Урок «Информация для родителей. Скоро ребенок пойдет в школу»

Информация для родителей:
Скоро ребенок пойдет в школу.
Кабинет психолого–педагогической коррекции посещают дети от 3-х до 18 лет. Из них большая группа детей шестилетнего возраста с различными речевыми нарушениями. Моей основной задачей как логопеда становится задача подготовки ребенка к школе и консультация родителей по этому важному вопросу.
Начало школьной жизни – ответственный момент в развитии ребенка. И зависит от пап и мам, будет ли их малыш учиться с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделали родители, чтобы ребенок был готов к школе? Достаточно ли развита его речь? Правильно ли ребенок произносит звуки речи? Различает ли звуки при произношении?
От положительных ответов на эти вопросы зависят успехи малыша в усвоении предметов школьной программы.
В норме к 5 годам речь ребенка должна быть сформирована. Ребенок четко произносит все звуки родного языка, различает на слух группы звуков: С – З, С – Ц, Ж – Ш, Ч – Щ, С – Ш, З – Ж, Ц – Ч, С – Щ, Л – Р, умеет общаться с различной громкостью, умеет ускорять и замедлять темп речи, владеет построением фразы и достаточно обширным словарным запасом.
Но если к 5 – 6 годам ребенок неправильно произносит звуки речи в словах: кошка - это «коська» «коска», ракета – «лякета», «вакета», не ощущает разницы в словах «крыса» - «крыша», с трудом подбирает рифмовки: «шишка – селедка», не выделяет звук в начале слова, не пользуется развернутой фразой – это повод серьезно задуматься. Помимо занятий с логопедом ребенку необходима помощь родителей. Я рекомендую родителям быть очень терпимыми и изобретательными при организации домашних занятий. Ребенок должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поэтому все занятия необходимо проводить только в форме игры без пропусков по 15 – 20 минут в день. И тогда можно получить стойкий результат в улучшении речи ребенка.
Предлагаю задания, способствующие положительной речевой динамике.

1. Развитие речевого внимания формируется с помощью дидактических игр вида:
* Инструкция: - слушай и исправляй.
- огурец – сочный фрукт.
- корова – дикое животное.
- Собака любит кушать сено.
- Когда люди режут капусту, то всегда плачут.и т д .
* выполняй задание, если услышишь слово «пожалуйста».
Логопед: - Пожалуйста, подними руки.
- опусти руки.
- пожалуйста, руки в стороны.
- руки вперед.
- пожалуйста, руки внизитд.
* играя с песком или крупой в прямоугольном контейнере, обращаемся с просьбой: - спрячь игрушку в правый верхний угол.
- в левый верхний угол.
- в правый нижний угол.
- в левый нижний угол.
- в середину.
* найди в песке все круглое, овальное, квадратноеназови, скажи для чего нужен этот предмет? (бусы, кубики, шарики разного размера, пуговицы)

2. Активизация словаря осуществляется в процессе выполнения инструкций:
- подбери названия предметов к каждому сочетанию слов:
* можно стирать(носки, платье, трусы, майки итд).
* можно дарить
* можно гладить
* можно варитьи т д.
(можно использовать предметные картинки).

- закончи фразу:
* каждый знает, что горьким бывает ( перец, лекарство, запах).
* каждый знает, что легким бывает(перышко, шар).
* каждый знает, что круглым бывает (мяч, глобус) и другие.

- играем с мячом: инструкция: Я - потом ты. (ударяем мячом об пол на каждое слово)

Я знаю пять имен девочек: Валя, Тоня, Вика, Люда, Маша.- А ты?
Я знаю пять названий рек. А ты? Итд.

3. Развивать слуховое внимание и память можно в процессе игр – заданий следующего вида:

*Инструкция: Послушай и скажи: чего не бывает?
- ( пересказал с английского А. Жуков)
Январским ясным утром Нарцисс закукарекал,
В начале сентября Расцвел петух – чудак.
Взошла луна, а звезды А я в подвал спустился,
Упали на поля. Чтоб подмести чердак.

*Инструкция: Отгадай, какой звук пропущен?

Землю роет старый кот (крот)
Под землею он живет.

