Справка о проделанной работе психолога с классом


Школьный психолог по роду своей деятельности часто сталкивается с проблемой изучения классного коллектива, имеющие низкие показатели успеваемости. Данная справка позволит начинающему психологу понять направление работы с классом.
Справка о проделанной работе педагогом-психологом ШГ № 17
Мансуровой С.М. с учащимися 8 «В» класса
2015-2016 учебный год.
Психологическое исследование было направленно на изучение классного коллектива 8 «В» класса, определение особенностей взаимоотношений между учащимися. Для достижения поставленной цели нами применялись следующие методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, проведение бесед, выступление на родительском собрании.
Нами изучались следующие параметры: мотивация, уровень тревожности, самооценки, психологический климат.
После обработки полученных данных можно отметить следующее:
Первой из изучаемой категорией являлось определение уровня тревожности, так как наличие высокого уровня тревожности у подростков может препятствовать успешному школьному обучению. Результаты диагностики представлены в таблице № 1.
Таблица №1 «Определение уровня тревожности»
Уровень тревожности Кол-во учащихся в %
Низкий 63%
Средний 33%
Высокий 4%
В основном у учащихся наблюдается низкий уровень тревожности - 63% опрошенных, 33% учащихся характеризуются средним уровнем тревожности и только у 4% выявлен высокий уровень тревожности. Таким образом, можно заключить, что данная личностная характеристика (наличие высокого уровня тревожности) не препятствует, подросткам обучатся.
Следующая характеристика, определяемая нами - это самооценка. Полученные данные отраженны в таблице № 2.
Таблица № 2 «Определение уровня самооценки»
Уровень самооценки Кол-во учащихся в %
Низкий 0%
Средний 29%
Высокий 71%
У 71% опрошенных наблюдается высокий уровень самооценки и 29% характеризуются средним уровнем самооценки. Учащихся с низким уровнем самооценки не выявлены. Анализируя данные можно обобщить – в классном коллективе в основном учащиеся, которые себя высоко оценивают.
Одним из показателей, влияющий на успеваемость класса это комфортное состояние каждого ученика в коллективе. С целью выявления внутриклассных взаимоотношений нами изучался психологический климат в классе. Особенности психологического климата в классе представлены в таблице №3.
Таблица № 3 «Психологический климат»
Уровень психологического комфорта Кол-во учащихся в %
Низкий 0%
Средний 53%
Высокий 47%
53% респондентов оценивают психологический климат в классе, как средний и 47% учащихся - высокий уровень комфортности. Таким образом, можно заключить, что большинство учащихся относится к своему классному коллективу положительно.
Определение уровня мотивации – это одно из составляющая успешности обучения. Нами также изучался данный параметр. Результаты диагностики отражены в таблице №4
Таблица №4 «Определение уровня мотивации»
Уровень мотивации Кол-во учащихся в %
Познавательные 19%
Коммуникативные 42%
Эмоциональные %
Саморазвития 0%
Позиция школьника 0%
Достижения 0%
Внешние (поощрение, наказание) 33%
Профессионально-
жизненное самоопределение 6%
Наиболее выраженный мотив в коллективе – коммуникативные (42%), то есть школа привлекает учащихся возможностью общения, построения личностных контактов, на втором месте мотив внешний (поощрение, наказание) – 33% опрошенных, то есть учащиеся учатся только, потому что за результаты обучения они либо наказываются, либо поощряются. И лишь у 19% учащихся выражен познавательный мотив.
С учащимися класса проводилось анкетирование
1. С каким настроением Вы обычно идете в школу?1) Всегда с хорошим настроением – 45%2) с хорошим чаще, чем о плохим – 28% 3) с равнодушием – 27%4) с плохим чаще, чем с хорошим – 0%5) всегда с плохим настроением – 0%2. Нравятся ли Вам люди, которые учатся вместе с Вами?1) Да, нравятся – 39%2) многие нравятся, некоторые – нет - 45%3) безразличны –16%4) некоторые нравятся, но многие – нет – 0%5) никто не нравится – 0%3. Бывает ли у Вас желание перейти в другой класс?1) Никогда не бывает – 28%2) редко бывает – 18%3) мне все равно где учиться – 24%4) часто бывает – 30%5) думаю об этом постоянно – 0%4. Устраивает ли Вас учеба в школе? 1) Учебой вполне доволен – 38%2) скорее доволен, чем недоволен -41%3) учеба для меня безразлична – 17%4) скорее недоволен, чем доволен - 4%5) совершенно недоволен учебой – 0%5. Как, по Вашему мнению, относится к Вам классный руководитель?1) Очень хорошо – 44%2) хорошо – 44%3) безразлично – 12%4) скорее недоволен – 0%5) очень плохо – 0%6. В какой форме обращаются к Вам чаще преподаватели?1) Убеждают, советуют, вежливо просят – 38%2) чаще в вежливой форме, иногда грубо – 39%3) мне это безразлично – 23%4) чаще в грубой форме, иногда вежливо – 0%5) в грубой форме, унижающей достоинство – 0%
7. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашней работы по предметам?
А) до30 минут – 41 %
Б) 1 -2часа – 53%
В) 2-3 часа – 6%
Г) более 3-х часов – 0%
8. Что, по-твоему, больше всего тебе мешает в учебе:
А) непонимание учебного материала – 24%
Б) моя собственная лень – 47%
В) нехватка времени – 18%
Г) ничего не мешает – 11%
С учащимися проводились тематические беседы, такие как «Как достичь успеха». На этом занятии подростки познакомились с историями успешных людей, акцентировалось внимание учащихся на следующие момент, благодаря каким качествам достигается успех. Занятие «Я, ты, мы», на котором рассматривались вопросы этического взаимоотношений внутри коллектива.
Для родителей учащихся организованно выступление психолога на тему «Подростковый возраст», на котором родители были ознакомлены с возрастными особенностями. А также педагог-психолог ознакомила родителей с результатами диагностического исследования, разъяснила план работы с учащимися, выдала рекомендации по эффективному взаимодействию с подростками.
Анализ всей диагностической работы показал, что психологических проблем у большинства учащихся, препятствующих успешному обучению, не наблюдается.
Педагог-психолог ШГ № 17 Мансурова С.М.