ильи над врагом – « вывез в чистое поле и отрубил ему голову»

2 группа. Поэтический стиль произведения включает в себя повторы предложений, картин. Наша группа подсчитала, что Соловей Разбойник описан трижды, таким повтором подчеркивается мужество и отвага богатыря. Сила врага подчеркивается эпитетами, метафорой « нагнано-то силушки черным-черно. Эпитет « черный» часто повторяется, является описанием не только вражьей силы под Черниговом, а и символом зла, как и сам Соловей Разбойник. Благодаря повторам рассказ в былине становится более выразительным

3 группа. Стихотворный ритм: в тексте былины отсутствует четкое деление на стопы, нет закономерного чередования ударения; ударные слоги произносятся с большей силой и протяжнее, чем безударные. Постоянного ритма нет. Количество ударных и безударных слогов произвольное.

4группа. При создании образа Ильи Муромца используется гипербола, характерный для жанра фольклора прием. Гипербола – это преувеличение. Илья Муромец обладает большой силой, любит свою родину, готов защитить всех бесправных, постоять за собственное достоинство.
«Подъехал Илья Муромец до той вражьей силы и начал рубить ее, колоть, конем топтать все войско вражье». Это прием контраста – один богатырь Илья Муромец выступает против многочисленной вражьей силы. Есть также эпитеты, которые раскрывают образ героя, который воплощает в себя черты защитника родной земли: « сильный мужской характер», « славный богатырь», «добрый конь», « лук тугой», « нагаечка шелковая», «седло богатырское», « добрый казак Илья Муромец»
5группа. Соловей Разбойник является символом зла в произведении. В былине изображен исторический факт – набеги монголо-татар на Русь. Поэтому Соловей Разбойник – это «Одихмантьев сын». Сила его была очень велика, от его посвиста и покрика все живое гибнет. Для изображения этой силы используется гипербола, эпитеты, повторы ( « Злодей- разбойник кричит по-звериному, вся травушка- муравушка заплетается деревья до земли пригибаются, а люди все мертвые лежат). Встречаются диалектные и устаревшие слова.
6 группа. Князь Владимир изображен как правитель государства. Илья с достоинством и одновременно скромно, с уважением относится к нему. Используются эпитеты, несколко раз употребляется гипербола. Князя называют « Красно Солнышко», что указывает на любовь к нему; Славный князь Стольнокиевский, место встречи с Ильей – стольный Киев - град. Эпитет «славный « повторяется десять раз. «Макушки на домах покривились, князь Владимир Стольнокиевский соболиною шубою накрывается»
7 Группа. Былина « Илья Муромец и Соловей Разбойник» относится к Киевскому циклу. Действия, описанные в ней, происходят во времена Киевской Руси. В произведении упоминаются города Чернигов и Киев. Первый подвиг Ильи в ранних вариантах мог означать его битву с половцами, а поздние – с татарами, что отвечает времени существования Киевской Руси. В одном из вариантов былины Илья говорит: « Я иду служить за веру христианскую, и за землю российскую, да за стольный Киев – град, за вдов, за сирот, за бедных людей». Князь Владимир – главный князь Руси Киевской – является олицетворением мудрости и доброты. Богатыри защищали страну от врагов. Кроме Ильи Муромца следует вспомнить богатырей Добрыню Никитича и Алешу Поповича, которых художник Васнецов изобразил на картине « Богатыри». Эта картина имеет еще и другое название « На Киевской заставе». Интересно, что полное название картины было такое: « Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде, примечают в поле, нет ли ворога, не обижают ли где кого», так обозначил сюжет картины художник.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович »

Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о собирателях былин.


Литература.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописцев до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999, стр.68 – 69
Литература 7 класс . Поурочные разработки по учебнику Коровиной
/ автор- составитель О.А.Финтистова /
В.Ковпик, А.Калугина. Былины ( Серия Библиотека Всемирной литературы)
М.,2008 стр.11-12
4. Интернетресурсы.




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




зђ Заголовок 1зђ Заголовок 215