Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе с применением здоровьесберегающих технологий.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа №2
Здоровьесберегающий урок
литературного чтения в 3 классе
по системе Л.В.ЗанковаАвтор-составитель:
Шаповалова А.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ ОСОШ №2
п. Орловский
2016г.
Здоровьесберегающий урок литературного чтения в 3 классе
(система Л.В.Занкова)
Участники урока : учащиеся 3 класса, учитель
Тема урока : «Изображение зимы в искусстве.С.Я.Маршак «Как поработала зима», М.В.Добужинский «Домик в Петербурге»»
Использование современных технологий: - оздоровительная технология
доктора В.Ф.Базарного;
- оздоровительная технология «БОС-дыхание»;
- интерактивные компьютерные технологии.
Цель: - формирование культуры и любви к искусству средствами художественных описаний.
Ресурсы ( оборудование) :
- компьютер;
- операционная система Windows 2007;
- мультимедийный проектор;
- Демо-приложение для дыхательной гимнастики «Литературное чтение»(«БОС-дыхание»);
- презентация учителя для учащихся Power Point ;- инвентарь в кабинете по технологии доктора В.Ф.Базарного («сенсорные кресты», потолочный офтальмотренажёр, экологическое панно, таблички разного шрифта и цвета слов;
- карточки с печатным материалом (для групповой работы по составлению результата исследования);
- учебник «Литературное чтение, 3 класс, ФГОС НОО»: Лазарева А.В., Москва. Издательский дом «Фёдоров», 2013;
.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
—  Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
—  Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
—  Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
—  Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
—  Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД :- Ориентироваться в учебнике;
-  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-  Слушать и понимать речь других;
-  Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Методы: 1) по характеру познавательной деятельности уч-ся:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- личностно-ориентированный;
2) по степени активности учащихся:
- конструктивные;
- творческие;
3) по источнику знаний:
- словесные;
- практические;
- наглядные;
4) стимулирования и мотивации:
- познавательные;
- социальные;
- эмоциональные;
5) мыслительной деятельности:
- аналитические;
- сравнения;
-классификации материала;
6) контроля и самоконтроля:
- устный;
- письменный контроль;
7) по организации деятельности - активные методы обучения(АМО - авторские, имеются сертификаты на использование от интернет-сайта «Мой университет):
- индивидуальные – « Я- сам!»;
- групповые – «Один в поле – не воин!»;
- парная работа - «Одна голова – хорошо, а две – лучше!» ; - дифференцированные (самостоятельный выбор задания по уровням).
Методические рекомендации и пояснения
к проведению урока литературного чтения.
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в 3 классе (система Л.В. Занкова).
Социокультурный аспект: - знакомство учащихся с видами искусства (поэзией, музыкой, живописью).
Кабинет оснащён необходимым инвентарём по оздоровительной технологии доктора В.Ф.Базарного:
-«сенсорные кресты»;
-потолочный цветной офтальмотренажёр;
-экологическое панно;
-таблички для выполнения упражнений в режиме двигательных горизонтов;
-ученические парты-конторки для работы в положении «сидя-стоя» (смена через 5-7 минут);
- массажные коврики для стоп (дети в носках без обуви).
На компьютере установлены и используются презентации для глаз и электронное демо-приложение с набором текстов для дыхательной гимнастики (технология «БОС-дыхание»). (Учителем получено разрешение на использование данной технологии на основе прохождения обучения – удостоверение о прохождении дистанционных курсов).
На протяжении всего урока с учащимися проводятся физпаузы (согласно технологии Л.В.Базарного), направленные на всестороннее физическое развитие учащихся (глаз, шейного отдел, рук, пальцев, позвоночника, массаж стоп). Важно, чтобы каждый учащийся сам следил за самочувствием своего организма, выбирая то или иное упражнение для зарядки. Это – действия самоконтроля за своим здоровьем.
Предыдущее домашнее задание по литературному чтению - дифференцированное (по выбору самих учащихся). Дифференциация д/з в этом случае направлена на осознание своих возможностей, владение действиями самоконтроля, саморегуляции, контроля)Поэтапные методические пояснения (план проведения):
Организационный момент. Стадия настроя.
В ходе приветствия предполагается создание доброжелательного эмоционального настроя учащихся на урок и вовлечение в коллективный труд.
Дыхательная гимнастика – зарядка для органов дыхания с использованием компьютера (учащиеся при этом упражнении сами себя «оздоравливают», выполняя чтение вслух согласно требованию технологии). Учитель следит за правильностью дыхания всех учащихся, помогает не отставать при хоровом чтении произведения и удерживать дыхание на должном уровне). Актуализация знаний учащихся. Мотивация.
Целеполагание на данном этапе происходит в сотрудничестве учащихся и учителя в ходе создания проблемной ситуации. Уч-ся самостоятельно формулируют темы урока, предлагая пути решения проблемы.
Учитель создаёт условия для установления учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами. Обязательное условие на этом этапе – прогнозирование, т.е. понимание, какой конечный «продукт» хотят получить уч-ся. Деятельностная стадия.
На деятельностную стадию отведено самое большое время – около 31 минуты. Упражнения направлены на совершенствование фонетических навыков говорения, активизацию изученных литературных норм и правил и совершенствование лексических навыков говорения – культура русской речи. Здесь происходит развитие навыков контроля, самоконтроля, коррекции действий каждого учащегося; совершенствуются общеучебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков выдвижения, предположений. И конечным «продуктом» данного урока должны быть знания.
В ходе работы над решением проблемной ситуации учитель должен помнить главную её задачу – воспитывать культуру общения на основе высоконравственных человеческих ценностей – любовь к близким, уважение к людям искусства, гордость за прославленных соотечественников. В деятельностную стадию включены задания и упражнения с применением АМО (активных методов обучения), в числе которых – авторские АМО ( разработаны лично учителем – разрешение и подтверждение на их применение выдано интернет-сайтом «Мой университет» - сертификат): «Я – сам!» - индивидуальные;
« Одна голова – хорошо, а две - лучше!»- парная работа;
«Один в поле – не воин!» - групповые.
Цель их использования на данном этапе – формирование умений взаимодействия с партнёром, принятия разных точек зрения и нахождения общего решения, аргументировать свою позицию при работе в паре и групповой работе).IV. Диагностика.
Упражнение на составление стихотворения через игру «Буриме» – не новое для детей (высокий уровень интеллектуальных способностей учащихся класса позволил ранее познакомить третьеклассников с данным видом) – направлено на совершенствование навыков поискового чтения (при этом повторяются и виды рифм, и связь слов в предложении); в данной работе происходит коллективное сотрудничество в выполнении творческой работы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия.V. Рефлексия.
Сопоставление результатов работы с задачами и вопросами в начале урока – индивидуальное (Что достиг? Что – нет?) Учителю необходимо на этом этапе создать обстановку, при которой уч-ся открыты в осмыслении своих действий и самооценке. Здесь реализуется рефлексивный алгоритм: «Я» («Я испытывал трудности, …», «Интереснее всего на уроке мне было …» ) «Дело» ( Достиг ли цели учения? Какие затруднения возникли? Как действовать дальше?
Каждый ученик и учитель должны поставить оценку своей работе и работе класса – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, где применить полученные знания и для чего.
Выбор домашнего задания – реализация практической задачи урока.