Серый вол(волк), голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче лапу (лампу)
А. Максаков.
*Инструкция: Замени звук другим:

О на И. мошка – мИшка
З на С . роза – роСа..
П на Б. почка – Бочка

* Отгадай загадку и назови, с какого звука начинается отгадка.

Обожгу, попробуй тронь, Скажет девочка любая -
Эта лента ( голубая)
Хоть я вовсе не огонь (Крапива)

Инструкция: Назови только те предметы, про которые мы говорим: ОДИН, ОДНА, ОДНО, ОДНИ. ( можно предложить предметные картинки).

4. Пальчиковая гимнастика. Развивая пальцы, мы тем самым помогаем ребенку быстрее и успешнее решать речевые проблемы. В практических пособиях по логопедии можно подобрать большое количество интересных пальчиковых игр. Предлагаю несколько упражнений из книги Руденко В.И. «Логопедия» (Мир вашего ребенка).

Сложите бумажную салфетку и попросите ребенка выщипывать кусочки двумя пальчиками. Посмотрите узор на салфетке!
Неплохо выглядит узор из пуговиц, выложенный на столе.
Подвесьте на ниточке бусинку или пуговицу. Задача: каждым пальцем щелкать по мишени.
Лепите из соленого теста сюжетные картинки к сказкам.
5. Артикуляционная гимнастика.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, значит у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Помочь в этом могут упражнения для губ и языка. Выполнять их целесообразно перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5 – 6 раз, сначала медленно, а затем переходить к более быстрому темпу.
Очень интересна « Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской. Если родители будут не только выполнять упражнения, но и проговаривать свои действия вместе с детьми – результат будет намного лучше.

* Язык в ротике живет,
Никогда не устает. (Широко открывать рот и высовывать язык изо рта).

* А теперь наш Язычок
Моет небо – потолок. (Максимально широко открыть рот. Проводить широким языком по небу вперед назад. Упражнение поможет правильно произносить звуки Р, Л).

* Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок. ( Ротик широко открыт. Широкий язык присосать к небу, чтобы уздечка языка натянулась. Упражнение поможет правильно произносить звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ.


6. Анализ звукового состава слова.
Это один из ответственных этапов подготовки к школе. Помочь успешно преодолеть его помогут задания:
* «Почини слово». Инструкция: Говори первую часть слова, а мама – вторую. Услышишь слово – кричи!
Ты: мы мама – бо
Мы мама – га
Мы мама – ру
Мы мама – ло! (Ура!!! Мыло!)

Инструкция: « Замени звук другим звуком и бросай мяч ».
Например: звук Д на звук Т.
Мама: Дочка ты – точка.
Мама: Душ ты – тушь.
Мама: Дело ты – тело

* Инструкция: «Грузим пароход». Грузим только предметы, которые начинаются со звука Р.
Мама: Я гружу раму, а ты? Ты: А я гружу розы, а ты? И т д.

* Инструкция: «Запомни и назови слова, в конце которых одинаковые звуки».
Молоток, апельсин, магазин.
Яблоко, банан, молоко.

* Инструкция: «Выдели из фразы слова со звуком С (СЬ), затем со звуком Щ».
Саша катается на санках.
Рома играет со щенком.

7. Задания по совершенствованию дикции предполагают не только укрепление речевого аппарата, но и повышение качества произношения отдельных звуков и их сочетаний.
* Инструкция: «Скажи скороговорку на одном выдохе, все звуки и слова произноси отчетливо».

У бобра много добра.
Семь мышат в камышах шуршат.
* «Выучи пословицу, объясни ее».
Делали наспех и сделали на смех.
Тише едешь – дальше будешь.
* «Отгадай загадки. Громко (тихо, пропой, прохлопай, протопай) произноси слова – отгадки».
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса. (велосипед).

Зимой спит, летом улья ворошит (медведь). И т д .

Уважаемые Родители! В дошкольном детстве процесс овладения речью для ребенка не заканчивается. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли будет продолжаться и в школьные годы.


Казахстан. ВКО. Г. Риддер.
Логопед высшей категории
Трунова Л. И.

15