Аналитическая справка по работе Клуба молодого воспитателя.


Работа с молодыми педагогами.
«...Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом...»
А. С. Макаренко
Развитие воспитания в системе образования в последние годы по праву стало приоритетным. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашёл отражение в документах государственного уровня.
Этот заказ государство сделало нам, практическим работникам, т. к. именно мы, взрослые, занимаемся воспитанием духовно – нравственного поколения, развитием личности каждого ребёнка, его познавательными способностями; воспитанием ребёнка, отличающегося высокой культурой и владеющего навыками здорового образа жизни. Но чтобы воспитать такого ребёнка, нужны профессионально грамотные педагоги.
Дошкольные образовательные учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, обязаны создать условия для развития личности ребёнка. Одно из таких условий – подбор кадров.
Статистика показывает, что в последние годы в дошкольных образовательных учреждениях на должности воспитателя работают люди с различным образованием ( « учитель начальных классов», « социальный педагог», « учитель»). Они, так же, как и молодые специалисты, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, в освоении ими новых педагогических технологий.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями.
В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитаттеля с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в нашем детском саду функционирует « Школа молодого воспитателя».
Работа с молодыми воспитателями строилась с учётом индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента. Процесс формирования и становления воспитателя в профессии проходит в несколько периодов, начиная с адаптации и заканчивая становлением как педагога, обобщая и распространяя опыт работы.
На начальном этапе 2012-2013уч.г. стояли следующие цели и задачи:
Цель: Создание условий для максимально быстрого включения молодого специалиста в образовательный процесс, оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи:1. Оказание молодым специалистам практической помощи в методических и психологических затруднениях.
2. Создание условий для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе я\сада.
3.Формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.
В «Школу молодого воспитателя» входили Аманбаева И.А., Андрющенко З. С., БугатаеваЛ.А. В ноябре Андрющенко З. С. выбыла, а прибыла Азизова А. Е. С ними было проведено знакомство - собеседование, инструктаж о ведении документации, проведён практикум по разработке и написанию календарных планов, технологических карт и циклограмм. В течении года планомерно велась работа по изучению методик дошкольного образования с Азизовой А.Е., Бугатаевой Л.А. Проходили посещения занятий с целью оказания методической помощи молодым специалистам. В ходе работы обменивались мнениями по текущим проблемам, проводили дискуссии на темы « Самоанализ занятий», « Трудные ситуации на занятиях, в общении детей и выход из них». Были даны консультации по организации и проведению всех режимных моментов в детском саду.
Молодые специалисты участвовали во всех общесадовских мероприятиях: семинарах, совещаниях педсоветах и т. д. Были активны при проведении конкурсов для родителей: «Лучшая стенгазета о З.О.Ж.», тематических выставок в течении года.
В конце учебного года были подведены итоги работы с молодыми специалистами.
В 2013 – 2014 уч. г. работа продолжилась с новыми задачами и целями.
Цель: Обеспечить постоянное вовлечение педагогов во все сферы профессиональной деятельности; повышать профессиональное мастерство; способствовать развитию компетентности молодого специалиста.
Задачи: 1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
2. Способствовать формированию профессиональных значимых качеств и умений.
3.Помочь молодому специалисту творчески внедрять передовые идеи в учебно – воспитательный процесс.
В « Школе молодого воспитателя» произошли изменения в составе,
пришли новые педагоги – Пожар Е. А. И Шевченко Ж. К..
С вновь пришедшими воспитателями велась работа по плану предыдущего года и дополнительно они вникали в работу с усложнениями. В начале учебного года молодые воспитатели рассказали о своих достижениях в прошедшем учебном году, обменялись мнениями по проблемам, которые возникают у них в педагогической деятельности в связи с внедрением ГОСО. Были подготовлены и проведены консультации по выбору тем самообразования; о том, какие технологии по работе с детьми применяются в детском саду; как подготовить занятие к показу на внутрисадовском уровне. Кроме этого, продолжалась работа в оказании помощи при написании технологических карт, ведению документации, продолжались посещения занятий с целью оказания помощи в их проведении. Проходили диспуты, беседы, обмены мнениями по работе молодых специалистов.
