Доклад на тему Формирование предметных и межпредметных связей на уроках


Северо – Казахстанская область
Жамбылский район
Жамбылская средняя школа
ДОКЛАД
«Формирование предметных и межпредметных знаний и умений
на уроках русского языка и литературы
в условиях обновления содержания образования»
32569152108203320415210820
Подготовила
учительница русского языка и литературы
Казиева Акку Балтабаевна
…Качественное образование должно стать основой
индустриализации и инновационного развития Казахстана .
Н.А. Назарбаев
Специфика работы учителей-словесников заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься,» - вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы в казахских классах. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне. Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет наряду с интерактивными методами и игровые технологии обучения.
Как любому учителю мне хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики проявляли фантазию, могли сравнивать и ассоциировать; стремлюсь развивать у школьников критическое мышление. В процессе применения технологии развития критического мышления происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, формируется направленность на самореализацию.
В старших классах анализируя поведение литературных героев, раскрывая те или иные образы, составляем диаграмму Венна.
Молодые ЛенскийОбразованные мечтатель
Умные поэт
Культурные сентиментальный

Онегин
реалист
эгоист
аристократ
разочарован
в жизни


Ученики устанавливают связи между персонажами, проводят анализ, учатся делать выводы, выражают свое отношение к героям.
В обобщающих уроках создаю проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Первый метод пробуждает интерес к теме. Очень интересный метод – кластер, любимый детьми, провожу с 5 класса. Это графическая организация материала, которая стимулирует мыслительную деятельность, при которой структурируется материал.
На уроках русской речи и литературного чтения ребята пишут пятистишья-синквейны.
Юрта
парадная походная
служит используется отличается
Уникальная в художественном отношении
жилище
При работе над составлением синквейна у учащихся происходит накопление словаря, правильно строят предложения, рассуждают.
В своей работе часто применяю технологию Штейнберга. Например, изучая
в 5 классе «Падежи имен существительных» даю задания – найти в тексте описание зимнего леса и построить ассоциативные связи к его образу.
Зимний лес

Лежат глубокие сугробыстучит по стволу дятел
Качаются на шишкахлегкие следы зверей
лесные птицыи птиц
Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также повысить качество знаний учащихся, осознанно воспринимать учебный материал, а самое главное развивать и совершенствовать речевую компетенцию учащихся.
Каждый предмет школьной программы не может усваиваться учащимися без связи с другими предметами. Чтобы научить ребят применять знания и умения, удобно использовать комбинированные уроки, уроки формирования умений и навыков, учебно- практические занятия. Этот набор форм занятий уточняется с учетом соответствия возрастным особенностям детей, владения учителем методикой проведения конкретной формы урока, а также пожеланиями самих школьников.
Межпредметная связь – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов общественно - гуманитарного и естественно - научного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель
в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Учителя испытывают затруднения в реализации межпредметных связей на практике. Основная причина - отсутствие достаточного количества методических рекомендаций по реализаций межпредметных связей
в конкретных учебных темах. И на уроках, и во внеклассной работе современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметную связь. Для этого ему необходимо владеть творческими вопросами и применять методические рекомендаций, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении русского языка с учетом новых программ и требований новой реформы школы.
Межпредметные связи повышают интерес учащихся к получению новых знаний, заставляют логически мыслить, анализировать конкретные факты.
В своей практике часто использую творческие задания, которые «переводят» художественные произведения на язык других видов искусства. Предоставляю учащимся возможность окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую лабораторию, в которой можно было бы попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, театрализацию, музыку, собственное произведение того или иного жанра.
В 5 классе часто даю задание создать иллюстрацию к тому или иному произведению. Например, по теме «Устное народное творчество» дети создают иллюстрации-загадки к прочитанным сказкам, сами пишут различные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Проводила урок с выставкой творческих работ учащихся, с инсценированием произведении. При изучении творчества И.А.Крылова инсценировали басню «Стрекоза и Муравей». В 8 классе при изучении А.С.Пушкина инсценировали поэму «Цыганы». Дети пишут свои рассказы, сказки, иллюстрируют их. Учащиеся
в красках выражают свое понимание той или иной темы и дают словесное обоснование. Напоминаю о том, что в живописи различают холодные тона
(черный, синий, голубой, фиолетовый) и теплые тона (желтый, оранжевый, красный, малиновый). Теплые тона приближают предметы, холодные – отдаляют. Помимо работы с красками, дети делают коллажи. Этот вид изобразительного искусства широко использовали в своем творчестве художники. Работа в технике коллажа требует фантазии, поиска и в то же время вкуса и чувства меры. Способом наклеивания на ватмане «собирается» композиция из кусочков цветных бумаг, ткани, рисунков, фотографии, объявлений. Я остановилась в основном на тех видах творческих работ, которые связаны с изобразительным искусством: рисование, аппликация, коллаж.
Использование компьютера на уроках может принципиально изменить и методы работы с учениками, и, что самое главное, ее результаты.
С преподавателем информатики в 10 классе реализовала на уроке приемы информационной технологий. Опираясь на слайды, учащиеся рассказывали
о юрте и ее элементах. Урок по теме «Местоимение» связала с темой «Форматирование документов». Собранный материал ученики обработали на компьютере и составили кластер, синквейны. Задания по постановке знаков препинания, вставке букв выполнялись на компьютере. Опыт работы показывает, что использование новых информационных технологий помогает оптимизировать учебную деятельность школьников, разнообразить творческие задания, обеспечить урок недоступными прежде материалами, что особенно важно в школах.
Для уроков на интерактивной доске создаю мультимедийные презентации и флипчарты, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки, видеофрагменты, которые в последствие систематизирую по темам.
При подготовке урока чаще всего использую такой прием, как «каширования». Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта, а затем происходит постепенное ее раскрытие. При работе с флипчартом эту функцию выполняет «шторка». Создается иллюзия движения бумаги по таблице, раскрывающей по частям. Учеников привлекает новизна проведения уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», сами выводят правила и лучше их запоминают, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес.
Учащиеся самостоятельно работают, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.
Ученики ждут интересных уроков, динамичных, как они сами. Я убеждена
в том, что учителю надо много учиться, не бояться ломать стереотипы, овладевать новыми технологиями, стратегиями обучения, воспитания и развития школьников.
На учителях - словесниках лежит ответственность за нравственность наших детей, за их интеллектуальное развитие, поэтому важно идти в ногу со временем. Любимый девиз М.О. Ауэзова: «Өрле!» - «Стремись ввысь!»
Желаю всем учителям не терять этого стремления, чтобы детям было интересно и они испытывали радость, приходя в школу.
1288415-235585
Выступление с докладом в областной конференции
10 августа 2012 года
-33718520320
-57785-248285
10 августа 2012 года областная конференция в г. Петропавловске
Выступление с докладом92011570485