В 2013 – 2014 у.г. дали занятия на внутрисадовском уровне Бугатаева Л. А., Азизова А.Е., Аманбаева И.А. Участвовали в работе творческой группы Азизова А.Е., Аманбаева И.А., Бугатаева Л.А. Воспитатели принимали участие во внутрисадовских мероприятиях: педсоветах, совещаних, конкурсе по созданию « Уголка настроения» в группе. Выступали с концертной программой, посвящённой пятидесятилетию освоения целины, вместе с другими сотрудниками ясли/сада в Доме Культуры.
Так же, как и в прошедшем учебном году, были подведены итоги работы « Школы молодого воспитателя».
План каждого года работы с молодыми специалистами – это процесс поэтапного овладения ими профессией воспитателя. Третий этап работы с молодыми специалистами предусматривает следующие цели и задачи.
Цель: Учиться быть воспитателем.
Задачи: 1. Продолжать формировать потребность у молодых специалистов в непрерывном профессиональном образовании.
2. Способствовать становлению индивидуального стиля педагогической деятельности через различные формы повышения квалификации.
3. Совершенствовать формы, приёмы и методы работы с молодыми специалистами для повышения роста профессионального мастерства и качества обучения и воспитания дошкольников.
В 2014 – 2015 уч.г. работа с молодыми воспитателями приняла новый вид работы – наставничество.
Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога, так как за одним наставником закреплён один молодой специалист, где основный акцент ставится на формирование практических умений и навыков. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремлённым. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать.
Были сформированны следующие пары: Полякова Г.М., Азизова А.Е.; Неустроева О.А., Пожар Е.А.; Лебедева Г.В., Каркаева Ж.А.; Яковенко Т.В., Шевченко Ж.К. Во второй половине года Пожар Е.А. ушла в декретный отпуск, пришла Чингинина С.С. и уволилась Шевченко Ж.К.
С вновь прибывшими воспитателями ведётся работа по первому этапу работы с молодыми специалистами. Остальные воспитатели продолжают совершенствовать своё мастерство. Со всеми молодыми воспитателями проводятся мастер – классы, индивидуальные консультации, тренинги, беседы и пр. по отбору методов и форм организации игровой и учебной деятельности дошкольников; по применению фифференцированного подхода к обучению; по использованию современных образовательных технологий в детском саду; по использованию различных форм работы с родителями.
В ходе работы проводится совместный анализ педагогических ситуаций; анализ различных стилей педагогического общения ( авторитарный, либерально – попустительский, демократический); структуры педагогических воздействий ( организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Педагог – наставник продолжает делиться опытом работы, предлагает молодому воспитатею разрабатывать и описывать интересные занятия для своей методической копилки.
В итоге, было дано открытое занятие в детском саду Азизовой А.Е., заметка о котором была отправлена в газету « Учительская плюс». Она же прошла в 2014 году курсы повышения квалификации.
После повышения квалификации на курсах и проведения открытого занятия – Аманбаева И.А получила вторую квалификационную категорию.
Воспитатели самостоятельно пробуют готовить и проводить собрания для родителей, совершенствуя своё мастерство, участвуют в конкурсах – « Оформление уголка по трёхязычию» в группе совместно с наставниками, готовили « Паспорт группы», сообщения к педсоветам, проводили утренники, тематические занятия. Азизова А.Е. является членом творческой группы в детском саду.
Вся перечисленная работа, и проведённое анкетирование молодых специалистов, позволяет сделать вывод, что индивидуальное методическое сопровождение молодых специалистов помогает получать положительные результаты по многим аспектам педагогической деятельности.
1. Молодые воспитатели стали методически грамотнее проводить занятия различных форм.
2. Развивается познавательный интерес к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и их родителями.
3. Повышается профессиональная компетентность молодых воспитателей.
Молодые воспитатели отмечают наиболее важные факторы, способствующие удовлетворённости работой в детском саду:
1. Взаимоотношение с наставниками.
2. Качество оказания методических услуг.
3. Своё положение в педагогическом коллективе.
4. Признание результатов труда коллегами.
Это объясняется тем, что в детском саду разработана система непрерывного методического сопровождения молодого специалиста, в которую входят наставники, методист, лучшие педагоги детского сада.
Между тем, в настоящее время, молодые воспитатели Каракаева Ж.А., Чингинина С.С. испытывают затруднения в самостоятельной педагогической деятельности, в умении планировать свою работу, ставить цели, проводить анализ собственных действий при выполнении различных заданий.
Рекомендации: воспитателям наставникам продолжать работу с молодыми воспитателями, организовать взаимопосещения занятий и режимных моментов, учить уделять больше внимания вопросам организации совместной деятельности педагога и воспитанников.